Волки и овцы уличной торговли
09:41, 15 апреля 2010
Зачем городская администрация хочет избавиться от ларьков и торговых павильонов?
В 90-х годах ларьки буквально втянули Россию в рыночную торговлю. Сегодня ситуация поменялась с точностью до наоборот: городская власть жаждет избавиться от павильонов, делая ставку на стационарные магазины, реализацию товаров через сети. Правда, благие намерения администрации Саратова могут обернуться дорогой в социальный ад. В своем неуемном желании чиновники выплескивают с водой ребенка…
Налоговое бремя
Простая арифметика. В Саратове сегодня 1385 ларьков. Из них лишь 380 имеют все разрешительные документы и договоры аренды на земельные участки. А как же остальные? В городском комитете по экономике считают, что все «остальные» должны быть ликвидированы. Речь идет о сносе ларьков. Впрочем, пока в администрации вынашивают «наполеоновские» планы по ликвидации якобы незаконной торговли, количество павильонов растет.
«Война и мир уличной торговли». Именно так была обозначена тема очередного заседания пресс-клуба Торгово-промышленной палаты Саратовской области. Хотя некоторые гости уточнили формулировку: «Волки и овцы уличной торговли». Мероприятие пролило свет на существующую проблему. Причем не в пользу администрации Саратова, ратующей за немедленный снос торговых точек.
Еще раз обратимся к арифметике. По данным городского комитета по экономике, ликвидация ларьков, которые не оформили аренду на землю, приведет к высвобождению 1560 работников.
- У нас в Саратове около 8 тыс. вакансий, - витийствовал на пресс-клубе глава комитета Алексей Санников.
Но Алексей Сергеевич не упомянул, что при таком количестве вакансий в областном центре более 8 тыс. безработных. Ну, да Бог с ним. Обратимся к расчетам его же ведомства. Если ликвидировать все незаконные ларьки, общая сумма пособий по безработице составит 38,2 млн рублей. Между тем, по данным комитета по экономике, индивидуальные предприниматели не уплачивают 17,6 млн рублей налога на доходы физических лиц в год. А городская казна недополучает 6,3 млн. Однако обозначенная сумма пособий рассчитана исходя из их максимального размера – 4900 рублей на человека в течение пяти месяцев.
- Что касается рабочих мест в ларьках, то там применяются черные схемы приема на работу, - заявил Санников.
Вообще-то, он не в первый раз противоречит сам себе. У него получаются более чем странные расчеты. Алексей Сергеевич призывает срочно снести все павильоны, тут же обещает, что граждане будут трудоустроены, но при этом заявляет о «черных схемах» приема на работу. С какого, спрашивается, перепугу службы занятости должны выплачивать оставшимся без места «ларечникам» максимальное пособие, если все они трудоустроены вне закона?
Но это – простая арифметика. А корень проблемы кроется гораздо глубже.
- С сетевыми магазинами тяжело заключать договора. Сокращение павильонов может привести к сокращению рабочих мест. Уберут павильоны – не будет конкуренции. И все места, которые сейчас занимают ларьки, займет неорганизованная торговля, - столь скептический взгляд высказала на пресс-клубе Ирина Белоус, руководитель ООО «Рациональ».
Ирина Вячеславовна не случайно заговорила о конкуренции. Алексей Санников «поставил на вид» существование ларька на ул. Лунной возле магазина «Гроздь». Дескать, незаконный павильон. На что Белоус заметила:
- Чем быстрее там будет оформлен павильон, тем быстрее он будет законным.
Закон – что дышло…
Откроем один секрет. В среднем оформление любого ларька в Саратове занимает год и восемь месяцев. Интересно, как при таком «неспешном» ритме можно говорить о законной торговле? Получается, все павильоны, установленные в областном центре, однако не имеющие договоров на аренду земли, автоматически считаются нелегальными.
Есть тут масса всевозможных «но». Так, на пресс-клубе директор правового департамента ТПП Саратовской области Сергей Леонов заметил, что летом 2009 года права на распоряжение земельными участками от регионального комитета по управлению имуществом были переданы городу. А все предприниматели, которые являются членами палаты и составляют гильдию мелкорозничной торговли, оформляли участки в облкомимуществе. Проще говоря, те, кто проходил такую процедуру, столкнулись с исконно русской проблемой: мочало – начинай сначала. Как могут ларьки и павильоны быть легальными, если правовой вопрос оформления аренды земли не урегулирован?
- Что такое незаконная торговля? – задал вопрос в зал Сергей Леонов. И сам же ответил: - Законодательство очень четко формулирует понятие незаконной торговли. Это 171-я статья Уголовного кодекса РФ, которая говорит о том, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения, лицензии (в случае, когда такое решение необходимо или обязательно) является незаконным. Но можно ли назвать предпринимателя, который зарегистрирован в установленном законом порядке, имеет лицензию, все необходимые свидетельства, незаконным? Нет, нельзя. Поэтому говорить о незаконной деятельности предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю в павильонах, правовых оснований не имеется.
