Лицензировать или УКокошить?
11:48, 15 июля 2014
На последнем заседании весенней сессии депутаты Госдумы приняли долгожданный закон о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами. Долгожданный, потому что его авторы из «Единой России» заявляли о нем, как о панацее от многих болезней ЖКХ. Представители других партий недоверчиво качали головой, а управляющие компании смеялись либо предрекали, что новый закон погубит многих из них.
Законопроект, обязующий руководителей управляющих компаний сдавать специальный экзамен и получать лицензию, единороссы внесли в Госдуму еще в феврале этого года. Эта кампания сопровождалась лозунгом: «Наведем порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве». По мысли авторов, эта мера вытеснит с рынка недобросовестные УК, которые занимаются не содержанием жилфонда, а собиранием денег с жильцов. Ведь лицензирование предполагает не только сдачу экзамена на «профпригодность», но и строгое соблюдение лицензионных требований.
Первоначально закон обязывал пройти эту процедуру и руководителей ТСЖ и ЖСК, однако в обществе поднялась такая волна недовольства (мол, нехорошо сваливать в одну кучу товарищества жильцов и ООО), в итоге их освободили от этой «повинности». Теперь это коснется лишь управляющих компаний. По данным Госжилинспекции, в Саратовской области насчитывается 280 таких организаций, а всего порядка 1,4 тыс. ТСЖ и ЖСК. Закон вступит в силу 1 сентября, а к 1 мая 2015 года все они должны будут обзавестись лицензиями. Похожие лицензии будут получать и обслуживающие организации, то есть которые по найму занимаются ремонтом жилого фонда.
На бумаге
Для реализации закона к 1 сентября в Саратовской области должен появиться новый орган - лицензионная комиссия, поясняет руководитель Госжилинспекции в Саратовской области Юлия Абрамова.
«В каждом регионе будет создана квалификационная комиссия из представителей общественности, органов госвласти, профессионального сообщества, которая будет принимать экзамены от руководителей УК, - говорит она, - лицензированием будут заниматься органы госвласти субъектов, то есть один орган будет вести эту деятельность - Жилищная инспекция. Мы будем изучать документы, смотреть на соответствие лицензионным требованиям, соответствие с требованиями законодательства, но окончательное решение о выдачи лицензий, о ее аннулировании, о привлечении к ответственности, об обращении в суд за прекращением деятельности будет принимать только лицензионная комиссия, которая будет иметь межведомственный характер».
Перечня вопросов, которыми на экзамене будут «пытать» управленцев пока нет, но, по словам Юлии Абрамовой, речь идет о содержании общедомового имущества, о начислении платы за коммунальные услуги, о подготовке к отопительному сезону. В общем, все, что необходимо для содержания дома в «надлежащем порядке».
Требования к лицензиатам выглядят, на первый взгляд, логичными: лицензии не будут давать лицам с непогашенной судимостью за преступления в сфере экономики, за тяжкие преступления или средней тяжести. Кроме того, документ не будут давать лицам или компаниям, если за предыдущий год они не исполнили трех и более предписаний органа Госжилнадзора.
Лицензии будут лишать, если за год 2 раза назначено административное наказание за нарушения, допущенные при управлении домом, а также по решению суда.
«Сейчас закон, конечно, нужен для того, чтобы навести порядок в сфере управления многоквартирными домами, потому что сейчас со стороны государства действенных рычагов влияния на УК практически нет, - говорит глава Госжилинстпекции. - А мы видим по тем обращениям, тем жалобам, которые к нам поступают: у людей-то жизнь лучше не становится, количество жалоб не уменьшается. Эта тенденция общероссийская».
Вот и в начале июля на пресс-конференции в «КП-Саратов» представители УК в целом положительно отзывались о законопроекте: «теперь все будет цивилизовано», «главное - ввязаться в драку» и т. п. Но почему же их коллеги из других регионов бьют в набат и ряд депутатов присоединяется к ним?
«Это шаги в никуда»
Вот, например, как оценила грядущее лицензирование УК «Выбор» Петрозаводска: «Этот законопроект частный случай некомпетентности чиновников министерства строительства и ЖКХ, это шаги назад и в никуда - гарантия ускорения всех кризисных явлений. Практически закон вводит прямое управление со стороны государственной жилищной инспекции в отношении ТСЖ и УК. И свидетельствует о полном незнании предмета регулирования чиновниками».
Депутат Саратовской областной думы Леонид Писной знает о тревогах, связанных с этой новеллой и не питает никаких иллюзий. «Люди опасаются не закона, а его исполнения, - говорит он. - Я тоже беседую с людьми: все прекрасно понимают, что у нас в сфере ЖКХ, что бы мы ни делали, имеются определенные крепкие связи с органами местного самоуправления, ибо сам 131 ФЗ в полномочия органа местного самоуправления вписал организацию обслуживания жилым фондом. Поэтому они боятся, что лоббизм отдельных компаний кого-то выкинет с рынка, и боятся, что выкинут не самых худших».
