Гранты и таланты

Сделаться предпринимателем «с нуля» - это сейчас примерно как выиграть в известной телепередаче «Кто хочет стать миллионером?». Наверное, даже последний вариант осуществить значительно легче. Но можно, конечно, рассчитывать на поддержку государства, на раз

10:49, 29 апреля 2010

Дорога в малый бизнес сегодня усеяна терниями

Сделаться предпринимателем «с нуля» - это сейчас примерно как выиграть в известной телепередаче «Кто хочет стать миллионером?». Наверное, даже последний вариант осуществить значительно легче. Но можно, конечно, рассчитывать на поддержку государства, на различные гранты и «пособия» для предпринимателей. Только практика показывает, что и такой путь является весьма непростым.

Вошедшие в дело

В прошлом году губернские чиновники едва ли не на каждом углу кричали о возможности получения грантов для начинающих бизнесменов. Делалось это в рамках областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы» под эгидой регионального министерства экономического развития и торговли.

В 2009 году на данный вид поддержки было выделено 75 млн рублей, из которых лишь 15 млн – деньги из бюджета губернии. Остальную сумму Саратовской области «подкинула» федеральная казна.

Какими же оказались итоги этой кампании?

В течение прошлого года проведено два этапа приема заявок субъектов малого предпринимательства на получение грантов на создание собственного бизнеса. Всего поступило 974  таких документа, из которых 784 - от индивидуальных предпринимателей, от юридических лиц – 190.

По информации областного минэкономразвития, «приоритетную целевую группу получателей субсидии (безработные, выпускники вузов и техникумов, аспиранты, лица под угрозой увольнения), заявки на получение гранта которых рассматривались в первоочередном порядке, составляли 337 субъектов малого предпринимательства, или 35% от общего числа заявителей».

В итоге гранты даны 252 субъектам малого предпринимательства Саратова и 32 муниципальных районов. Начинающие бизнесмены выбрали преимущественно следующие виды деятельности: услуги населению (39% от всех, кому предоставлены эти деньги), торговля (17%), производство и переработка сельхозпродукции (15%).

118 получателей грантов составили приоритетную целевую группу. Из них 87 до начала собственного дела были безработными, 28 материальную помощь оказали центры занятости населения (по 58,8 тыс. рублей каждому), и этими средствами обеспечено софинансирование заявленных бизнес-проектов.

Тут необходимо сделать оговорку. Региональные власти «заманивали» начинающих бизнесменов на более солидные гранты – по 300 тыс. рублей. Правда, чтобы получить деньги, необходимо было поработать на поприще малого предпринимательства не менее полугода. О том, каким образом «с нуля» раскрутить свое дело, дабы впоследствии претендовать на  этот грант, история умалчивает. А сумма в 58 тыс. рублей, которую получали безработные по линии центров занятости, кажется вообще смехотворной. Реально такие деньги можно только с успехом «проесть», но никак не развивать свой бизнес в дальнейшем.

О 300-тысячном гранте можно говорить долго и отдельно. Заметим лишь, что для его получения необходимо составлять специальный бизнес-проект. Одного беглого взгляда на данный документ достаточно, чтобы понять: грамотно заполнить эту «шпаргалку» в состоянии человек, либо уже занимающийся предпринимательством, либо хорошо знакомый с экономикой. Такие понятия, как «стоимость основных средств», «темпы роста выручки», «амортизационные отчисления», известны многим. Но вы попробуйте без определенных знаний и навыков заполнить соответствующие строки в этом бизнес-плане.

Сушите полотенца

Между прочим, количество желающих попробовать свои силы в получении этих грантов могло бы быть значительно ниже. Пропагандировать подобные начинания наши чиновники не умеют, поэтому «рекламной» площадкой для таких целей стала Торгово-промышленная палата Саратовской области.

- Мы действительно занимались популяризацией грантов, ведь мало кто обращался  с заявками, люди просто не поверили в такую возможность, -  рассказали специалисты ТПП. – А тех, кто пришел, мы консультировали, вели их, можно сказать, за руку.

Правда, выяснилось, что палата не проводит мониторинг дальнейшей деятельности этих новых бизнесменов. Она просто не имеет такого права. Хотя эксперты ТПП оказывают консультации начинающим предпринимателям, например, по вопросам бухгалтерского учета. Но специально мониторингом никто не занимается…

Механизм вхождения в малый бизнес в данном случае оказывается, на первый взгляд,  нехитрым. В налоговых органах необходимо зарегистрировать ИП, взять справку об отсутствии у тебя задолженности перед бюджетом. Да вот беда, у желающего нет экономического образования. И что же делать? В региональном минэкономразвития решили, что нелишним будет новичкам прослушать курсы для начинающих предпринимателей. Читали их в Саратовском государственном экономическом университете. То есть любой желающий, даже из сельской глубинки, мог приехать на эти курсы, получить соответствующий сертификат. Эх, если бы все было так просто…

Неоднократно случалось и такое. Гражданин приходит в налоговую инспекцию и заявляет, что хочет зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Его спрашивают: «Каким видом деятельности вы намерены заниматься?» Тот отвечает: «А я что-то должен указывать? Я вот хочу полотенца шить…»

Многие, кто решил окунуться в малое предпринимательство, даже понятия не имели (и не имеют), что есть такие виды деятельности, как «услуги населению», производство каких-либо товаров. А вот полотенца шить – это по-нашему…

Один из претендентов на грант оказался вообще очень «веселым» товарищем. Он захотел ни много ни мало – открыть гостиницу. И не простую, а для студентов.

