Автообмен или автообман?

За месяц до военного призыва в стране стартовал другой призыв – автомобильный. Под него попали укомплектованные машины возрастом старше 10 лет и массой до 3,5 тонн. Автовладельцам гарантируют ваучеры на новый транспорт, а «призывникам» - красивую «смерть»

10:46, 29 апреля 2010

Похорони «друга» и получи нового

За месяц до военного призыва в стране стартовал другой призыв – автомобильный. Под него попали укомплектованные машины возрастом старше 10 лет и массой до 3,5 тонн. Автовладельцам гарантируют ваучеры на новый транспорт, а «призывникам» - красивую «смерть» и «перерождение».   

Автопром и автолом

Автомобили, как и люди, стареют. Нет, скорее как собаки. Только успеваешь привыкнуть к своему четырехколесному другу  - и машина становится старой, экологически вредной и опасной. Опасной в том числе и для автопроизводителей, которым надо сбыть новый товар. Но российские автолюбители до сих пор упрямо не желали расставаться со своими старыми «друзьями». И те продолжали колесить по дорогам, ржаветь во дворах и оврагах, обогащая воздух оксидом азота, а почву – оксидом железа. Тогда государство стало думать: как бы ему заставить людей поменять старые машины на новые. В результате стартовал «эксперимент по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию». Благо, такие программы уже успешно проводятся в 13 странах Европы и США.

В России эксперимент запустили с 8 марта по 1 ноября 2010 года. За это время, по мысли чиновников, люди должны избавиться от 200 тыс. старых «друзей». Наши граждане любят экспериментировать, и потому  программа, видимо, завершится досрочно. По данным на 21 апреля, жители Саратовской области сдали в утиль более тысячи транспортных средств.

- Первое время к нам в минпромэнерго поступало до 60 звонков в день, людей очень заинтересовала эта программа, - рассказывает начальник отдела лицензирования министерства промышленности и энергетики губернии Александр Костюнин. - Ведь это на самом деле выгодное предложение. Считайте сами: новое российское авто стоит около 170 тыс. рублей, плюс скидка в 50 тыс. рублей, которую человек получает за утилизацию своей машины. Кроме того, можно воспользоваться автокредитом.

Под волной автопотока

Схема замены старой машины на новую такова: по самому популярному сценарию, автовладелец самостоятельно снимает своего «друга» с учета в ГИБДД, доставляет в пункт утилизации и платит 3 тыс. рублей за «похороны» транспорта. Утилизатор выдает ему сертификат-ваучер, с которым человек идет к дилеру и выбирает новое авто со скидкой в 50 тыс. рублей. Можно заключить договор с дилером, и он выполнит эти операции за владельца. Очевидно, что программа утилизации подходит далеко не всем. Если у автомобилиста есть возможность продать своего «друга» на рынке, вряд ли он станет сдавать его в утиль. Поэтому, по сведениям дилеров, в основном участники эксперимента - пожилые хозяева продукции ВАЗа, для которых это единственный шанс купить новый автомобиль.

Сегодня по такой программе в области работают пять предприятий-утилизаторов (из саратовских машины сейчас есть только на «автокладбищах» двух фирм: «Макси-Скрап» и «Вторчермет») и 27 дилеров. За новых покупателей бьются ГАЗ, RENAULT, FORD, Fiat, Skoda Opel и Volkswagen, но абсолютный тяжеловес здесь – АВТОВАЗ.

- Сегодня у нас более 1100 заявок на новые машины, - говорит директор ООО «Эллада» - официальный дилер  ВАЗа в Саратове Датор Бочоришвили. - За два месяца мы выдали 207 автомобилей. Продажи выросли более чем в два раза. Если раньше у нас были проблемы, например, со снятием автомобилей с учета, то сегодня с самой процедурой проблем нет. Есть одна проблема – нет новых машин.

Еще 24 марта АВТОВАЗ  объявил, что прекращает принимать заявки на самые ходовые модели - «LADA»-«пятерки» и «семерки».

Разгон на тормозах

У других дилеров свои проблемы.

- Я на днях был в автосалоне  «RENAULT» «Сокол». Выяснилось, что у них вообще нет новых машин для этой программы, - рассказывает Костюнин. - Оказалось, что дилеры и автовладельцы не полностью готовы к эксперименту. Дилеры не ожидали, что к ним выстроятся тысячные очереди, да и люди не хотят стоять в этих очередях. В минпромэнерго постоянно идут жалобы, некоторые люди на радостях утилизировали свое авто еще в начале марта, а теперь говорят, что в автосалонах для них нет новых машин. Они не понимают, что заявка, которую они подали дилерам, еще не гарантирует получения машины. Это же не сделка купли-продажи.

Некоторые саратовские автоцентры вовремя сориентировались и поменяли схему работы. Теперь они ждут поступления новых машин и только после этого запускают программу утилизации.

Председатель регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Дмитрий Зиновьев также отметил недоработки в программе:

- Первый блин у нас, как обычно, вышел комом. Мне не совсем понятны некоторые моменты программы, например, выдача сертификатов вместо наличных. В Германии, на которую в качестве примера указывают чиновники, деньги за старую машину выдают на руки. Это говорит о том, что программа писалась не для людей, а для автопрома.  Следующий момент - плата предприятию-утилизатору за утилизацию в размере 3 тыс. рублей. Причем точный размер этой платы в законе не оговаривается.  Автомобили у нас утилизировались и раньше и, видимо, тогда это было прибыльным делом, поскольку с автовладельца никаких денег не брали. А что, теперь утилизация стала убыточной?

Впрочем, в целом Зиновьев не мог не признать пользу этих мер:

- Сам факт того, что в России заработала такая программа,  это плюс. Я думаю, что если будут положительные результаты, государство устранит все недоработки. И наконец-то мы научимся правильно утилизировать машины.

На днях Минпромторг России заявил о намерении продлить срок «призыва» старых автомобилей, ведь по стране насчитывается 15 млн потенциальных «призывников». Также в их ряды могут влиться старые грузовики и автобусы.

 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться