Год Краснощековой. Ч. 3: Бездарная самодеятельность министра
10:00, 17 марта 2015
С приходом в правительство Саратовской области Светланы Краснощековой главными направлениями культурной политики стали «дети, гармошки и калачи». Казалось бы, поддержка подрастающего поколения и развитие народного творчества - дело хорошее, но стоит лучше приглядеться к процессам и становится видно, что все это - части универсальной схемы освоения бюджетных средств. Ее министр придумала, видимо, когда еще руководила филармонией.
Под прикрытием детей
Как же работает схема Краснощековой? Посмотрим на конкретном примере - на судьбе Дома приема официальных делегаций, расположенного в историческом особняке на улице Волжской. В 2012 году врио губернатора Валерий Радаев объявил о передаче здания детям. Этот шаг был встречен саратовцами с большим энтузиазмом, новый глава региона словно давал понять им, какие приоритеты будут у него в работе. Первоначально речь шла о чем-то абстрактом - школе искусств или творческом центре. Но затем за дело взялся минкульт во главе со Светланой Краснощековой. Сначала в особняк вселили Саратовский областной учебно-методический центр, а при нем уже создали Региональный центр поддержки одаренных детей. Чем же занимается это учреждение сегодня? Согласно данным официального сайта, детям преподают рисование, проводят конкурсы и творческие мастерские, есть там и такое странное коммерческое направление, как «Мастерская этики», где детишек 5-7 лет учат «уважительно и деликатно вести себя с окружающими людьми». Оказывает центр и психологические услуги. Нам сложно оценить, насколько этика и психология связаны с понятием «одаренность» и планировал ли Валерий Радаев, что заведение будет платным. Дело тут в другом. В подобные «дома пионеров», как называют их профессиональные работники культуры, можно вкладывать сколько угодно денег, все равно результатов их деятельности видно не будет. Максимум, что можно получить от них - это отчет о количестве проведенных мероприятий, который легко нарисовать на коленке. Зато на то время, пока этот центр существует, много «хороших» людей будут обеспечены уютными кабинетами.
«Дети периодически туда приходят, они там что-то делают, но там сидят люди просто в царских условиях, - делится впечатлениями руководитель ансамбля народной музыки «Балаган» Александр Куриленко. - Представьте: я прихожу на работу, у меня тут фонтан и черепахи ползают. И периодически я говорю: «А завтра мы из Новоузенска детей талантливых привезем». Они приехали, для себя что-то сыграли и уехали. Это кто-нибудь видел, кто-нибудь знает? Никто не знает». По его мнению, такими концертными организациями в области пытаются подменить профессиональные учебные заведения, на создание и содержание которых требуется много средств. А в «дворцы пионеров» родители сами с радостью ведут своих детей, да еще и доплачивают. Сэкономленные таким образом бюджетные деньги можно пустить на что-то другое, более интересное. Вот такая схема.
Подобное Светлана Краснощекова уже делала, когда трудилась директором филармонии: поменяла детскую арт-студию «ЮТА», участники которой имели наглость требовать зарплату, на бесплатный коллектив «Апельсин».
Театральный дух сменится сортирным духом
То же самое в скором будущем произойдет и со старым зданием ТЮЗа. Как известно, минкульт предложил отдать его под детское театрально-концертное учреждение. Причем в 2012 году чиновники говорили, что здание передадут именно Центру поддержки одаренных детей. Видимо, когда-нибудь там тоже будут учить детей «уважительно и деликатно вести себя с окружающими людьми».
В распоряжении «Четвертой власти» оказалось письмо первого заместителя министра Сорокиной заместителю председателя правительства Андрею Россошанскому (кстати, она ему приходится сестрой, но кумовство и конфликт интересов в областной власти - это другая тема), в котором ему предлагают снести основную часть здания, оставив лишь исторический фасад. И на этом месте построить «Губернский центр по предпрофессиональной подготовке в культуре детей и юношества Саратовской области». Вот так все просто у саратовского минкульта: снести 100-летний дом, который саратовцы считают намоленным и чуть ли не священным, и построить детский центр. Бывший директор ТЮЗа Валерий Райков боролся за сохранение театра в здании на Вольской, однако Светлана Краснощекова, объединившись с Андреем Россошанским, победила его. Если помните, в декабре 2012 года появилось странное анонимное письмо работников ТЮЗа, в котором Райкова обвинили в «экономии на артистах», в том, что он заставлял подчиненных вкалывать у себя на даче и т.д., и т.д. Потом на него посыпались и другие обвинения, и в итоге в январе 2013 года несговорчивый директор был уволен. Здание театра осталось за «детьми».
Пока до конца не понятно, что именно госпожа Краснощекова хочет устроить в бывшем ТЮЗе, говорят, что под прикрытием «центра одаренных детей» будет действовать концертная площадка для гастролёров. В том же выше упомянутом Доме приема делегаций до сих под проводятся официальные мероприятия областного правительства и близких к нему структур.
