Худрук филармонии защищает министра-прораба культуры

В редакцию «Четвертой власти» из министерства культуры Саратовской области поступило открытое письмо художественного руководителя Саратовкой областной филармонии

15:52, 18 марта 2015

В редакцию «Четвертой власти» из министерства культуры Саратовской области поступило открытое письмо художественного руководителя Саратовкой областной филармонии им. Шнитке, Заслуженного деятеля искусств России Анатолия Катца. Попросили опубликовать в качестве ответа на цикл публикаций «4В» о деятельности их славного министра-прораба Светланы Краснощековой.  Письмо получено по электронной почте, живой подписи нет. Но полагаем, уважаемый Катц не откажется от написанных там слов. Редакция решила удовлетворить просьбу и публикует открытое письмо в качестве полемики. Не думаем, что оно принесет дополнительное уважение заслуженному деятелю искусств, скорее наоборот, но у Анатолия Иосифовича столько заслуг, что он может стерпеть возможную негативную реакцию со стороны коллег на письмо, под которым он согласился поставить свое достойное имя.

Уважаемые господа, уважаемая «Четвертая власть»!

Я не отношусь к числу постоянных читателей вашего сайта, а заглядываю лишь иногда, чтобы узнать новости нашей губернии. Вот и сейчас тоже заглянул случайно и наткнулся на бурное обсуждение жизни и деятельности министра культуры области Светланы Владимировны Краснощековой. Наткнулся – и, честно говоря, оторопел, потому что меня настойчиво убеждают в том, что культура в Саратовской области погибает исключительно по вине Краснощековой. Настолько это утверждение меня поразило, что я, никогда не писавший не только в «Четвертую», но даже и в первые три власти, решил сесть за компьютер и выяснить для себя некоторые обстоятельства.

Я работаю в Саратовской областной филармонии 50 лет. Я пережил великое множество министров культуры, директоров, художественных руководителей, главных дирижеров.  Должен вам сказать сразу – С.В. Краснощекова была одним из лучших филармонических директоров, и – скажу уж тоже сразу – является нынче одним из лучших на моей памяти министров культуры. И обвинения в ее адрес с разных сторон, высказанные в материалах сайта, даже невооруженным взглядом обнаруживают такие нестыковки, которые вызывают недоумение и даже сильные подозрения в некоей заказной сфабрикованности. Впрочем, по порядку.

Главное «преступление», инкриминируемое Краснощековой, – сокращение количества сельских клубов и библиотек.  Господа, вы в какой стране находитесь? Вам, что, - неведомо, что в России кризисная ситуация?  И не надо мне  объяснять, что означает термин «оптимизация», потому что, мне кажется, только Сергею Щукину думается, что это от слова «оптимизм», а на самом-то деле это от понятия «оптимальный». Загляните в «Словарь иностранных слов» – там четко написано, что «оптимизация – выбор наилучшего варианта из множества возможных, например, оптимизация процесса управления». Но в нашем русском канцелярите это слово напрямую означает «сокращение». 

Возвращаясь к сельским библиотекам и клубам, могу сказать, что их тихое исчезновение – вина не Краснощековой. Это вина тех, кто отучил русских людей читать.  Я по этому поводу мог бы произнести пламенную многочасовую речь, мог бы найти виноватых, начиная от школьного образования до Интернета, о баснословно дорогих книгах в наших магазинах, - но делать этого не буду, а задам «обвинителям» Краснощековой один простой вопрос:  «Господа, вы, вообще, какую-нибудь прессу читаете, кроме своей собственной? Я на практике знаю, как страдают все учреждения культуры от пресловутого 131-го Федерального Закона. Закон этот формулируется очень просто: «Денег нет и неизвестно».  Так что обвинять министра в «развале культуры» - ей-Богу, крайне несправедливо.

Теперь о филармонии. По материалам, прочитанным в «Четвертой власти»,  создается ощущение, что Краснощековой инкриминируется сама идея реконструкция здания. Зачем, мол, она так старалась и, вообще, - зачем нужна филармония, лучше бы сохранили сельские клубы. Эта мысль сквозит и в статье С. Щукина и в интервью весьма мною уважаемого Ивана Георгиевича Кузьмина.

И, простите меня, г-н Щукин, - много лет зная Александра Васильевича Куриленко, я не верю, что он произнес те слова, которые Вы приводите в интервью.  При всей своей некоторой «наполеоновости», он, все же, человек разумный.  

