Страх перед глобальными угрозами сплотил прикаспийские страны
09:57, 1 октября 2014
Прокатившейся по арабским странам волна кровавых «цветных» революций, насильственное свержение законного президента Украины, которое привело к кровавому распаду этой страны, а также молниеносный захват радикальными исламскими боевиками значительной части территорий Ирака и Сирии вынудили прикаспийские страны — Россию, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и Иран сплотиться через региональное сотрудничество и экономическую интеграцию, чтобы не допустить превращения стратегически важного каспийского региона в зону столкновений геополитических интересов мировых держав.
Несмотря на то, что на саммите «Прикаспийской пятерки», состоявшемся в Астрахани 29 сентября, не был решен окончательный статус Каспийского моря, прикаспийские страны договорились построить вокруг Каспия железнодорожное кольцо, чтобы ускорить экономическую интеграцию стран региона. Кроме того, на астраханском саммите были достигнуты такие важные соглашения, как разграничение акватории и недр Каспия, урегулирование режима судоходства, которые позволяют снять остроту разногласий между прикаспийскими странами и оставить большую часть водной поверхности в общем пользовании сторон.
Подписание таких важных документов можно считать дипломатической победой хозяйки астраханского саммита «Прикаспийской пятерки» - России и лично ее президента Владимира Путина. Потому что астраханские договоренности президентов прикаспийских стран преследуют цель не допустить военного присутствия в этом бассейне некаспийских стран, в частности, НАТО и его патроната США, которые стремятся навязывать всему миру свои правопорядки. Астраханский саммит, по сути, сплотил страны этого стратегически важного региона вокруг России перед угрозами агрессивной американской экспансии, распространения «цветных» революций и воинствующего исламского радикализма и т.д. Погружение за короткое время в кровавый хаос таких некогда стабильных и экономически процветающих стран, как Ливия, Сирия и Ирак, показали, что ни одна страна в мире, в том числе прикаспийские страны, не застрахованы от кровавых революций и государственных переворотов, за которыми стоят американские геостратеги, политтехнологи и спецслужбы. Поэтому прикаспийские страны, объединяясь вокруг России в рамках экономической интеграции и сотрудничества в обеспечении региональной безопасности, хотят найти социально-экономическую, общественно и военно-политическую стабильность в условиях нынешней очень напряженной международной обстановки.
Именно благодаря усилиям и влиянию российского президента, даже Азербайджан и Иран, несмотря на сильные разногласия между этими странами как в вопросе статуса Каспийского моря, так и в вопросе тесного сотрудничества Баку с заклятым врагом Ирана — Израилем, нашли решимость на время забыть о своих обидах друг на друга и объединились в вопросах регионального сотрудничества и обеспечения безопасности в районе Каспийского бассейна. Нынешняя напряженная обстановка в мире в целом, на Ближнем и Среднем Востоке в частности, а также усиливающееся давление США на страны региона вынуждают прикаспийские страны объединить свои усилия в вопросах региональной безопасности.
Все пять стран каспийского бассейна географически расположены таким образом, что дестабилизация обстановки в одной из этих стран может вызвать «эффект домино» нестабильности во всех прикаспийских странах. Так, если кровавые события, подобные событиям в Сирии или Ираке, повторится в Иране, то это автоматически взорвет обстановку в соседних Азербайджане и Туркменистане. В частности, в Азербайджан может хлынуть многомиллионные азербайджанские беженцы из Ирана, так как численность этнических азербайджанских в Исламской Республике, по разным данным, достигает до 30 млн. Наплыв такого количества беженцев на маленький Азербайджан будет сравним с нашествием саранчи на хлебное поле. Это подорвет экономическую мощь Азербайджана и создаст взрывоопасную социально-экономическую обстановку в этой стране.
От того, что Иран станет очередной жертвой геополитических авантюр США, очень сильно пострадает и Туркменистан, который лишится главного торгово-экономического партнера и транзитной страны для поставки своих энергоресурсов в Турцию и европейские страны. К тому же Иран является одним из главных покупателей туркменского газа. Поэтому превращение Ирана в зону хаоса и разрушения для Туркменистана обернется настоящей экономической катастрофой.
Дестабилизация обстановки в Иране чревата еще и тем, что оттуда исламские радикалы, в след за ними и боевые действия, перекинутся на территории Азербайджана и Туркменистана. Это может стать началом конца независимых азербайджанского и туркменского государств.
Если же очередная кровавая «цветная» революция произойдет в Азербайджане, то эта страна станет еще одной «Сирией», где с светским государством будут воевать радикальные исламские боевики. Такая угроза вполне реальна, так как в последние годы в регионах Азербайджана сильно растет влияние исламских радикалов, в том числе так называемых ваххабитов. Радикальные исламисты проникли даже в пригороды азербайджанской столицы Баку.
Военно-политический хаос и экономический коллапс в Азербайджане автоматически приведет к дестабилизации обстановки на российском Северном Кавказе, что чревато новой кавказской войной. Как в 90-е годы, вооруженные террористы из неспокойного Северного Кавказа могут просочиться и в другие регионы России, и в первую очередь в автономии с мусульманским населением. При таком развитии событий крупные российские города вновь могут стать объектами террористических атак исламских радикалов.
Дестабилизация обстановки в Туркменистане и Казахстане через «цветные» революции или активизации радикальных исламистов чревато превращением Каспийского бассейна в зону нестабильности. Если исламские боевики через Туркменистан или Казахстан доберутся до Каспия, то этот бассейн может превратиться в новые вооруженные пиратские зоны, подобные излюбленным исламскими радикалами-пиратами сомалийским берегам. Тогда всем пяти прикаспийским странам придется не только забыть о свободном судоходстве в Каспии, но еще превратить свои каспийские берега в приграничные зоны с усиленной охраной, чтобы обезопасить себя от нашествия исламских радикалов-пиратов.
Если же, не дай Бог, США через российскую «пятую колонну» попытаются совершить «цветную» революцию в России и дестабилизируют обстановку там, то это станет полнейшей катастрофой не только для прикаспийских стран, но и для всего постсоветского пространства.
Все вышеизложенные возможные сценарии развития событий в Каспийском регионе уже давно спецслужбами прикаспийских стран рассматриваются как потенциальные угрозы для своих стран. Поэтому, если даже «Прикаспийской пятерке» в ближайшее время не удастся договориться по окончательному статусу Каспийского моря, то она будет стараться обойтись промежуточными соглашениями о статусе этого водоема и заморозить решения этого вопроса до «лучших времен», чтобы обеспечить военно-политическую стабильность в этом регионе и ускорить экономическую интеграцию прикаспийских стран. Это усилит влияние Москвы в каспийском регионе и одновременно обеспечит безопасность всех пяти прикаспийских стран.