Так вот местные деятели культуры категорически не хотят видеть в старом ТЮЗе «дворец пионеров».
«Я просто не вижу здесь никакой логики, абсолютно бессмысленное действие, ничего, кроме удручения, это вызвать не может», - рассказал о планах минкульта бывший художественный руководитель, а сейчас артист театра «Балаганчикъ» Игорь Гладырев.
Александр Куриленко из «Балагана» также назвал решение по ТЮЗу бестолковым. «Вы хотите сказать, что от этого учреждения для культуры области не будет толка?» - спросил у него корреспондент «4В»
«А какой от него будет толк?» - удивился Александр Куриленко.
«Но ведь для чего-то это делается».
«Для чего делается - это 10 административных мест, где есть хорошие зарплаты. Там же будет директор, он же будет получать сотню, как минимум. А почему бы не посидеть? И никакой ответственности - через 10 лет дети все разбегутся, это будет бесконечный поток, как в армии», - доходчиво пояснил руководитель «Балагана».
Директор Саратовского цирка и член Общественной палаты области Иван Кузьмин уверен, что превращение здания ТЮЗа в «дворец творчества» сделает его «узконаправленным». «На сцене, я убежден, обязательно должны идти детские спектакли, чтобы дух и театральная намоленность в этом здании сохранились», - уверен он. По мнению Кузьмина, новое учреждение должно стать аналогом театральной школы Олега Табакова в Москве.
А народная артистка России, руководитель Союза театральных деятелей Римма Белякова предлагает отдать здание театра под Дом актеров, такие дома сегодня есть во многих городах России.
В общем, чем именно станут заниматься дети в бывшем ТЮЗе, пока говорить рано, надо дождаться возобновления ремонтных работ. Но уже ясно, что там, в комфортных помещениях, разместятся директор «дворца пионеров» с заместителями, и у них будет роскошный сортир в кабинете, где раньше трудился легендарный режиссер, народный артист СССР Юрий Киселев. И нет Светлане Краснощековой никакого дела до намоленности, по ее указке театральный дух заменится сортирным духом.
Гармошки и калачи как бесплатный вариант культуры
Теперь о том, как задействованы в схеме министра Краснощековой «гармошки и калачи». Во время праздников и уличных гуляний в Саратовской области, и особенно в областном центре, на сценах все чаще выступают любительские коллективы из районных домов творчества, а также ребята из детских кружков. Этим артистам не нужно платить за выступление, они обычно радуются тому, что им дают площадку и их кто-то слушает. Бабушки-исполнительницы русских народных песен из Новоузенского или Лысогорского района не откажутся приехать на праздник в Саратов, особенно если об этом их настойчиво попросит глава местной администрации. Потому и встают они в 4 утра, и трясутся несколько часов в автобусе по саратовскому бездорожью, чтобы успеть на ярмарку и спеть там перед губернатором и членами правительства. Валерий Радаев, говорят, как человек из народа, любит народные песни.
А что же в это время делают профессиональные ансамбли и танцевальные коллективы? Выживают как могут.
Еще одна причина, по которой народные коллективы вытесняют настоящих артистов с площадок Саратова, - это непростые отношения минкульта с городскими учреждениями культуры. Точнее, полное отсутствие этих отношений.
«Это меня ввергает в недоумение. Область, исключающая из себя столицу этой области и говорящая: вы к нам никакого отношения не имеете. Ну, я тогда просто перестаю что-либо понимать, - говорит худрук театра «Балаганчикъ» Игорь Гладырев. - Когда приходится как-то пересекаться по каким-то совместным проектам, совместным мероприятиям, всегда такие заборы и барьеры со стороны министерства. Дело даже не в деньгах, а во взаимоотношениях».
Муниципальные театры Саратова продолжают ютиться в подвалах и прочих неприспособленных помещениях. Артисты говорят, что у них, наконец-то, выстроились «интересные» отношения с администрацией Саратова, но этого мало, для нормальной работы нужна поддержка области. Но этого не нужно Светлане Краснощековой. Ее схема и так прекрасно работает.
Слишком дорогие фестивали
При министре Светлане Краснощековой саратовцы едва не осталась без двух крупных фестивалей, известных на всю страну. Это вполне понятно: мероприятия довольно затратные, на них никак не удавалось сэкономить. Так, правительство региона начало серьезно урезать бюджет международного кинофестиваля «Саратовские страдания» - сначала до 1,5 млн руб., потом - до 800 тысяч, в итоге фестиваль оказался под угрозой закрытия.
