Особый статус Новороссии
14:40, 2 сентября 2014
1 сентября случилось знаковое событие, которого ждали несколько месяцев. В Минске начались переговоры по прекращению огня и миру на Юго-Востоке Украины, в которых как независимый субъект выступили ДНР и ЛНР. Их представители вошли в Контактную группу по урегулированию украинского кризиса, в которую также входят представители РФ, Украины и ОБСЕ. Персонально это посол РФ на Украине Михаил Зурабов, экс-президент Украины Леонид Кучма, официальный представитель председателя ОБСЕ по вопросам урегулирования ситуации на Украине Хайди Тальявини, мятежные республики представлял вице-премьер ДНР Андрей Пургин. Он вынес на рассмотрение предложения по прекращению огня из 15 пунктов. Однако комментарии этих предложений оказались противоречивыми.
Сперва появилась информация о том, что представители Новороссии потребовали принятия особого статуса Донбасса. СМИ распространили комментарий Андрея Пургина, в котором он сказал, что «речь идет об общем пространстве безопасности Украины, ДНР и ЛНР, о послевоенном восстановлении экономических, культурных и социальных связей с Украиной и о том, что ДНР и ЛНР не будут претендовать на другие территории Украины».
Конкретизированы эти предложения на портале «Русская весна»:
«ЛНР и ДНР требуют признания особого статуса их территорий, прекращения военной операции украинских силовиков для проведения свободных выборов и признания статуса русского языка.
Они также настаивают на особом статусе для своих вооруженных формирований и права назначения прокуроров и судей. Одновременно, по их мнению, необходимо провести безусловную амнистию участников ополчения и всех политзаключенных.
ЛНР и ДНР требуют также особого порядка ведения внешнеэкономической деятельности с учетом углубления интеграции с Россией и Таможенным союзом.
В случае выполнения этих требований, ЛНР и ДНР гарантируют, что «приложат максимум усилий для поддержания мира, сохранения единого экономического, культурного и политического пространства Украины и всего пространства русско-украинской цивилизации».
Далее «Русская весна» трактует, что имеется в виду в этих тезисах:
«За прекращение карательной операции, вывод войск и формальное признание ДНР и ЛНР частью Украины, республики Новороссии получат фактическую независимость:
- самостоятельные силовые структуры, как бы они ни назывались;
- независимую экономику, в том числе и свободу внешнеэкономических связей, что означает вхождение в Таможенный союз и фактическое сращивание с российским экономическим пространством;
- легализацию внешнеэкономической деятельности, в том числе во взаимоотношениях с западными структурами, т. е. возможность избежать блокады и бойкота экспортно-импортных операций;
- независимую судебную систему;
- при фактической независимости от Киева возможность серьезно влиять на украинскую внутреннюю политику через представительство в Верховной Раде и участие в выборах президента;
- кроме того, вероятно будут поставлены условия и для остальных территорий Украины, типа государственного статуса русского языка на Украине, расширения полномочий областей и пр.».
Фактически это ультиматум Украине, который вряд ли будет принят украинскими властями.
***
Однако позже премьер ДНР Александр Захарченко опроверг предложения, высказанные Пургиным, и вообще усомнился в том, что тот мог их высказать.
Информация о том, что ДНР и ЛНР заявили о согласии остаться в составе Украины, не соответствует действительности, сообщил в эфире «Русской службы новостей» Захарченко. «Неизвестно, откуда пошла такая информация. Скорее всего, Киев хотел бы, чтобы так было», - посчитал донецкий премьер, добавив, что остаться в составе Украины республики не считают реальным. Он сказал, что представители ДНР были отправлены в Минск, чтобы консультироваться по поводу обмена пленными, «полномочий делать такие заявлений у них не было, и они их не делали».
Потом и вице-премьер ДНР Андрей Пургин опроверг появившееся в СМИ сообщение о якобы готовности сохранить единое политическое пространство Украины.
«Следующая встреча будет 5-го числа, пока мы обменялись документами с украинской стороной. Они передали свое видение ситуации, а мы - свое», - заявил Пургин. По словам вице-премьера ДНР, на следующей встрече контактной группы будут обсуждаться первые шаги по прекращению огня и вопрос обмена заложников «все на всех».
