Сергей Лисовский: «В Саратовской области ставка на собственные ресурсы»

17 августа 1998 года Россия узнала, что такое дефолт: рубль фактически обесценился по отношению к доллару в несколько раз. Однако отечественная экономика тогда выстояла.

11:00, 5 ноября 2014

Разговор с министром промышленности и энергетики Саратовской области Сергеем Лисовским совсем не хотелось начинать с темы западных санкций в отношении российской экономики и вопросов по импортозамещению. Хотя об этом говорят по ТВ и пишут в прессе очень часто и помногу. Конечно, есть федеральная программа Минпромторга России, рассчитанная до 2017 года, по проблеме импортозамещения. И нет никаких сомнений в том, что она будет выполнена. А другого пути у отечественной, в том числе и саратовской экономики, просто нет.

Немного истории. 17 августа 1998 года Россия узнала, что такое дефолт: рубль фактически обесценился по отношению к доллару в несколько раз. При этом нефть стоила по сравнению с днем сегодняшним сущие копейки, не было у страны никаких резервных валютных фондов. Что на этом фоне нынешнее подорожание доллара до 43 рублей? Детский лепет. Однако отечественная экономика тогда выстояла, несмотря на то, что никаких программ, предусматривающих замену импортной продукции своей, не было вовсе…

- Сергей Михайлович, ведь и в самом деле, августовский дефолт 1998 года только подтолкнул саратовскую промышленность к развитию. Каковы же причины этого парадокса?

- Напомню, что уже к концу 1999 года объем промышленно продукции Саратовской области дал прирост более чем на 10%. А по итогам 2000 года индекс промпроизводства составил свыше 20%. И этот рекорд пока не побит. А что было в 1998 году? Тогда прекратилось финансирование программы по уничтожению химического оружия в регионе. В глубоком кризисе находилась химическая отрасль, в предбанкротном состоянии пребывало такое предприятие как «Саратовэнерго», которое фактически работало в долг. Августовский кризис 1998 года отрезал от промышленного сектора Саратовской области почти всех инвесторов, и банки в том числе. Страшная картина, правда? И это притом, что у страны не было таких валютных накоплений как сегодня, о Резервном или Стабилизационном фонде можно было только мечтать. И это говорит только об одном - о запасе прочности как отечественной, так и саратовской промышленности. Так что опасаться сегодня введенных против России санкций вряд ли стоит. Но и шапкозакидательством тоже не надо заниматься.

В сентябре этого года на коллегии мы подводили итоги работы производственного сектора за первые 7 месяцев нынешнего года. Индекс промышленного производства в губернии составил 103,6%. В Приволжском федеральном округе область по этому показателю пятая. А темпы роста оказались даже чуть выше, чем в целом по стране. А по итогам девяти месяцев индекс промышленного производства составил 102,6%.

- Благодаря каким факторам саратовская промышленность растет?

- В первую очередь обрабатывающие производства демонстрируют очень серьезные результаты - рост более 10% в январе-сентябре текущего года. Но учитывайте, что обрабатывающие производства - это почти две трети промышленного комплекса Саратовской области. На нефтяной игле регион уж точно не сидит.

Разумеется, сыграли свою роль и металлургические предприятия, за счет ввода в эксплуатацию новых заводов - ЗАО «Балаково-Центролит» и ЗАО «Северсталь-Сортовой завод Балаково». В металлургии рост составляет уже более 60% по сравнению с прошлым годом.

И все-таки я бы не стал говорить о том, что в машиностроении полное благополучие по всем направлениям. К примеру, до реформ 90-х годов в Саратове работал мощный станкостроительный комплекс, состоящий из трех заводов, который отправлял свою продукцию на экспорт, том числе и в развитые страны. К сожалению, в перестроечный период и чуть позднее многое было утеряно, отрасль оказалась под ударом. И первый вопрос, который мы должны поднимать, касается станкостроения, которое является основой машиностроения. Да, пути выхода из кризиса здесь намечены, но говорить о серьезном развитии станкостроения пока еще рано.