Безусловно, работники филармонии искренно благодарны Губернатору В.В. Радаеву за его пристальное внимание к строительству.  Мы благодарны В.В. Володину, Правительству области, рабочим-строителям, всем, кто принимал в этом участие. А что же делала в это время Краснощекова?  Если внимательно читать ваши материалы, оказывается, что она не делала ничего, а даже мешала строительству!  Но я прямой свидетель того, как Светлана Владимировна вместе с директором филармонии Еленой Евгеньевной Ченченко дневали и ночевали на этой стройке.  

Посмотрите, сколько сделано!

- завершена реконструкция нашей филармонии, есть новый большой концертный зал  с современным оборудованием, светом, звуком, а мест стало почти в два раза больше, министерство культуру приобрело для нас два концертных рояля высочайшего класса.

- отремонтировано и открыто общежитие для студентов колледжа искусств. У этих ребят никогда не было своего общежития, а снимать жилье очень дорого. Проблема решена.

- ремонтируется здание Театра юного зрителя и, насколько мне известно, на эту стройку  из федерального бюджета выделено 300 млн. рублей.

- идет ремонт в бывшем Доме офицеров, который  был передан от министерства обороны в самом плачевном состоянии

- строится Музей трудовой славы

-  проведены I  фестиваль современного искусства, Парад достижений народного творчества, фестиваль Янковского, Кнушевицкого и много других 

-   огромное количество выставок во многих музеях и выставочных залах…

Впрочем, зачем я это все перечисляю – возьмите доклад Краснощековой на коллегии министерства… Отчет  честный, проведенная минкультом работа представлена объективно и без прикрас.   Там все  это есть, плюс еще очень многое.

Но я знаю это не из доклада. Я более 75 лет живу в этом городе и больше полвека служу культуре. Я вижу эти перемены к лучшему!

«О чем шумите вы, народные витии?» -  Это, как вы понимаете, цитата. Российские «бумажные СМИ любят «пошуметь», а уж Интернет-прессе сам Бог велел, Но как-то очень по-местечковому получается, самое главное – чтобы скандальчик случился. А скандал-то и не выходит. Сплетни какие-то все.

И окончательно потрясли меня в последней по времени публикации в «4В» цитаты из собрания речей предыдущего министра культуры, г-на Синюкова, который, как комментирует Сергей Щукин, «хотя и не заканчивал консерваторий, но прекрасно понимал, что получение прибыли - не главная задача культурной отрасли».  Я думаю, что ни бывший министр, ни нынешний журналист не только консерваторий не кончали, но и в экономике разбираются весьма слабо. Работников культуры призывают: «надо относиться к зарабатыванию денег осторожно. Ваша политика должны быть выстроена так, чтобы коммерческий интерес - вот прямо осмеливаюсь это говорить - не преобладал. Просветительский, творческий - вот приоритет».  Во-первых, я хочу, чтобы мне объяснили: «осторожное зарабатывание денег» – это как?  Это что означает? А, во-вторых – ребята, да в чем вопрос?!  Давайте заключим сделку – всем артистам, всем музыкантам города и области исправно платят зарплату, а мы все работаем бесплатно: кто хочет, тот пусть приходит! Никаких билетов, никаких денег, - красота!  А какую грандиозную оптимизацию можно провести под этот проект: сокращаются почти все бухгалтерии, кассиры, билетеры, распространители, экономия на печатании билетов – страшное дело! Один лишь вопрос в этом варианте покоя не дает: мы на какие деньги будем приглашать гастролеров, шить костюмы для новых спектаклей, строить декорации, приобретать инструментарий для наших оркестров? Господа, прежде, чем с такими сентенциями выступать с трибуны, надо было, все же, крепко подумать, а не заставлять присутствовавших в 2010 году на коллегии прятать улыбки и подавлять в себе смех.  У Краснощековой в словаре есть замечательная русская присказка:  «Как потопаешь, так и полопаешь». Вот эта терминология мне понятна.

А теперь очень серьезно.  Мы с вами люди взрослые, знаем «откуда уши растут». Ситуация предельно ясна:  некий богатый человек, никогда не сомневавшийся в собственном всемогуществе, решил построить то ли дом, то ли супермаркет в историческом центре Саратова рядом с домами-памятниками, где живут люди.  И уже было начал стройку, несмотря на возмущения жильцов, но тут вмешалось министерство культуры. Краснощекова напомнила, что все надо делать по закону.  Богатый и  всесильный человек обиделся на министра культуры и стал всячески ей мстить. Вот и весь «секрет Полишинеля»!