Впрочем, по его словам, судебные процессы, идущие в области в сфере ЖКХ, показывают, что заслон этому можно поставить. «Однако допускаю, что на первом этапе мы будем буксовать, - признает он. - Думаю, что через год мы сможем увидеть какие-то предварительные итоги».
Таким образом, есть опасения, что закон о лицензировании перевернет рынок ЖКХ и выкинет оттуда неугодных власти игроков. Действительно, о связях УК с властью известно всем, «Четвертая власть» неоднократно писала статьи на эту тему, например, о связах вице-спикера Саратовской областной думы Александра Сундеева со скандально известной УК «Жилкомплекс». Неужели директор этой фирмы не сможет сдать квалификационный экзамен?!
Депутат Госдумы Галина Хованская называет еще несколько возможных негативных последствий введения лицензирования: низкий профессиональный уровень специалистов в этой отрасли, плохое состояние жилищного фонда, монополизация отрасли. Представители саратовских УК, опрошенные «Четвертой властью», давали сдержанные оценки закону в отличие от их иногородних коллег, однако, по сути, согласились со всеми вышеперечисленными пунктами.
Например, Романа Михайлова из ООО «УК «Доверие» очень смутил пункт о том, что компании будут лишать лицензий за неисполнение предписаний органа Госжилнадзора. «Давайте рассмотрим простой пример: двухэтажный дом, который не ремонтировался с 60-х годов, то есть здесь у нас больной вопрос: крыша, коммуникации, фасады. Я как собственник могу написать в заявлении, обратившись в жилищную инспекцию, о том, что дом не ремонтировался, будьте любезны, проконтролируйте деятельность данной компании: фасад, коммуникации, крыша. Вы прекрасно понимаете, что собрать деньги на капитальный ремонт и провести его за счет собственников не представляется возможным. Изначально УК не в силах будет выполнить данный объем работ. Таким образом, через год данная компания уходит с рынка. Ее сменит новая компания», - рассуждает Роман Михайлов.
В Саратовской области большой процент жилого фонда является ветхим или аварийным, и не приведет ли новый закон к тому, что все эти здания окажутся брошенными? Если в крупных населенных пунктах, фирмы воюют за дома, особенно за новостройки, то в небольших городках сфера ЖКХ малопривлекательна для бизнеса. Точно так же УК ничего не могут поделать с дряхлыми коммуникациями водоканала или частыми авариями на сетях горячего водоснабжения.
Экзамены-то все пройдут…
Теперь что касается профподготовки управленцев в сфере ЖКХ. Все как один собеседники «Четвертой власти» признались, что в Саратовской области катастрофически мало профессионалов и было бы хорошо повысить их уровень, но…
«Экзамены-то все пройдут, господи боже мой, сами понимаете. Что значит экзамен? У нас вон ученики сдают ЕГЭ, половина ничего не знает, но все же сдают. Так и здесь будет», - убеждена директор управляющей компании «Ремком» Маргарита Никитина.
Не совсем понятно, что именно должны будут знать директоры управляющих компаний. Расчетами платежей занимаются, как правило, РКЦ, ремонтном занимаются соответствующие рабочие. Наверное, они должны разбираться в современном законодательстве, однако и это не гарантирует успеха.
«Представьте себе, что я по образованию юрист. Хочу прийти на этот рынок. Я, естественно, читаю законодательство: Жилищный кодекс, Гражданский кодекс. Я прихожу и сдаю экзамен. Мне дают лицензию, и вот я на рынке. Но какой из меня хозяйственник, если я не отличу 32-ю трубу от 28-й? Если я не знаю, что такое фитинги? Если я не знаю схему коммуникаций?» - говорит представитель «УК Доверие» Роман Михайлов.
Кстати говоря, есть мнение, что управляющим компаниям не обязательно иметь большое число профессиональных рабочих и менеджеров, им достаточно обзавестись несколькими хорошими юристами. Они помогут фирме какое-то время отбиваться от недовольных жильцов, контролирующих органов и затягивать судебные процессы.
Сейчас на федеральном уровне обсуждается вопрос о введении неких курсов по обучению руководителей УК, рассказала руководитель госжилинспекции Юлия Абрамова. Пока же хорошим управленцем может стать лишь тот, кто «сам везде пролез и несколько раз башкой стукнулся о трубу», убеждены собеседники «4В».
Эксперты призывают подождать год, чтобы судить об эффективности или неэффективности этого закона. В любом случае рядовой жилец вряд ли почувствует большую разницу: дома, как разваливались, так и будут разваливаться, трубы, как лопались, так и будут лопаться. В свое время - также для наведения порядка - было временно введено лицензирование строительной деятельности. Привела ли эта мера к каким-то ощутимым результатам? Эксперты только качают головами.