- Не могу удержаться от вопроса по Украине. Вот простой пример. Двигатели для наших саратовских самолетов ЯК-42 производились и ремонтировались в Запорожье. Экономические связи до известных событий в Киеве между двумя бывшими советскими республиками были настолько тесными, что удивляешься сегодня: к чему приведет разрыв этих связей…

- Кроме ремонта двигателей для ЯК-42, есть еще вертолетная тематика, которая развивалась очень динамично. Подавляющее количество двигателей для наших вертолетов производилось на Украине. Однако для этих двигателей ряд саратовских предприятий поставлял комплектующие - датчики, регуляторы давления и многое другое.

Федеральным Минпромторгом разработана программа по импортозамещению промышленной продукции. На региональном уровне мы приняли меры, чтобы часть наших предприятий заместило нашим же предприятиям продукцию по профилю. Более того, на одном из предприятий мы запланировали организовать не выпуск запчастей, вспомогательной продукции, а именно комплексное производство. По понятным причинам подробно говорить об этом не стоит.
Что касается выполнения гособоронзаказа. В апреле нынешнего года на заседании областного правительства данный вопрос поднимался и обсуждался. Была поставлена задача - рост в региональном ОПК не менее 115%. Сегодня речь идет уже о росте не менее 120% по итогам нынешнего года. Такую задачу необходимо выполнить. Это должно стать своего рода локомотивом по отношению к другим отраслям.

Кстати, положительно складывается и динамика выполнения гособоронзаказа. К примеру, если в январе-июле 2013 года мы имели 85% заключенных контрактов и договоров в рамках гособоронзаказа, то сейчас уже 95%.

- Вы отметили, что среди лучших отраслей в регионе - обрабатывающие производства, металлургия, производство машин и оборудования…

- Обрабатывающие производства демонстрируют очень серьезные результаты: цифры я уже назвал. А если учесть, что эта отрасль составляет почти две трети от всего промышленного комплекса области, то такой прирост говорит о многом. Очень радует, что в числе лидеров текстильное и швейное производство… Эта отрасль очень долгое время находилась буквально в загоне. Падение производства тут было просто катастрофическое. Причин несколько: засилье импортной продукции, контрафакт и много другое. Но уже второй год подряд отрасль стабильно демонстрирует рост, идет вверх. И это хороший показатель, тем более в конкурентной среде, как со стороны отечественных производителей, так и со стороны зарубежных. За первые девять месяцев здесь индекс производства составил почти 116%.

Очень радует мебельное производство. Колоссальный рост в полтора раза. Но смею вас заверить: он будет еще выше. Можно смело говорить, что Саратов стал центром мебельной промышленности России. И это не преувеличение.

Дело тут не в установлении каких-то мировых рекордов. Хотя саратовские производители показывают мощь, потому что только очень мощные фирмы могут себе позволить идти на рекорды.
Сейчас в регионе крупнейшее предприятие по производству кухонной мебели - это «Мария». В какой бы город России вы не приехали, всюду увидите изделия «Марии». Энгельсская мебельная фабрика также выпускает кухонную мебель, как и «Шатура», и еще с десяток предприятий. Наш лидер по производству мягкой мебели - компания «Король диванов». На данном предприятии темпы просто потрясающие. Кроме него мягкую мебель изготавливают еще «Калинка плюс», ряд других компаний.
Вдумайтесь: только «Король диванов» выпускает в сутки тысячу комплектов корпусной мебели. А также тысячу комплектов диванов. По всей России фирма имеет 520 салонов. Поэтому они знают конъюнктуру, они задают тон производству, знают, какая именно продукция нужна на рынке.

- Почему добыча углеводородного сырья в нынешнем году имела низкую, порой даже отрицательную динамику? Ведь в свое время в Саратовской области делалась ставка на нефтегазодобывающий комплекс.