***
То, что следующий раунд переговоров отложен на конец недели, играет на руку армии Новоросссии. За это время она может доварить в котлах карателей, зачистить аэропорты, освободить поселки Счастье и Марьинка, отодвинув неприятеля на безопасное от ракет расстояние от Донецка и Луганска. Затем блокировать в новом котле группировку у Дебальцево на северо-западном фронте и тем самым открыть путь на Лисичанск и Северодонецк по одной дорожной ветке и на Краматорск и Славянск - по другой. Одновременно с этим на юге Мариуполь возьмут в окончательную блокаду. Таким образом, повстанцы приблизятся к полному освобождению Донецкой и Луганской областей (на данный момент они контролируют примерно половину их территории).
С этих позиций две непризнанные республики, скорее всего, и будут вести переговоры с украинскими властями 5 сентября. Если президент Петр Порошенко и тут будет упрямиться, продвижение армии ополчения продолжится, и тогда речь на 3-м раунде переговоров будет вестись уже об остановке наступления армии Новороссии на соседние области в обмен на признание «особого статуса» или создании демаркационной линии.
***
То, что предложение об «особом статусе» было сделано, сомневаться не приходится. Просто Пургин поспешил его обнародовать - оно, видимо, было негласным посылом. Официально перговорщик должен был говорить об обмене военнопленными. Поэтому Захарченко пришлось опровергать его слова, как позже и Пургину - самого себя.
Не смотря на то, что ДНР и ЛНР предлагает остаться в составе Украины, этот статус стратегически выгоден как непризнанным республикам, так и России.
Фактически речь идет о статусе похожем на приднестровский: де-факто - независимое государство, протекторат России, но де-юре - это республика в составе Молдавии. Такое запутанное положение позволяет Приднестровью вести свою независимую от Молдавии, но согласованную с Россией политику и торговлю. Но Молдова не может из-за этого бремени вступить в ЕС, объединиться с Румынией и тем более войти в НАТО. Если ДНР и ЛНР останутся в составе Украины на тех же принципах, для последней этот вариант будет еще худшим, нежели Приднестровье для Молдавии. Новороссия как фактически независимое государство с сильной окрепшей армией, будучи де-юре частью Украины, сможет и будет оказывать прямое политическое и военное воздействие на Киев и украинские территории. Это приведет к дальнейшему разрастанию сепаратизма и партизанского движения в южных и восточных областях, не вошедших в Новороссию, но исторически в нее входящую. При обострении партизанщины и организации восстаний в этих областях армия Новороссии может встать на защиту восставшего народа. И так будет продолжаться до тех пор, пока Украина не откажется от южных и восточных областей в пользу нового государства и не признает его. Либо эта волна докатиться до Киева, там произойдет падение хунты и утверждение новой власти, пророссийской.
Такой вариант развития событий для России, понятно, более желанный. Ее, может быть, и устроил бы украинский отколыш ДНР и ЛНР еще в мае-июне, но теперь ей захочется вернуть в Русский мир всю Украину.
Естественно, таящуюся коварность в «особом статусе» видят и украинские власти, потому ни при каких основаниях его не примут. Им лучше сразу отказаться от Донецкой и Луганской областей, нежели таким образом соседствовать с ними, имея под боком непримиримого врага, затаившего обиду. Поэтому война будет продолжаться, пока военные силы Украины технически не обессилят и морально не разложатся. Тогда опять же будет проще взять всю Украину сразу, нежели по частям. Так что обстановка пока играет в пользу Новороссии. Армия, закалившаяся в боях и почувствовав вкус победы, не остановится. Сейчас остановить армию Новороссии - это все равно что прекратить наступление Красной Армии на фашистскую Германию. Враг должен быть сломлен и уничтожен. Только вот такая война может затянуться еще на год или намного дольше - сколько хватит сил и терпения у США поддерживать марионеточное правительство Украины, а Незалежной - финансовых и людских ресурсов.