Иисус пришёлся не к месту между бёдер Венеры
10:09, 26 февраля 2015
РПЦ и православная общественность не оценили творчество новосибирских музыкантов в стиле «Шарли Эбдо»
Чересчур вольная интерпретация немецких классиков новосибирским режиссёром привела к крупному скандалу, в котором в той или иной степени уже задействованы все региональные органы власти и федеральная пресса. «Колокол России» вместе с основными действующими лицами разыгрывающейся драмы, попытался разобраться в ситуации и понять «Кто виноват?» и «Что делать?».
Всё началось ещё в декабре 2014 года, когда Новосибирский государственный академический театр оперы и балета представил премьеру режиссёрской версии знаменитой оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер». Сибирский режиссёр Тимофей Кулябин видоизменил сюжет немецкого классика на современный лад, обильно разбавив его религией.
Оригинальная версия «Тангейзера» повествует о рыцаре, который проводил жизнь в плотских наслаждениях в некоем мифическом гроте богини Венеры, но потом решил вернуться на Землю. В режиссёрской версии Кулябина, рыцарь вдруг превращается во вполне себе современного коллегу самого режиссёра, только что снявшего мифический фильм «Грот Венеры». Лента вымышленного режиссёра повествует о ранних годах жизни Иисуса Христа, которые он якобы провёл в этом самом гроте Венеры, также как и герой оригинального «Тангейзера», предаваясь плотским удовольствиям. В ходе спектакля зрителям демонстрируется плакат к вымышленному фильму – на нём фигура распятого Христа изображена между бёдер у обнажённой Венеры.
Эти извращенные фантазии режиссера и вызвали недовольство среди православной общественности. Скандал очень скоро дошёл до местной епархии, в связи с чем, в дело пришлось вмешаться митрополиту.
«Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон лично подписал обращение в прокуратуру, как глава метрополии. Помимо него были обращения и к губернатору, и к председателю законодательного собрания, и, конечно же, в прокуратуру со стороны ряда общественных организаций», – рассказал «Колоколу России» пресс-секретарь Новосибирской и Бердской епархии Александр Красов.
По его словам, на сегодняшний день уже есть реакция от депутатов – законодательное собрание вызвало министра культуры для отчёта в ходе заседания профильного комитета. От губернатора и прокуратуры ни общественники, ни митрополит ответа не получали.
«Как только придёт официальная бумага с подписью прокурора – начнём предпринимать дальнейшие шаги, – пообещал Красов. – Каждый должен отвечать за свои действия».
Однако прокуратура, очевидно, предпочитает отвечать делами, а не «бумагой». Сегодня утром пресс-служба Новосибирского государственного академического театра оперы и балета сообщила о возбуждении административного дела в отношении директора театра Б.М. Мездрича и режиссера-постановщика оперы «Тангейзер» Т.А. Кулябина по ч.2 ст.5.26 КоАП РФ (Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение).
При этом, в пресс-релизе подчёркивается, что прокурорская проверка по данному делу проводилась именно по заявлению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, который таким образом, пытается защитить права верующих.
Руководство театра выступило решительно против такой интерпретации дела. По их мнению, ничего оскорбительного в режиссерской постановке оперы Вагнера – нет.
«Мы не снимем постановку, пусть не надеются – это наша принципиальная позиция. Посудите сами, мы организовали шикарную премьеру, которая имела колоссальный успех. Этот спектакль назвали лучшим спектаклем прошлого года. Почему мы должны его снимать, на каком основании? Ведь это наша интеллектуальная собственность. Если кто-то не понимает нашего творчества – пускай не смотрит. Те же, кому нравится – приходят, платят за это деньги и остаются довольны», – заявила корреспонденту «Колокола России» Елена Медведская, пресс-секретарь театра.
По её словам, возмущаются постановкой большей частью те верующие, которые театр не посещали и никогда не посещают. Более того, большинство из них даже не видело этой скандальной оперы.
«Спектакль прошёл у нас уже два раза. Премьера была в декабре – ее посетило более трёх с половиной тысяч человек и почти все остались довольны. Зрители аплодировали стоя, все СМИ писали о нас только восторженно, благодаря этой режиссёрской версии «Тангейзера» мы хорошо зарекомендовали себя в российской театральной среде. Не было ни одного публичного возмущения, ни одного тревожного звонка или письма. Поэтому, новость о начале административного дела против нас по требованию митрополита Тихона стала огромной неожиданностью для театра», – рассказала Елена Медведская.
Она напомнила, что постер фильма, который так возмутил верующих, является лишь плакатом к вымышленному фильму, то есть – произведением внутри произведения и его нельзя рассматривать, как нечто самостоятельное. Факты, на которых основывается обвинение против театра, явно вырваны из контекста, уверен пресс-секретарь.
А вот Юрий Задоя, руководитель Новосибирского отделения движения «Народный Собор», член Координационного совета в защиту нравственности и традиционных ценностей, с позицией театра явно не согласен. По его мнению, инициаторы этой постановки должны привлечься не только к административной, но и к уголовной ответственности.
«Помимо кощунственного изображения есть ещё и сам сюжет, в котором Иисус Христос представлен в роли актёра эротического фильма, который снимает этот «Тангейзер». Уже это и есть надругательство в высшей степени над чувствами верующих, равно как и над немецкой классикой, – заявил «Колоколу России» Юрий Задоя. – Представление Иисуса Христа, который «предаётся плотским утехам» формирует ложное и извращённое представление о христианской вере. В настоящей (не извращённой) опере «Тангейзер», как известно, такого персонажа нет. При этом все знают, с каким трепетом и благоговением христиане относятся к Иисусу Христу – Сыну Божьему. В постановке же совмещено сакральное (образ Иисуса Христа) и вульгарное. В результате вышеуказанных действий многие люди испытали очень глубокие нравственные страдания».
В настоящее время Задоя вместе с рядом других православных активистов ожидает возбуждения уголовного дела против руководителей театра за оскорбления чувств верующих по ст.148 УК РФ. Только таким образом театр может искупить свою вину перед обществом и государством, полагают активисты. Об этом они прямым текстом написали в своём обращении в прокуратуру, в котором требовали завести уголовное дело против режиссёра Тимофея Кулябина.
«Считаем, что имеются все достаточные основания для оценки постановки режиссёра Т. Кулябина с использованием названия «Тангейзер» и размещённого на сцене изображения (банера), как публичные действия, выражающие грубое неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих по ст.148 УК РФ», – написали активисты прокурору. Копия этого обращения есть и в редакции «Колокола России».
Гораздо более взвешенно, но вместе с тем глобально высказался по этому поводу российский учёный и священнослужитель, специалист по духовной безопасности, Андрей Игоревич Хвыля-Олинтер (отец Андрей).
«Да это вовсе никакой не «новосибирский скандал», как вы его назвали. Этому скандалу уже две тысячи лет – это тоже самое, что совсем недавно привело к трагедии в Париже. Попытки оскорбления верующих – печальная тенденция человеческой цивилизации, так или иначе проявлявшаяся во все времена после зарождения христианства», – резюмировал отец Андрей для «Колокола России».
Священник отметил, что режиссёрская версия оперы Вагнера «Тангайзер», как именуется то, что было представлено в новосибирском театре, фактически не имеет ничего общего с тем, что написал немецкий классик.
«Режиссёрская интерпретация оказалась чересчур далеко идущей – там, собственно, от Вагнера то и ничего не осталось – даже музыку изменили существенно. Поэтому заявлять сейчас, что, мол, православная общественность выступает против оперы Вагнера, по меньшей мере, некорректно. Нет там никакой оперы Вагнера в принципе», – подчеркнул отец Андрей.
Он напомнил знаменитые слова Вольтера о том, что личная свобода каждого кончается там, где начинается свобода другого. Самовыражаться в любой форме, включая творческий понос, имеет право каждый человек, уверен священник. Однако это же право предусматривает и защиту окружающих от этого творчества или поноса. Иначе выходит, что человек считает, что может оскорблять других, но к ответным оскорблениям он сам не готов – неувязочка получается в лучших традициях «двойных стандартов».
«Как профессиональный юрист я уже вижу, что формально там, скорее всего, нарушение прав верующих имело место. Эта история аналогична той, что заварили парижские карикатуристы несколько лет назад. Есть конкретное лицо – Иисус Христос, существовал ли он на самом деле или это вымысел – для юриспруденции не имеет значения. Есть факт, что множество людей по всему миру поклоняются ему как Богу, следовательно, любое использования его образа в неподобающих целях может оскорбить религиозные чувства этих людей. Нарушение в случае с новосибирским театром – налицо», – рассудил отец Андрей корреспонденту «Колокола России».
Однако, по мнению священнослужителя, главное не наломать дров раньше времени – нужно тщательное разбирательство. А в случае, если вина театра будет установлена – необходимо соблюсти некую грань, не переборщить с наказанием.
«Самым главным для нас, в том числе и в этой истории, должна оставаться любовь к людям, – считает отец Андрей. – Я уверен, что режиссёр, сценарист и артисты, работающие в новосибирском театре, не являются какими-то сатанистами, целенаправленно вредящими христианству. Скорее всего, это обычные люди, одержимые искусством, одержимые творчеством. Поэтому нельзя с ходу взять и пройтись по ним катком».