Саратов лысеет
09:27, 3 июня 2010
В городе плодятся «дровосеки»
Зеленые насаждения продолжают «уходить» из региональной столицы. Особенно это заметно на центральных улицах. Экологи бьют тревогу, чиновники же успокаивают: ничего страшного – насаждения не исчезают, а «перераспределяются». Недавно администрация сообщила, что в прошлом году в Саратове только официально было дозволено вырубить 2788 деревьев. Мы решили выяснить, кому же они помешали и куда все-таки «перераспределяются».
В центре – пусто, на окраинах - густо
По официальной статистике, площадь зеленых насаждений в Саратове составляет порядка 17% (в два раза меньше, чем в соседней Самаре). Сегодня на каждого жителя областного центра приходится по
- По моему мнению, баланс зеленых насаждений в Саратове сохраняется, - рассказал нам заместитель директора МУП «Садово-Парковое» Юрий Васильев. - Здесь речь скорее о перераспределении деревьев в малоэтажную застройку и внутридомовые территории.
По словам чиновника, сегодня деревья активно высаживают в новых коттеджных поселках и во дворах. И вообще, заявил Юрий Александрович, распространенное утверждение, что «чем больше в городе биомассы, тем лучше» не совсем верно. Поскольку чрезмерное количество деревьев дает излишнюю тень и влажность, а это разрушает здания. В центре Саратова насаждения мешают магистралям и многочисленным коммуникациям.
- Сохраняя старый город, мы испытываем неудобства, - признался замглавы МУП.
Экологи, в отличие от него, чувствуют совсем другие «неудобства». Еще три года назад эксперты совместно с комитетом охраны окружающей среды и природопользования обратились к местным властям с призывом спасти зеленые насаждения. Они подсчитали, что ежегодно город теряет до 3 тыс. деревьев. Приводилась и еще одна «веселая» цифра: чтобы обеспечить саратовцев зелеными насаждениями согласно нормативу, в губернской столице надо ежегодно в течение пяти-шести лет разбивать до
Срубите
мне дерево
Вообще-то, по закону получить разрешение на вырубку дерева довольно сложно, если только оно не растет на личном дачном или приусадебном участке. В городе зелеными насаждениями в основном владеет администрация. Для того чтобы «покуситься на муниципальную собственность», придется писать заявление в особую «зеленую» комиссию. В ее состав входят специалисты из комитетов по градостроительству, дорожного хозяйства, института «Саратовгражданпроект» и др. В свою очередь, члены комиссии посылают инспекторов обследовать дерево и только затем делают вывод, можно ли срубить. Когда-то она работала при МУП «Садово-Парковое» и ее критиковали за то, что раздает разрешения на вырубку всем кому не лень. Например, обвиняли в уничтожении сквера и аллеи кадетов на улице Рахова. Какое-то время структурой руководил уже упомянутый Юрий Васильев (тогда он возглавлял «Садово-Парковое»). В апреле прошлого года прокуратура признала, что негоже одному и тому же заведению давать разрешения на порубку деревьев, рубить их и еще брать за все это деньги. Комиссию разогнали, затем вновь создали через полгода, но уже при администрации города. Вскоре и Васильева сняли с должности. Впрочем, в «зеленой» комиссии по-прежнему сидят два сотрудника «Садово-Паркового», и вердикты они выносят на основании выводов инспекторов, которые также работают на этом предприятии. И Васильев никуда не пропал. Так что «Садово-Парковое» продолжает «рулить».
Но даже если принять на веру «подрывную» деятельность МУП вряд ли одно это предприятие может отвечать за исчезновение зеленых насаждений в Саратове. Здесь налицо и «прорехи» в законодательстве, и недостаточный контроль со стороны властей.
Если судить по обращениям в комиссию, деревья в Саратове мешают трем категориям граждан. Во-первых, простым горожанам.
- Жители нижних этажей часто обращаются в комиссию и жалуются, что деревья загораживают им свет, - рассказывает Юрий Васильев. - В свое время они сами посадили под окном саженцы и не подумали, что они могут вырасти. Жалуются люди и на старые деревья, которые в любой момент могут упасть.
Руководитель Саратовского отделения общественной организации «Зеленый патруль» Игорь Шопен вспомнил другие жалобы. Он работал в составе комиссии в 2009 году. Например, люди требовали срубить дерево, потому что оно загораживает им рекламу на магазине. В подобных случаях горожанам отказывали. И вообще, по словам Игоря Шопена, комиссия, по крайней мере с его участием, в основном не давала разрешения на вырубку.
Вторая категория покушающихся на зеленые насаждения – крупные застройщики жилых домов. Практически любое такое строительство предусматривает вырубку деревьев и высадку новых, но часто руки у застройщиков до этого так и не доходят.
- У нас очень много возводят домов с планом озеленения, но не выполняют его, - продолжает Игорь Шопен. - Когда приемочная комиссия администрации принимает новый дом, она смотрит только на то, чтобы там был свет, газ и вода. И все.