А дальше больше. На пресс-клубе выяснились любопытные вещи. К примеру, нашлись очень интересные постановления администрации Саратова и решения городской думы. Так, существует постановление главы администрации об утверждении положения об организации мелкорозничной сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В пункте 1.2 положения сказано, что к объектам мелкорозничной сети относятся временные объекты торговли, стационарные киоски, открытые оборудованные площадки, передвижные средства. Пунктом 1.4 определяется для всех них период осуществления деятельности – с 1 января по 31 декабря, то есть календарный год. В пункте 1.5 говорится, что размещение стационарных объектов мелкорозничной сети допускается при наличии правоустанавливающих документов на землю.
- Еще раз обращаю ваше внимание, что речь идет о стационарных объектах мелкорозничной сети, - сообщил Леонов. - В этом случае нужно обратиться к федеральному закону «О государственном регулировании торговой деятельности», который был принят в прошлом году. Что такое стационарные торговые объекты? Это объекты, представляющие собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные с фундаментом. Это не то, о чем мы сегодня говорим. Получается, что оформление земельных участков в соответствии с положением, о котором я говорю, необязательно. И нет правовых оснований, для того чтобы говорить о незаконной торговой деятельности. Значит, местный нормативный акт дает право предпринимателям размещать временные объекты мелкорозничной торговли, не имея на то надлежаще оформленных документов на землю. Данный вопрос адресуется к городскому комитету по земельным ресурсам.
На пресс-клубе выяснилось, что нестационарный объект – временное сооружение, не связанное прочно с земельным участком, даже несмотря на то, что присоединено к инженерным коммуникациям.
Из этого можно сделать вывод: право на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети без оформления прав на землю предусмотрено местным законодательством! А г-н Санников льет «крокодиловы слезы» по поводу нелегальных ларьков…
Кроме того, в 2009 году утверждены изменения в закон Саратовской области «О земле», который передал городу права на оформление участков, находящихся в неразграниченной собственности. Администрации областного центра в этой ситуации следовало принять ряд нормативных актов, чего до сих пор не сделано.
Так, 34-я статья Земельного кодекса говорит: органы МСУ должны утвердить документ, устанавливающий критерии предоставления земельных участков, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Такого акта сейчас нет. Существует орган, распоряжающийся участками, а также обеспечивающий подготовку информации. Это комитет по земельным ресурсам Саратова.
Есть решение городской думы от 29 апреля 2008 года, в которое внесены изменения в июне 2009-го. Пункт 13.2 этого документа говорит: земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются физическим и юридическим лицам уполномоченным правительством Саратовской области органом исполнительной власти региона. То есть сейчас даже в это решение (которое, по идее, должно было передать права уполномоченному органу города) не внесены изменения!
- В этой связи мы считаем, что нарушены основные принципы передачи земельных участков для целей, не связанных со строительством, - подчеркнул Сергей Леонов. - Первый принцип – эффективности, а также принципы справедливости, публичности, открытости, прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Странные маневры
Каковы же доводы городской администрации? Они предельно простые. Дескать, едва ли не половина ларьков торгуют пивом и сигаретами. Предприниматели все время хотят взять тайм-аут. То есть просят власть подождать со сносом ларьков. Мол, мы вот завтра купим магазины, а потом снесем павильоны.
- Но те, кто купил магазины, точно так же держат ларьки, - сетовал Алексей Санников. - А потом они перепродают ларьки, и новые хозяева говорят: «Ну, мы же бизнес, нас надо уважать».
Алексей Сергеевич прямо-таки повеселил публику. Он привел пример с ларьком «Спорт-Сервис» на углу улиц Радищева и Челюскинцев:
- Я не против этого бизнеса. Но «Спорт-Сервис» просит: «Дайте нам землю в аренду на 49 лет». А почему не взять в аренду стационарное помещение? В ответ нам говорят, что себестоимость будет значительно выше. Оказывается, ларек держать выгоднее. Но в этом ларьке часть площадей сдали в аренду другим предпринимателям.
Нет, ну правда, смешно? «Спорт-Сервис», помнится, продавал проездные трамвайные и троллейбусные билеты, которые проходили через МУ «Транспортное управление». Сегодня они реализуются в табачных киосках по всему Саратову. Может быть, снести таковые, пока не поздно? Или в городском комитете по экономике рассчитывают, будто социальные функции возьмут на себя стационарные магазины?
А есть еще ларьки совхоза «Весна», Михайловской птицефабрики, «Сокурских хлебов». Совершенно верно заметил на пресс-клубе президент торгово-промышленной палаты Максим Фатеев:
- Наверное, купить свежие овощи или курицу легче в доступном месте.
Максим Альбертович напомнил, что в Москве существует муниципальная программа «Магазины шаговой доступности». А вот в Саратове аналогичной нет. У нас легче бороться с ветряными мельницами. То есть с ларьками, оформление которых лежит на совести городской администрации.
- В этой непростой ситуации, прежде всего, хотелось бы, чтобы действия всех участников процесса - ни со стороны власти, ни со стороны бизнеса - не напоминали военные маневры, - сказал Фатеев.
Если не прислушаться к такому совету, и в самом деле получается не «Война и мир», а «Волки и овцы» уличной торговли. К сожалению, последний вариант сегодня и реализуется.
Сергей ЩЕРБАКОВ