В 2013 году угроза нависла над саратовским театральным фестивалем «Золотой Арлекин», чьими учредителями являются министерство культуры Саратовской области и Союз театральных деятелей. Руководителю Союза, тогда им был экс-директор ТЮЗа Валерий Райков, в минкульте заявили, что на проведение этого культурного мероприятия нет денег, у театральных деятелей средств на него тоже, естественно, не было. Говорят, что причиной проблем фестиваля явились неприязненные отношения к Райкову министерши. После его ухода, «Золотой Арлекин» не стали хоронить, но новому председателю Союза Римме Белякове пришлось продолжить битву за него. «Вдруг со сменой власти учредительство было снято вообще с Союза театральных деятелей, нам сказали, что нет денег и так далее, и так далее, - рассказала она. - Статуэтки надо делать, все это надо печатать, конечно, требуются деньги. Решили: давайте пропустим, проведем его через какое-то время. Театральные деятели, и я в том числе, убедили министерство, что мы не должны пропускать фестиваль. Нашли деньги. И я считаю, это победа Союза, что мы отстояли «Золотой Арлекин».
В схему Светланы Краснощекой по освоению бюджетных средств не вошел и детский мюзикл «Винни-Пух», который стал культурным событием года: дети из ансамбля «Апельсин» вживую исполняли песни на музыку «Битлз». Его поставил артист ТЮЗа Алексей Чернышев на подмостках филармонии, причем он вложил в проект и собственные деньги. Работа над мюзиклом шла почти год.
«Нашел деньги, потратил свои гонорары на костюмы, на грим, на железки. У них раньше никогда не было спектаклей такого плана. В филармонии и Саратовкой области еще не было ничего подобного. Все живьем пели, играли, плюс видеонавороты. Много людей из разных стран были задействованы, все были на позитиве, даже возили детей в Лондон, чтобы они шли по Эбби-Роуд (название улицы и альбома группы «Битлз», - ред.)».
В итоге мюзикл показали летом в 2014 году, и затем ему перестали давать площадку. В последний раз дети могли посмотреть «Винни-Пух» 11 января этого года, следующий показ намечен лишь на 1 июня. Только представьте себе - год работы с детьми, большие суммы денег, потраченные на оборудование и костюмы - и все ради того, чтобы показать мюзикл пару раз и положить его на полку.
В качестве официальной причины Алексею Чернышеву назвали загруженность филармонии.
«Но филармония такая площадка, у них там свои коллективы, симфонический оркестр постоянно репетирует, «Волга-Бэнд», гастролеры. Я не думаю, что они там особенно заинтересованы, - сказал он, добавив, что, может быть, оно и к лучшему. - Мюзикл не успеет надоесть людям».
Думается, что на самом деле министерство культуры осознало, что «Винни-Пух» слишком дорого обходится. Да, он популярен и когда-нибудь, наверное, окупил бы все затраты, но ведь это надо ждать, а деньги надо осваивать уже сегодня. Потому многообещающий проект, который мог бы вдохнуть новую жизнь в культуру региона, фактически закрыли. Куда проще нагнать с районов еще с десяток бабушек в сарафанах и лаптях.
И напоследок скажем несколько слов о гармошках, причем, не тех, что входят в схему Краснощековой, а реальных саратовских гармошках. Их печальная судьба символизирует судьбу всей саратовской культуры. Не смотря на все разговоры чиновников, в области так и не удалось наладить их постоянное производство. Так что, как и стерлядь на гербе Саратова, гармошки уходят в прошлое губернии. Кстати, на Олимпиаду-2014 в Сочи представлять Саратовскую область поехали ансамбль народного танца, сводный ансамбль саратовских гармоник, причем поехали они туда, как рассказали «Четвертой власти», совершенно бесплатно, а кто-то еще и сам платил за проезд. Нет, конечно, им подарили олимпийские флажки, шарфы и шапочки. А в это же время из других регионов страны в Сочи приезжали целые группы профессиональных филармонических коллективов. На всю страну прогремела история о том, как президент Путин пришел к стенду Саратовской области, обратил внимание на гармошку, но сыграть ему на этом инструменте никто не смог. Поэтому ему ничего не оставалось, как похвалить красоту девушек из делегации. Да, красивых девушек у нас много, и самая красивая и умная из них, несомненно, министр Светлана Краснощекова. Кто еще сумел бы так долго заниматься профанацией, создавать иллюзию бурной культурной жизни в регионе, заполняя пространство самодеятельностью и калачами?!
Совершенно очевидно, что от министерства культуры Саратовской области в его сегодняшнем состоянии есть только одна очевидная польза - оно обеспечивает работой и деньгами Светлану Краснощекову и ее подчиненных. Вся остальная деятельность ведомства идет скорее во вред региону. Доказательств этого предостаточно: ликвидация домов культуры и библиотек в районах, провал Года культуры, тяжелое положение областных и муниципальных театров, выдавливание талантливых коллективов, затирание успешных постановок. Культурные учреждения Саратовской области можно смело разделить на два типа: на те, что уже сгорели и те, что пока разваливаются. А о нашей культуре и вообще лучше промолчать. И самое печальное, что говорят об этом все: и сами артисты, и СМИ, и приезжающие гастролеры - все, кроме областного минкульта. У него, судя по коллегиям, всегда все в порядке. Значит, надо поменять одно из двух: или культуру, или министра культуры. Причем, как можно быстрее.
Что на это скажет Валерий Васильевич, наш талантливейший и образованнейший меценат и глава губернии?