Третья категория ходоков в «зеленую» комиссию - точечные застройщики. Сюда относятся владельцы небольших участков земли, на которых в будущем должны вырасти магазины, стоянки и коттеджи. Таким людям комиссия чаще всего отказывает. Так, по словам Юрия Васильева, уже пять лет некой фирме не разрешают возводить объекты в районе аэропорта за гипермаркетом «Метро», из-за того что на их участке растут деревья. Такую землю часто перепродают по несколько раз, и уже другие арендаторы вновь и вновь идут в комиссию. Судя по статистике, именно от мелких застройщиков больше всего страдает «зеленый фонд» Саратова. Крупное строительство обычно предполагает вырубку нескольких десятков деревьев. Это довольно заметное мероприятие, которое может поднять на уши весь город (что уже не раз и происходило). Незаконную же вырубку трех-пяти деревьев никто не заметит.
Дали в дереве
Страдают деревья также от излишнего рвения и непрофессионализма некоторых чиновников и организаций. Сегодня в Саратове множество фирм, которые занимаются вырубкой. Для этого достаточно просто зарегистрировать предприятие. В результате город наводнили «горе-дровосеки», плоды их труда мы все можем видеть на улицах. Этой весной из-за резкого перепада температур наледь поломала несколько сотен деревьев в городе. Глава администрации дал задание провести обрезку. Власти Фрунзенского района наняли для этого не слишком профессиональную, зато недорогую подрядную организацию. И ее «дровосеки», не долго думая, обрезали ряд деревьев на проспекте Кирова вчистую - остались стоять лишь голые «столбы». Теперь администрация района размышляет, где бы найти деньги на покупку новых деревьев (взрослое стоит порядка 150 тыс. рублей). А пока, чтобы отвлечь горожан от печального зрелища, решила украсить «столбы» светодиодными гирляндами.
И в других частях Саратова можно наткнуться на деревья самой причудливой формы, например пирамидальные тополя в форме куба. Что вдохновляло людей на создание этих шедевров, творчество Сальвадора Дали или неумелое владение ножницами и пилой, остается лишь гадать.
Плата за «смерть»
Все виновные в «смерти» дерева обязаны компенсировать городу его потерю. Вид и сумму компенсации также устанавливает «зеленая» комиссия. Обычно речь идет о высадке деревьев взамен срубленных, причем желательно в этом же районе. Например, МУП «Садово-Парковое» в качестве компенсации высадило в прошлом году порядка 2 тыс. деревьев. Впрочем, критично настроенные экологи сомневаются, что это достойная плата за вырубку.
- Можно высадить сколько угодно деревьев, но сколько из них приживется? Это, наверное, будет четверть или одна восьмая, - объясняет Игорь Шопен. - Когда дерево высаживают в грунт, первые шесть месяцев оно нуждается в особом уходе – его нужно каждый день поливать. А кто будет этим заниматься?
Одно из мест в Саратове, где «Садово-Парковое» высаживает «компенсационные» деревья, – поселок Юбилейный. Таким образом там возник даже целый парк, парк Свободы. Мы оценили его состояние. Нельзя сказать, что все деревья там принялись, местами виднеются голые сухие стволы. Но в целом картина довольно благостная, видно, что время от времени растения поливают. Похоже, действительно какая-то часть деревьев «перетекает» из центра города на окраины. «Зеленый патруль» высадил в прошлом году около 600 саженцев, при этом экологи брали с людей обязательства, что те будут ухаживать за растениями. Шопен не без гордости рассказал нам: практически все эти деревья прижились.
Впрочем, по мнению защитников природы, молодые саженцы полностью не могут заменить взрослые деревья по экологическим характеристикам. Должно пройти пять-шесть лет, прежде чем «юная поросль» будет в состоянии нормально очищать и увлажнять воздух.
Если «компенсационная» высадка по какой-то причине невозможна, в законодательстве предусмотрена компенсационная выплата. Та же «зеленая» комиссия определяет стоимость растения. Сюда включают ущерб, причиненный экологии города, ценность самого дерева, возраст, территорию, где оно расположено. Могут назначить сумму от 10 до 60 тыс. рублей. В 2009 году по этой статье дохода в бюджет Саратова поступило 259,3 тыс., а только в 1-м квартале 2010-го – 581,5 тыс. То есть активность «дровосеков» повышается. В масштабах Саратова эти суммы выглядят не слишком серьезно, но и они не всегда идут на озеленение.
- В законе написано, что компенсационные выплаты вносятся в городской бюджет, - объясняет Игорь Шопен. - И эти суммы там часто рассеиваются. У города сегодня много проблем с зарплатами бюджетников и ЖКХ, в результате порой до деревьев, травы и кустарника выплаты так и не доходят. По моему мнению, положение мог бы исправить отдельный субсчет в бюджете города, куда бы шли компенсационные суммы. Туда же можно было перечислять и другие собранные штрафы за нарушение «зеленого» законодательства. И затем эти средства администрация расходовала бы на экологическую составляющую.
На днях Игорь Шопен назначен советником губернатора по вопросам экологии. Он надеется, что это поможет «Зеленому патрулю» еще плодотворнее бороться за сохранение зеленого фонда Саратова. В качестве позитивного момента можно отметить положение городской думы, которое вышло в апреле этого года. В него слились все нормы из законодательных актов, относящиеся к зеленым насаждениям Саратова. Это ускорит принятие решений по вырубке деревьев. Но вот улучшит ли такие решения? И чиновники, и экологи признают: деревья, скорее всего, уже не «вернутся в город», сейчас перед нами стоит задача удержать те, что еще растут на саратовских улицах. И задача эта с каждым днем становится все более глобальной.