В этой гостинице инициативный гражданин намеревался учить студентов работе с ценными бумагами на фондовом рынке! Его «гениальный» проект предусматривал, что  каждый номер будет оборудован, компьютеризирован, в первую очередь для анализа рынка ценных бумаг. При этом студентам он предполагал выдавать зарплату. Одним словом, не бизнес, а сказка.

Специалисты задали вопрос гражданину: «А как студенты будут платить за проживание?» На что последовал совершенно обескураживающий ответ: «Они не будут платить, они будут работать».

После недолгих «прений» выяснилось, что гостиница – этакий фантастический вариант обучения молодежи за казенный счет. Бизнес без всякой отдачи. Более того, гражданин ухитрился более-менее грамотно составить бизнес-план. Правда, заработки студентов он почему-то посчитал как некую доходную часть. О реальной же прибыли и речи не вел.

Самое интересное, что он обивал пороги и регионального минэкономразвития, и областной ТПП два месяца. И все это время специалисты, набравшись терпения, объясняли и доказывали ему, что такой бизнес не может существовать априори.

Инновационный мираж

В нынешнем году в Саратовской области также планируется подобная поддержка малого предпринимательства. Сколько будет выделено на это средств, пока неизвестно. Регион снова должен получить софинансирование из федерального бюджета. Однако планируется, что саратовцы смогут претендовать не только на гранты в размере 300 тыс. рублей для открытия собственного дела. Предполагается выделять по 500 тыс. инновационным предприятиям, которые, кстати, лишь могут мечтать о кредитовании со стороны банков. Ведь в данном случае очень проблематично оценить коммерциализацию рынка и успех того или иного инновационного проекта - будет ли он продаваться.

Венчурный фонд? Увы, у нас он, к сожалению, не работает так, как в западной части развитого мира. В России венчурные фонды к процессу кредитования подключаются только на последнем этапе. То есть у нас деньги они выделяют  тогда, когда уже имеется готовая продукция. А кто будет оплачивать знание? Проводить модернизацию страны на словах очень легко. В реальности же все обстоит гораздо сложнее.

Наша талантливая молодежь все время что-то изобретает. Однако для дальнейшего продвижения инновационных технологий необходимо финансирование, нужно не только изобрести опытный образец, но еще и запатентовать, сделать минимальную серию своей продукции. Опять-таки, патент по авторским правам молодые ученые-производственники в состоянии получить лишь в России. Ведь, чтобы запатентовать на мировом уровне и продвинуть новую технологию, требуется «всего-то» $ 50 тыс. У кого в малом и среднем инновационном бизнесе (читай – у науки) есть такие деньги? В первую очередь, это касается лабораторий, созданных при вузах.

В прошлом году власти сделали колоссальный шаг вперед. В августе был принят федеральный закон
№ 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Данный документ разрешил создавать при вузах, по сути, научные предприятия. Тем не менее на пути реализации нормативного акта – масса нерешенных проблем. К примеру, в саратовских вузах (СГУ, СГТУ и ряде других) есть группы молодых ученых и студентов, которые занимаются инновационными разработками. Но дело в том, что они патентуют свои изобретения лично на себя. А как довести такой патент до коммерциализации? Необходимо создать, например, общество с ограниченной ответственностью, которое и станет заниматься подобными разработками и доводить дело до производства. Доли в этом ООО могут быть распределены между всеми участниками такой группы. И все могут числиться в штате фирмы. В этом случае изобретение оформляется уже на компанию, а не только на частное лицо. И такую фирму интереснее финансировать. Однако все вузы тут же столкнулись с большой проблемой. Они не имеют права напрямую финансировать такие предприятия. Вуз даже не может выступить гарантом для получения кредита, потому что его  имущество – федеральное. Как пошутили в одном из саратовских университетов, «сейчас нам сказали, что мы должны встать на инновационные лыжи и двинуться вперед, но что-то лыжи не идут…».

Гранты по 500 тыс. рублей под будущее производство станут выдаваться как раз на такие научные предприятия-лаборатории. Деньги потребуются, для того чтобы коммерциализировать инновационные технологии, запустить пробную серию продукции, оценить необходимость этой продукции для конечного потребителя. Причем гранты не будут выделяться под чисто научные работы. Речь идет исключительно об опытных, экспериментальных образцах продукции. Это, так сказать, программа «материализации научных духов».

В Торгово-промышленной палате Саратовской области подтвердили, что потенциал в регионе по части инноваций огромный. Научная школа в губернии – сильная, площадки вузов используются для различных научных разработок. Однако, несмотря на это, мы топчемся на одном месте, и проблема с «материализацией» никак не решается.

А вот федеральные власти замахнулись на Кремниевую долину. Хотя умные головы правильно заметили: такая «долина» может принести неоценимую пользу, лишь когда уровень жизни и уровень развития того же малого и среднего бизнеса будут хотя бы немного приближены к западным. В противном случае это из области построения коммунизма в отдельно взятой стране. Ведь эксперты сегодня с нескрываемым раздражением говорят: «Финансировать необходимо всю цепочку – от научных разработок до серийного производства». В противном случае молодой ученый не станет долго ломать свою светлую голову над проблемой. Он просто-напросто продаст изобретение за границу, не найдя в России источников финансирования. Нередко такие ученые живут и работают на западные гранты.

Откроем секрет. В саратовских вузах за последние годы было немало инновационных разработок. Но многие продали новые технологии… нет, даже не в США или Германию, а в Казахстан и Белоруссию. В нашей губернии (да и в России в целом) продвинуть эти технологии оказалось невозможным.

Может быть, нам и впрямь остается только торговать и «полотенца шить»? Грустно, однако.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться