«Пехотный» человек
09:55, 6 мая 2010
Война бывает первая и больше не кончается
В этом году в нашей стране отмечают 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Воспоминаниями о том, как жили в окопах, о фронтовых ста граммах и ужасах той поры на страницах «Резонанса» делится ветеран Аркадий Богатырев.
По зову сердца
Застать Аркадия Александровича не так-то просто. Он председатель областного Совета ветеранов журналистики, член Саратовского регионального отделения Союза журналистов России и, несмотря на почтенный возраст, ведет довольно активный образ жизни. Регулярно посещает мероприятия и проводит встречи со школьниками, которых ласково именует «школяры».
Аркадий родился в Кировской области. Когда началась война, учился в 8-м классе. 12 декабря 1942 года ему исполнилось 17 лет, а уже 14 числа вступил в ряды Красной армии. Тогда на фронт ушли четверо Богатыревых – три сына и отец. Как отмечает ветеран, провожали здоровых мужчин, а вернулись четыре инвалида. Только у Аркадия Александровича было пять ранений и две контузии.
Но на Великую Отечественную ребята попадали подготовленными: уже в школе изучали военное и стрелковое дело, стреляли настоящими боевыми минами. После школы Богатырев попал в военно-пехотное училище, где ему присвоили звание младшего сержанта. Так Аркадий Александрович, по его же выражению, стал «пехотным» человеком. О пехоте наш герой отзывается с особым чувством: ведь ее солдаты воевали на передовой, сталкивались с немцем лицом к лицу, стреляли в упор и бросались в рукопашную. Десятки раз поднимались в атаку, их останавливал фашист, отползали, отходили, их засыпало землей в окопах, они залечивали раны и вновь возвращались на передовую. Потери у них были огромными.
Домом Богатырева и его однополчан на несколько лет стали землянки и блиндажи, круглую зиму они проводили в снежных окопах. «Война – это большая, страшная, тяжелая работа, - вздыхает ветеран. - Нужно было защитить себя, Родину и убить немца. Либо он тебя, либо ты его. За все время, пока воевал, я припоминаю только один раз, когда мы жили в нормальном доме: захватили деревню, она каким-то чудом уцелела, там мы и переночевали».
Победа любой ценой
Рассказ Аркадия Александровича завораживает, страшит, и кажется, что такое может происходить только в кино. Ветеран вспоминает, как нелегко порой было поднять солдат в атаку. В одном из боев сигнал к ней прозвучал два раза, но никто не встал. В бой пошел только Богатырев. Солдаты, увидев, что пули его не задели, последовали за ним. Итог – награждение Аркадия Александровича медалью «За боевые заслуги».
Но не обошлось и без ранений. В 1943 году во время наступления разорвалась мина, ее осколок попал в спину Богатыреву, под левую лопатку, аккурат в область сердца. Когда прозвучала команда отходить, он потерял сознание. Потом врач ему скажет: повезло, голубчик, во время движения осколок не выпал, он закупорил рану, в противном случае – потеря крови и смерть. Но это будет потом. Сначала Богатырев полз долгих шесть часов, ошибся, взял не то направление, однако добрался до соседней части. И выжил.
Из его части тем временем, увидев, что боец не вернулся, отправили похоронку матери: «Погиб смертью героя». «Мама тогда не поверила, – делится ветеран. - Она уже получала похоронку на старшего сына, но он оказался жив». Другое ранение Аркадий Александрович получил в рукопашной. Немец бросился на Богатырева с ножом и нанес удар. Но у того в руке оказалась зажата граната с выдернутой чекой, он наотмашь ударил противника, попал в висок, и это спасло ему жизнь. А гранату кинул в немецкие окопы.
Во время другого боя погиб противотанковый наводчик, а танки все шли и шли. Богатырев стал сам стрелять по врагам. Первый выстрел - промазал, вторым – сбил, третьим - поджег. Другой танк забросали бутылками с горючей смесью. После товарищи измерили расстояние, с которого стрелял Богатырев. Оказалось около
Ветеран вспоминает еще случай:
- Как-то мы шли через реку. Было сказано, что сначала нужно будет идти по дну, а потом проплыть около
Таких историй в арсенале Аркадия Александровича действительно много. Он даже написал книгу «Эпизоды войны» о своей семье и друзьях. Туда вошел известный очерк «Одноглазый артиллерист» о друге Аркадия Богатырева Борисе Черкове. В 12 лет тот потерял глаз. Когда явился в призывной пункт вместе со всеми остальными, сказали однозначно: «Нет. На войну ты не пойдешь». Но уже через полгода Богатырев получил письмо от мамы, в котором она рассказала, что Борис всеми правдами и неправдами добился отправки в армию. «Нас же никто не заставлял воевать, на смерть не посылал, как сейчас это бывает. Мы думали только о том, что немец пришел захватить нашу землю, и надо было его остановить. У фашистов был план: закончить войну за 4,5 месяца, главной задачей было уничтожить Ленинград и Москву, затопить всю остальную территорию, а нас всех превратить в рабов. Только в Белоруссии сожгли 175 сел и деревень вместе с жителями. Жаль, что сейчас это забывают. Я впадаю в недоумение, когда сейчас раздаются вопросы, к примеру, про Зою Космодемьянскую: а зачем она туда пошла? Мне эти вопросы непонятны: сердце приказало - и пошла. А про Матросова и вовсе говорят, что он был пьяный. Да кто ж его поил-то? Водки давали по
Жизнь после войны
Уйдя на фронт еще школьниками, конечно, никто не успел получить серьезного образования. А тяга к знаниям была. Но многим тогда исполнилось больше 20 лет. Пойдешь ли в этом возрасте на весь день за парту? Да и надо было работать - время тяжелое. Аркадий Богатырев поступил в вечернюю школу, а после в сельхозакадемию им. Тимирязева. При воспоминаниях о событиях тех лет у ветерана горят глаза, он с упоением называет такие романтичные слова, как советская стройка, Север, БАМ. В общем, жизнь била ключом.
Богатырев много сотрудничал с газетами, а в 1961 году его пригласили работать в областное издание «Коммунист». Он занимался тем, что знал – заведовал сельхозотделом. Ездил по области, по всем хозяйствам. Его наградили орденом «Знак почета».
- Это сейчас у нас 5 млн наркоманов, 700 тыс. беспризорников – и это только официальные данные, – рассуждает Аркадий Александрович. - А тогда патриотический дух в нас воспитывали еще со школы. Мы психологически были настроены только на победу, и, конечно, всем хотелось дожить до нее. Сейчас, когда «перекраивают» историю: мол, надо было немцев пустить – жили были как в Германии, это очень обидно слышать. Мы своими руками приближали победу, мы даже помогали восстанавливать страну проигравшей Германии. Мы – победители.
Юлия ЮДИНА