Изборские мифотворцы сотворили Героя
16:29, 7 октября 2014
В галерее Ильи Глазунова намедни прошла презентация двухтомника «Путин в зеркале Изборского клуба». Эта книга готовилась несколько месяцев и состоит из аналитических статей о деяниях Владимира Путина, которые написали 30 членов названного объединения экспертов-патриотов. Презентация, по всей видимости, была приурочена ко дню рождения президента, который он отмечает сегодня, 7 октября.
Для этого торжества было выбрано и соответствующее пафосное место. О книге и Путине говорили среди монументальных картин русского художника Ильи Глазунова. Эти исторические коллажи, писанные маслом, председатель Изборского клуба Александр Проханов восторженно назвал иконами, а галерею - храмом.
Атмосфера картинной сказочности соответствовала духу самой книги. Как Глазунов превратил свою работу в мифотворчество об исторических персонажах, так и авторы монографии занялись мифотворчеством образа Путина. Из Путина начали писать икону. Первые штрихи и контуры ее были начертаны и представлены на обозрение критикам.
Особенно в этом преуспел Александр Проханов. Его статьи в восторженном образном стиле походят на былинный эпос. Чего стоит название одной из его статей: «Всплытие Града-Китежа» - это о возвращении Крыма.
Вот некоторые фрагменты из прохановской статьи сборника: «Крым, как светлая буря, ворвавшаяся в русскую жизнь, преобразил общество, одухотворил власть, изменил человека. Исчезли апатия и уныние, которые влачились за русской душой с проклятых девяностых».
«Ясный сокол и верный ворон», - так олицетворяет новый русский поэт-былинник Путина и Ельцина. Проханов здесь выступает эпическим мистиком, во многом похожим на Даниила Андреева с его «Розой мира»». (О том, как Гомер XXI века творит из Ельцина злого гения, а из Путина светлого ангела, читайте в фрагментах из его статьи, которые размещены в постскриптуме к данному материалу на моем авторском сайте).
Но и многие другие авторы книги вторят стилю и образам Проханова. Вот названия некоторых статей: «Русское чудо XXI века», «Путин и мистика русской Победы», «Освящение материи», «Метафизические враги Путина», «Путин и хаос глобализации».
***
Хотя некоторые авторы поспешили отмежеваться от создания иконы из образа Путина. «В работах вы не найдете славословия в адрес Путина, там порой представлены критические замечания», - сказал на презентации исполнительный секретарь клуба Александр Нагорный.
А Михаил Делягин это объяснил образнее: «Среди авторов нет аллилуйщиков. По форме это не гимн, а требование к Путину, чтобы он соответствовал тому образу, который ему создали». Тут ученый привел пример из своей жизни, когда его однокласснику учитель за просто так выставлял пятерки. У ученика взыграла совесть, и он начал соответствовать тем оценкам, которые ему авансом выставлялись, и потихонечку к ним подтягиваться. Вот и «мы ставим Путину пятерки, чтобы он соответствовал им», - заключил Делягин.
Мыслителям-патриотам всегда был свойственен интеллектуальный инфантилизм, желание в понравившихся властителях видеть героев, глобальных творцов, чуть ли не демиургов государственности. Таким мифологизированным русским родомыслом сделали Петра I. Таковым еще при жизни пытались сделать Сталина. Теперь пора пришла взяться за сотворение величия Путина. Еще один секретарь Изборского клуба Виталий Аверьянов на презентации сказал: «В 20 веке Россия выиграла битву за Сталина. Сегодня Россия ведет битву за Путина».
Однако авторы книги объяснили, что их труд является лишь зеркалом Путина. И отражает то, каким он ныне престает в глазах народа. «Книга представляется ее создателями как зеркало, в котором отражается Путин как государственная фигура в развитии страны», - отметил Аверьянов.
***
И тут вернемся к самой презентации.
«По-прежнему актуален вопрос: кто такой Путин, - сказал во вступительном слове Проханов. - В нашей работе дан ответ на этот вопрос. Мы пытались доказать, что понять Путина можно только поняв феноменологию государства Российского, которое достигает потрясающей красоты, силы и успеха, военных и политических побед. Когда оно опрокидывается в преисподнюю, оставляя черную дыру, с тем, чтобы через некоторое время опять восстать, облекаясь в новые ризы, демонстрируя глубинные константы. И это государство Российское, опрокинутое в 91-м в черную бездну, перестав почти существовать, вновь начинает подниматься. И это новое государство формирует нового президента, формирует Путина, его действия, экспромты, риски, победы. И он является функцией государства, всегда державного, имперского, являющего собой синхронию, синтез разных религий, языков, которое таит в себе идею божественной справедливости. Понимая развитие государства, можно понять феноменологию его президента. В этом состоит наша коллективная работа. Она заканчивается крымским счастьем. Начинается новая эра, грозная, опасная, но все-таки прекрасная новая эра».