Поэтому – не  надо делать вид, что Краснощекова «обескультуривает» (выражение-то какое придумано!) область и скандально громко об этом заявлять… Я уверен, что любого министра регионального правительства, если на него кто-то из богатых людей «обидится», можно «раздолбать» (простите за вульгаризм). Светлана Владимировна опытный и  грамотный работник,  ее  уважают и в федеральном министерстве, и во всех концертных организациях России. Да, может быть, резка иногда. На министра культуры  возложили обязанности прораба! А  если бы вы слышали выражения, которые употребляют другие вышестоящие начальники в разговорах со строителями, вы бы еще и не то написали. Поэтому – оставьте вы Светлану Владимировну в покое и дайте ей нормально работать. Это я  прошу от лица всех работников Саратовской филармонии.    

И последнее – снова цитата:  «Дело надо делать, господа! Дело надо делать!»  Помните, откуда это?

Анатолий Катц

 

От редакции

Читателям сразу же стоит обратить внимание на то, что письмо писал (точнее подписывал) человек «подневольный», зависимый от министра культуры, которая курирует филармонию, поэтому к искренности его слов стоит относиться скептически. Второе, на что стоит обратить внимание, – на реального сочинителя письма. По хорошему стилю изложения, журналистским приемам и композиции, смеем догадаться, что оно написано, скорее всего, пресс-секретарем минкульта, известным журналистом со стажем. Выдает источник письма и официозное перечисление «достижений» минкульта, как будто скопированное с какого-то министерского документа. Здесь автор отходит от своего литературного стиля к официозному.

Написано письмо, очевидно, по установкам самой Краснощековой, которой, опять же отметим, повезло с пресс-секретарём, способным красиво и профессионально изложить мысль начальницы, явно такими талантами не обладающую. Но характер и манеры инициатора письма выдают оскорбительные выпады в адрес нашей редакции, которые там приводятся: высококультурный г-н Катц вряд ли стал бы по своей воле, защищая министра, так нападать. И еще это: «Должен вам сказать сразу – С.В. Краснощекова была одним из лучших филармонических директоров, и – скажу уж тоже сразу – является нынче одним из лучших на моей памяти министров культуры». Так можно сказать только о себе любимой или о любимой женщине, коей она для Катца вряд ли является.

Теперь по сути написанного. Автор письма пишет о «заказной сфабрикованности» статьей и называет изложенное в них сплетнями. Это неудачная попытка передернуть содержание материалов в свою пользу. Цикл публикаций о деяниях Краснощековой основан на неопровержимых фактах. А попытки оправдать министра тем, что в негативном развитии культуры в области она не повинна – нелепы. Губернатор отвечает за все, что твориться в области в целом. Министр — за то, что происходит в ее сфере.

Смешны в письме вычурные намеки на некоего богатого застройщика, который мог быть заказчиком публикаций. Смеем огорчить министра: у нее столько богатых и особенно бедных недоброжелателей, что каждый из них захотел бы проучить ее на страницах печати. Но т.к. «Четвертая власть» искренне убеждена, что такому человеку не место в министерском кресле, то все наши слова о ней, как говорится, – от души.

А вот еще один интересный пассаж: «Много лет зная Александра Васильевича Куриленко, я не верю, что он произнес те слова, которые Вы приводите в интервью». Если бы письмо сочинял Катц, он вряд ли стал бы писать такое, потому как, уверены, знает, что Куриленко так и говорит и не скрывает своего мнения.

А как прекрасно написаны оправдания резкости Краснощековой! «На министра культуры  возложили обязанности прораба! А если бы вы слышали выражения, которые употребляют другие вышестоящие начальники в разговорах со строителями, вы бы еще и не то написали». Ну, это вообще без комментариев. Спасибо автору за это!

В конце письма указанный (в смысле тот, какому указали) автор просит от лица всех работников Саратовской филармонии оставить Светлану Владимировну в покое и дать ей нормально работать. А инициаторы письма спросили работников филармонии разрешения на это? Редакция при подготовке материала не нашла ни одного положительного отзыва о министре, за исключением подневольных ей директоров, скажем, ТЮЗа. Редкий чиновник, даже при всей нелюбви к чиновничеству, удосуживается какого количества негатива, как от подчиненных, так и просто тех людей, которые с ним сталкивались. И уважаемый Катц тоже знает об этом. Знает об этом и Краснощекова, потому так хочется ей, чтоб хоть кто-то публично сказал о ней доброе слово, даже пусть написанное пресс-секретарем.

И завершим наш комментарий обращением к Краснощековой замечательной русской присказкой из ее словаря:  «Как потопаешь, так и полопаешь».

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться