Сергей Наумов об ОПе: «Общество – это зеркало. Нечего на него пенять»
09:00, 28 апреля 2010
Ректор ПАГС Сергей Наумов на днях был переизбран в состав руководящих органов в Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России». В интервью «Четвертой власти» профессор поделился своим видением межнациональных и межконфессиональных отношений в стране и регионе, а также, будучи председателем первой Общественной палаты области, высказал свое мнение о скандале вокруг формирования второго созыва переформатированной ОПы.
- Сергей Юрьевич, для начала хотелось бы уяснить соотношение Вашей организации и той, которую возглавляет Борис Шинчук. Вроде бы названия одинаковые, должности звучат аналогично…
- В свое время Борис Леонидович работал в руководстве Саратовской области при Дмитрии Аяцкове: зампредом правительства, министром, секретарем совета по общественным отношениям. А сенатором от нашей губернии тогда был известный российский политик и ученый Рамазан Абдулатипов, возглавлявший совет «Ассамблеи народов России». Не знаю точно, как и когда, но организация Шинчука появилась на свет. Это лучше у Бориса Леонидовича уточнить. Но факт остается фактом: на последнем съезде Ассамблеи Абдулатипов предоставил слово именно мне - как руководителю местного отделения.
- Получается, у него дублирующая организация?
- По всей видимости, да.
- Насколько легитимная?
- Я не берусь рассуждать о легитимности.
- И как теперь будут складываться Ваши взаимоотношения с Шинчуком в деле укрепления национального единства?
- Мы взаимодействуем с ним как коллеги (улыбается – прим. автора). Дело в том, что Борис Леонидович является профессором кафедры государственного и муниципального управления нашей академии. Я вообще давно его знаю и хорошо к нему отношусь. Борис Леонидович – очень остроумный и энергичный человек. И мне очень жаль, что он сегодня не востребован на региональном уровне.
- Каким Вы видите дальнейшее взаимодействие государства, с одной стороны, и национальных общин и конфессий – с другой?
- Интересный вопрос. В любом многоконфессиональном и многонациональном государстве существует федеральный орган, который занимается координацией нацполитики и т.п. После того как в 91-м году закончилась советская власть, были «похоронены» и ее государственные отношения и с конфессиями, и с культурно-национальными автономиями, а последние не горели желанием, чтобы их координировали. Об этом ясно в свое время сказал покойный патриарх Алексий II, аналогичного мнения придерживается и нынешний патриарх Кирилл и руководители Совета Муфтиев России и т.д.
Но мне как человеку, занимающемуся государственным и муниципальным управлением, понятно, что такая структура нужна.
Сейчас Ассамблея народов – это своеобразный мост между государством и гражданами различных национальностей и вероисповеданий. Нужно донести до них, что хотя мы и живем в общем доме, но каждый в своей квартире живет по своим правилам.
Я часто вечером гуляю с собакой около парка Липки и вижу поведение приезжих. Попробуй я южнее Ставропольского края так расхристанно себя вести: приставать к местным девушкам, ездить в затонированной машине, из которой несется на всех децибелах музыка, танцевать гопак на площадях. И как к этому там отнесутся? Необходимо, чтобы гости уважали русский язык, обычаи и нравы мест, где теперь проживают, сообразовывали свое поведение с местными условиями и ни в коем случае не противопоставляли себя коренному населению.
- Политика Ассамблеи изменится?
- Нет, хотя, конечно, события по формированию Общественной палаты внесли некоторые коррективы. Я хотел бы через ваше СМИ еще раз довести до сведения и правительства, и областной думы, что Ассамблея рекомендовала кандидатуры наиболее уважаемых представителей национально-культурных автономий для вхождения в палату. Мне очень жаль, что не прислушались к нашему предложению в первый раз. В связи с самороспуском губернаторского списка места в нем вакантны. Глава региона снова свободен в своем выборе. Надеюсь, Павел Леонидович на этот раз услышит голос Ассамблеи. Очень хотел бы, чтобы и делегаты от областной думы при голосовании за вторую половину нового созыва прислушались к нашему мнению. Напомню, на территории области проживает свыше ста народов и национальностей. Это наше достояние. И только во взаимодействии, в уважении друг к другу мы можем сохранить то, чем по праву гордится регион – межнациональный мир и межконфессиональное согласие. Нам повезло - мы живем на территории, где никогда не было крупных конфликтов на этой почве.
- Что нужно сделать, чтобы прекратить противостояние за Общественную палату?
- Надо всем остановиться и подойти к этому вопросу более серьезно, профессионально, чутко, если, конечно, мы хотим, чтобы граждане воспринимали палату как действенный орган.
- Даже если удастся с горем пополам сформировать палату, думается, конфликт останется. Может быть, стоит вообще изменить порядок формирования ОПы?
- Возможно, но я не Александр Ландо, не депутат, не принимаю законы (улыбается – прим. автора). Конфликт между исполнительной и законодательной властями был заложен в законе. Кстати, в работе Общественной палаты, у истоков которой стояли Дмитрий Аяцков и Вячеслав Володин, могли принять участие все, кто хотел. Никакого деления не было. Общественники выходили к трибуне и критиковали губернатора, сидевшего в президиуме. И никто не уходил, все работали. Это же общество. А что на него пенять? Оно же зеркало…
Если хотим, чтобы у нас была Общественная палата, надо ее другими способами создавать без деления на правительственных или думских. В ней должны работать люди, понятные населению, заслужившие авторитет своей общественной, а не профессиональной работой.
- Удастся ли погасить конфликт?
- И Валерий Радаев, и Павел Ипатов – опытные и грамотные люди. Они могут и должны договориться.
Формирование палаты – это компромисс. Губернатору удалось добиться исключения неудобных ему поправок на последнем заседании думы. Теперь, так сказать, мяч в его руках, и за ним следующий компромиссный ход.