«Славная» демократия
14:24, 21 мая 2010
Саратовские единороссы, заблаговременно до следующих выборов в областную думу, которые нас ждут через два года, готовят удар по оппозиции. Похоже, ведомые своим лидером Вячеславом Володиным, они предложили новый порядок формирования законодательного органа: разбить единый список партий на маленькие, соответствующие одномандатным округам. Представители «ЕдРа» утверждают, что движимы самыми благородными намерениями. А харизматичные лидеры оппозиции чуть ли не пакуют чемоданы, опасаясь, что их не пустят в следующий созыв.
Сто граммов перед поправками
Впервые об инициативе едроссов стало публично известно на вчерашнем заседании комитета по госполитике регионального парламента. Ее озвучил формальный автор поправок в соответствующий областной закон Василий Синичкин. Кстати, в том, что «наворотил» народный избранник без ста граммов не разберешься, но, похоже, сам Синичкин понимает. Суть изменений сводится к следующему.
Сейчас партии, представленные в губернии, формируют на выборы в представительные органы единый список своих кандидатов, что наряду с другими способами предусмотрено федеральным законодательством. Во главу ставят так называемых «паровозов» – лидеров парторганизации. Названы они так не случайно, поскольку избиратель, отдавая им голоса, делает выбор также в пользу идущих следом проходных кандидатов. В зависимости от того, сколько процентов симпатий населения наберет партия, столько же попадет в думу человек. Например, в четвертый созыв регионального парламента «Справедливой России» удалось провести только трех «паровозов», а КПРФ и вовсе двух. «ЕР» хочет разрушить эту практику, заменив единый список на маленькие, соответствующие одномандатным округам. В думу пройдут кандидаты того партийного списка, который наберет больше всего голосов.
«Изменения позволят повысить активность кандидатов, включенных в областной список, усилят роль избирательных объединений при проведении выборов, – пишет Синичкин в пояснительной записке к проекту поправок. – Кроме того, избранные по региональным частям депутаты, вместе с коллегами-одномандатниками, «закрепляются» на конкретной территории, соответствующей региональной части – одномандатному избирательному округу, и в то же время, избиратели, проживающие там, будут иметь несколько своих представителей в законодательном органе, что послужит усилению связи народа с властью».
Аналогичного мнения придерживается однопартиец Синичкина и коллега по думе Александр Ландо: «Поправка будет способствовать тому, что больше кандидатов начнут себя проявлять, а не въезжать в представительный орган на первой тройке фамилий».
Председатель облизбиркома Павел Точилкин солидарен с единороссами: «Можно предположить, что положения законопроекта будут способствовать более активной, систематической работе региональных отделений политических партий с избирателями, что в конечном итоге, будет способствовать и повышению доверия избирателей как к самому избирательному процессу, так и к избранным депутатам».
Политолог Дмитрий Олейник не так оптимистичен, как Точилкин и единороссы. Кандидаты действительно активизируются, но только на время выборов, считает он. По словам Олейника, важным моментом поправок является то, что «улучшается возможность прохождения депутатов по спискам от сельских районов, где явка традиционно выше». Между тем, как считает политолог, равного представительства по округам все равно не получится. Например, та же «Единая Россия» «где-то, как в Заволжье, имеет поддержку избирателей в 70%, а где-то, как в Балашове, – около 50%». Т.е. в думу по партийным спискам пройдут депутаты, представляющие интересы жителей районов Заволжья, а Балашов своего народного избранника, допустим, не получит.
Любовь и голуби Синичкина и Алимовой
Что «ЕдРу» хорошо, то оппозиции смерть. Над некоторыми харизматичными оппонентами партии власти нависла угроза не попасть в следующий созыв. Единороссы могут активизировать работу на округах, где в списках окажутся лидеры оппозиционных партий: выставить столь же сильных кандидатов, да и такие методы, как административный ресурс и подтасовка данных, ими наверняка не забыты. В тех же округах, где списки возглавят откровенно слабые оппозиционные кандидаты или такие из них, кто ведет с «ЕдРом» соглашательскую позицию, единороссы, напротив, могут расслабиться. Таким способом партия власти вполне может сформировать думу, как ей надо.
Это признает и депутат регионального парламента от КПРФ коммунистка Ольга Алимова: «Как только объявят выборы, «Единой России» можно уже опубликовывать состав думы». Кстати, об этом народная избранница говорила на заседании комитета, где у нее случилась забавная перебранка с инициатором законопроекта, метко названным ею «глашатым поправок» Синичкиным. «Ва-а-ась, а Вась, солнце мое, я же понимаю, что ты не хочешь, чтобы я прошла в следующую думу, этот закон ты для меня писал!» – обратилась коммунистка к коллеге по представительному органу, как героиня кинофильма «Любовь и голуби», чем вызвала улыбку у журналистов.
Другое ее объяснение идеи единороссов – у тех не осталось лидеров, достойных возглавить единый список: «Можно подумать, выставят Ипатова, Радаева или Колю Панкова - и народ валом пойдет голосовать за «Единую Россию».
«В настоящее время при формировании партийных списков на выборах как федеральных, так областных и муниципальных представительных органов власти наличие первой тройки кандидатов предусмотрено действующим законодательством, – говорит справедливоросс Владимир Пожаров. – Принятие законопроекта, подготовленного депутатом Синичкиным, ломает эту логичную, на мой взгляд, систему.
Я не знаю, чем руководствовался Василий Павлович при разработке своей законодательной инициативы, но предложенная им конструкция областных партийных списков – это всадник без головы.
Чем лучше гонка таких безголовых партийных всадников существующей системы формирования списков, надо ещё раз поинтересоваться у самого автора законопроекта. На прошедшем заседании профильного думского комитета он этого, на мой взгляд, не разъяснил».
Политолог Олейник солидарен во мнении с Пожаровым: «Федеральный закон в этих вопросах более мягкий, так что инициативу Синичкина можно рассматривать как ограничение. Если федеральное законодательство изменится, то вопросов к областным депутатам не останется. Если же нет, то в данном случае можно было бы - и правильнее было бы - предоставить партиям самостоятельность в определении, каким образом они будут формировать свой список, описав все возможные варианты в законе».
***
Несмотря на то, что единороссов в думе большинство, их шансы воплотить свои планы в жизнь не так уж высоки. По словам Алимовой, в стане единороссов инициативу Синичкина вроде бы восприняли неоднозначно. В «Единой России», не секрет, идет внутрипартийная борьба. И подобная разбивка партийного списка еще более усугубит раздрай и интриги противоборствующих группировок. Таким образом, при желании, можно вычистить ряды не только оппозиции, но и не вполне лояльных вождю единороссов, которых придется поставить в список по дипломатическим или финансовым соображениям. Так, скажем, могут пролететь списочники Ипатова или независимые от политсовета кандидаты-спонсоры предвыборной кампании. Поэтому поправка Синичкина будет идти даже через фракцию с большим трудом. К тому же последнее слово остается за губернатором, который может воспользоваться правом вето. В противном случае, думается, единороссы превратят думу в окончательный филиал партии власти.