Александр Нагорный отметил пророческие моменты их коллективного труда: «Наша комплексная работа изучала не только феномен Путина, но и поворот России на новые рельсы. Многие авторы писали, что неизбежен возврат к холодной войне с Западом, и это предчувствие сбылось. Также наши эксперты говорили, что неизбежен поворот России к Китаю. И это тоже сбывается. Эти два феномена являются следствием перехода России на новые идеологические рельсы. И мы вправе ждать новых подходов и к политике, и к экономике, и к финансам. Поэтому данная работа является начальным этапом, и она будет продолжена. И мы столкнемся с проблемами возрождения той войны, которая нам навязывается, с проблемой Украины и Новороссии. Вот этому будет посвящен второй этап нашей работы».
Работа заканчивается моментом присоединения Крыма. Его оценил в своем презентационном слове специалист по геополитике Александр Дугин:
«Крым был фундаментальным вызовом Путина, ставший триумфальным началом Русской весны. Крым стал кульминацией сложного пути Путина, который выбрал национальную линию, которую русский народ от него жаждал. Это стало разрешением мессианского накала, которым жила Россия, которым живет наш народ, и президент ему дал выход. Украина стала выражением той фундаментальной, чудовищной, антихристианской силы, которую представляет современный Запад, современный либерализм, американская гегемония. И Путин дал крымский ответ на фундаментальный вызов. И тысячи людей пошли в Новороссию, в Крым воссоздавать Русский мир, нашу державу под флагами Путина. И Крым выражал пик этого народного подъема. На этом кончается книга, и в этом она очень логична. Это эволюция Путина на дороге к Крыму. И мы вместе с ним на этом сложном крестном пути. Но сейчас начинается посткрымский период, Русская весна обрывается. Нам говорят, что это очень хитрый план Путина. Что надо остановить поддержку Новороссии, чтобы потом все забрать разом. Или что надо выждать, и украинская хунта сама себя сожрет. Придет зима, и мы триумфально вернемся к Русскому миру. И здесь начинают разделяться мнения и членов Изборского клуба, и патриотов. Так ли этот план хитер и умен расчет, действительно ли это способ выйти из угрозы 3-й мировой войны или что-то другое? И вот Русская весна оканчивается страшной кровавой минской осенью, когда продолжается геноцид нашего населения. Путин остановился, и мы затаились. Возникает новая угроза для нас. Только что Путин-крымский воплотил наши чаяния, Новороссия совершила еще больший русский рывок, и после этого его прервали, а героя Стрелкова отозвали. И здесь почувствовалось что-то не то. Проханов говорит, что мы разгадали тайну Путина, а мне кажется, что нет, не разгадали. Он стал крымским героем, но что он представляет собой сейчас - опять загадка. И вот пора снова браться за перо и думать, кто такой есть мистер Путин. Слишком загадочен наш президент. И тема Путина открыта, как открыта наша история. Он часть нашей нации, и от нас зависит, каким будет Путин. А мы сами-то ждем продолжения Русской весны? А мы вообще-то русские или сброд? Поэтому Путин - зеркало народа, а мы через нашу книгу - зеркало Путина. Мы не должны отказываться от Новороссии и ослаблять наше участие в ней. Это судьба Русского мира, судьба мировой истории. Поэтому надо стоять до конца, и многое зависит от нас, патриотов, и мы не должны обратить вспять тот путь, который определил Путин. Обратного хотят наши и его враги, пытаются довести ситуацию до критической массы, чтобы нанести удар по нему. Если мы совершим ошибку и предательство и встанем на сторону его противников, Запада, в чьих интересах война против него, мы предадим себя, предадим Россию. И потому нужно писать третий том этого замечательного произведения».
Вторил ему и Михаил Делягин: «Нужно нам и Путину понимать, что в Европу вернулся Гитлер. Он присутствует там в коллективном образе. Когда нам грозят санкциями за то, что после расстрела 1 октября донецких школьников, ополченцы грозятся взять аэропорт, это называется «Гитлер вернулся». Который относится к нам точно так же, как он относился к нам в 40-е годы. И нам предстоит пройти эту очень тяжелую борьбу. И для того, чтобы ее пройти, мы должны понимать, кто мы, зачем мы, иначе ничего не получится».
Но закончить хочется в том же философско-мистическом стиле, каким пропитаны книга и ее презентация. Говоря о роли Путина, протоирей Андрей (Новиков), настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в котором президент молился о Новороссии, вспомнил пророчество апостола Петра: «Пока есть Удерживающий, тайна беззакония не откроется».
Есть ли тот Удерживающий Путин - пока не ведомо. Хотелось бы верить, что он одно из его воплощений, которого сменит следующий государь. Но то, что Удерживающей державой является Россия, все более становится очевидным.