- Здесь присутствует несколько факторов. Но главный из них - это конфликт между Минобороны и нашего добывающего предприятия «ЛукБелОйл». На данную тему много писали средства массовой информации. Это третья по величине добывающая компания в области. И если бы она работала в штатном, обычном режиме, то мы бы имели другие показатели по отрасли. Деятельность предприятия фактически была парализована. И, несмотря на то, что прокуратура Центрального военного округа нашла нарушения со стороны Минобороны, а со стороны «ЛукБелОйла» как раз никаких нарушений закона не выявлено, конфликт между военными и нефтяниками продолжается.
Кроме того, в нынешнем году долго не удавалось подать газ в систему «Газпрома» с одного из наших месторождений. Сегодня проблема решается в положительную сторону.

Но в добывающей отрасли есть и положительные факторы. Так, введен в строй газопровод, который позволит потушить ряд факелов в Перелюбском районе и направить газ соответственно в систему сбыта для подачи его потребителям.

- В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды по итогам января-сентября текущего года явно низкие показатели. Каковы причины этого спада?

- Действительно, по данному виду экономической деятельности мы значительно отстаем от прошлогодних показателей. Впрочем, и в целом по России энергопотребление упало. Отчасти это связано с прошлой теплой зимой, и не скрою, еще со стагнационными явлениями в промышленности. Правда, эти причины не характерны для нашего региона. Почему? В этом году количество плановых ремонтов, остановок блоков Балаковской АЭС по сравнению с прошлым годом, увеличилось в два с лишним раза.

Любой из блоков АЭС рассчитан на 30 лет эксплуатации. Поэтому, чтобы в дальнейшем продлить его работу, на атомной станции нужно очень многое менять. Фактически речь идет о полной реконструкции. Что, собственно, и делается в настоящее время.

- Сергей Михайлович, вот сейчас очень многие аналитики-экономисты говорят о неблагоприятном инвестиционном климате. Идет отток капиталов за границу из России. Мы с вами много раз беседовали на тему инвестиций в региональную промышленность. И вы говорили, что саратовские предприятия, по сути, инвестируют сами в себя. Если не ошибаюсь, даже называли цифру: 80% от объема всех инвестиций в производственный сектор - собственные средства промышленников. А сегодня ситуация не изменилась?

- Нет, не изменилась. Но тут имеются свои нюансы. Под собственными средствами понимаются те, которые имеются на счету предприятия, на депозитах. И есть еще одна классификация - заёмные средства. Однако что такое заёмные средства? Опять-таки, предприятие погашает кредит из своей же прибыли или из других источников финансирования. Действительно, ставка делается на собственные ресурсы, как на заработанные региональной промышленностью, так и для крупных проектов - на средства холдингов, в которые входит большинство наших предприятий. Таким образом, финансовые потоки централизуются для инвестиций и сосредотачиваются на каком-либо важном направлении. И в этом случае роль холдингов очень важна. Потому что само предприятие далеко не всегда может провести инвестиционный маневр за счет только своих средств. А холдинги могут. Простой тому пример - это «Северсталь-Сортовой завод Балаково».

- Иногда создается впечатление, что у нас очень уж много стало различных холдингов. Особенно это касается оборонно-промышленного комплекса. Теперь выясняется, что санкции против экономики России легче вводить даже не секторально, а против конкретного холдинга, в который могут входить десятки предприятий. Такая своего рода монополия, она разве не вредит промышленной политике?

- Нельзя здесь ставить однозначные оценки. С точки зрения санкций, конечно, такие опасения, о которых вы говорите, они возникают, тут вы правы. Кроме того, любая монополия она же в определенной степени не дает развиваться конкуренции. Что тоже не является положительным моментом. Лично меня беспокоит еще и другая сторона медали. Это увеличение ступеней и звеньев управления.

К примеру, есть у нас одно проблемное предприятие ОПК. Оно входит последовательно в один холдинг, потом в другой. Но мы неоднократно наблюдали ситуацию, когда решения одного холдинга не совпадали с другим. Вот почему здесь еще предстоит совершенствовать систему. Промышленный сектор ни в коем случае не должен допускать стагнации, ни по каким направлениям.

 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

промышленность, Сергей Лисовский, санкции, импортозамещение