Госуслугам. NET
09:38, 15 апреля 2010
С декабря прошлого года начал работу портал www.gosuslugi.ru. Как можно судить по названию, сайт призван избавить граждан от бумажной волокиты. К примеру, не ходить в пенсионный фонд и не стоять там в очереди, чтобы получить выписку по лицевому счету. Затея, конечно хорошая, но как на самом деле все это работает, разбирался «Резонанс».
Без бумажки я букашка
Стоит сразу оговориться: для меня эта тема актуальна как никогда. Так получилось, что сейчас мне необходимо выписаться из одной квартиры и прописаться в другую. Паспортный стол, который мне нужен, находится в здании бывшего общежития, и, когда поднимаешься по лестнице, невольно охватывает ужас: повсюду разбросанные пивные бутылки, шприцы, да и сама лестница на ладан дышит. А здесь же все-таки государственное учреждение… Да и кому хочется стоять в очереди в «казенном доме» и от руки заполнять заявления? И вот я узнала про замечательный сайт, который позиционирует себя как «Государственные услуги». Согласитесь, куда приятнее спокойно сидеть за любимым компьютером, за чашкой кофе или чая, выбрать нужный бланк заявления, заполнить и отослать заявку по электронной почте. Остается только прийти и просто получить адресный листок убытия. Тем более услуга «Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства» предоставляется абсолютно бесплатно. Именно такое счастье грезилось мне. Но на деле все оказалось совершенно по-другому, как и прочие обещания с приставкой «гос». Но обо всем по порядку.
Попытка не пытка
Сайт www.gosuslugi.ru разработан в рамках реализации программы «Электронное правительство». А начиналось все так. Портал должен был открыться 31 декабря прошлого года, но потом объявили, что в ознакомительном режиме сайт станет функционировать уже с 15 декабря. Однако в его работе постоянно возникали перебои.
В интервью газете «Ведомости», опубликованном в номере от 16 декабря, Андрей Любин - представитель компании «Ростелеком» (сайт под руководством Минкомсвязи разрабатывала эта фирма) - объяснил перебои техническими неполадками, возникшими «при переходе от тестового режима к эксплуатации».
Елена Лашкина из того же министерства конкретизировала данную версию. Выяснилось, что сайт пользуется огромной популярностью: «Было зафиксировано более тысячи запросов в секунду, около 3 млн запросов в час». Создатели портала обещали: нормально все заработает в 2010-м.
В Минкомсвязи заявили, что в середине нынешнего года на сайте можно будет не только получать услуги, но и отслеживать «их ход». В федеральных СМИ представители ведомства не скупились на комментарии. Смысл их, в общем-то, сводится к одному: мол, помогли мы людям время сэкономить, не нужно уже тратить его на хождение по всяким инстанциям.
«Для каждого жителя страны в онлайн-доступе окажутся перечни необходимых в различных случаях документов, бланки заявлений и образцы их заполнения, адреса ведомств», - говорится в официальном релизе сайта.
Как же все обстоит на самом деле? В портале два основных раздела - госуслуги для физических и юридических лиц. Поиск информации осуществляется по категориям, ведомствам или «жизненным ситуациям», таким, как, например, болезнь, потеря работы или выход на пенсию. На сайте также предусмотрена возможность создания «личного кабинета» с интерактивными сервисами для работы с ведомствами и персональными настройками.
Оказывается, при помощи gosuslugi.ru можно только выяснить, куда нужно обратиться для решения того или иного вопроса, какие для этого понадобятся документы, а также какой документ вам выдадут в результате оказания услуги. Но ведь от очередей нас никто не избавлял. На сайте - только шаблоны и образцы документов для заполнения, возможности отправлять бланки по электронной почте нет.
Для того чтобы выдаваемая порталом информация более точно соответствовала российской действительности, предлагается выбрать конкретный город, в котором вам требуется та или иная госуслуга. Вот здесь и начинается самое интересное. Я выбрала «Саратовская область – Саратов – Заводской район». И поинтересовалась, как получить пособие на ребенка. На сайте появилась ссылка «Ответственный орган - Департамент социального развития Тульской области». Не очень понятно, для чего я вводила свое местоположение.
Другое нарекание - предлагаемые решения «жизненных ситуаций» сформулированы бюрократическим языком, настолько насыщенным канцеляризмами, что непосвященному человеку сложно понять, о чем речь. Гораздо проще было бы, если бы использовался принцип «что делать, если…». Конкретные примеры намного понятнее, чем абстрактные определения, столь любимые нашими чиновниками.
То есть портал попросту представляет собой справочную систему государственных услуг. Общий смысл этой затеи непонятен. В Интернете и так много информации, есть сайты региональных ведомств, на которых разъясняется, куда и какую справку принести, тем более что на таких ресурсах сведения уже адаптированы к конкретному городу. Это мне подтвердили и в областном министерстве социального развития: мол, в их портале давно определен и утвержден перечень госуслуг, как раз-таки «привязанных» к Саратову.
Миллионы из бюджета
И вот еще один интересный вопрос: сколько же все это стоило? За работу «Ростелеком» должен был получить из бюджета 181 млн рублей.
Кстати, нынешняя попытка оцифровать бумажную волокиту госведомств – уже вторая по счету.
Первая, провальная, обошлась казне страны в 495 млн рублей: тогда запустили крайне неудачный сайт Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ, Ogic.ru), победившего в аукционах Федерального агентства по информационным технологиям.
Наполнение портала было скромным, услуги в электронном виде не предоставлялись. Создатели объяснили это отсутствием нормативно-правовой базы. В итоге было решено поручить разработку сайта «Ростелекому». А вот во сколько обошлось доменное имя, до сих пор тайна.
В общем, о качестве электронных госуслуг говорить пока не приходится. Конечно, у этого сайта есть и плюсы, например, появилась возможность заранее узнать, где и как получать услугу, и прийти в нужную инстанцию уже с готовыми справками.
Ну, а в остальном… Пойду занимать очередь в паспортный стол.
Юлия ЮДИНА
Поплыли
Губит людей не пиво…
В Саратове обсудили качество питьевой воды в период паводка
Вчера в областном центре состоялся круглый стол по вопросам качества питьевой воды города и области во время паводка и снеготаяния. Специалисты долго рассуждали о чистоте источников, способах и эффективности фильтрации и пришли к общему выводу – пить из родников и из-под крана можно. Только осторожно…
На мероприятии присутствовали представители МУПП «Саратовводоканал», регионального управления Роспотребнадзора, комитета охраны окружающей среды и природопользования, директора компаний-производителей бутилированной воды.
Началось все с определения такого понятия, как качество воды. По словам консультанта комитета Татьяны Бирюковой, оно складывается из качества ее источников, очистительных сооружений и водопроводов.
Как рассказала главный специалист-эксперт отдела надзора по коммунальной гигиене регионального Роспотребнадзора Татьяна Долматова, в период паводка не соответствует микробиологическим требованиям вода в родниках Ленинского и Заводского районов. Она может привести к возникновению инфекционных заболеваний. Поэтому ее не рекомендуется употреблять без кипячения.
Долматова отметила, что в областном центре, как и в большинстве крупных городов, имеется полный комплекс очистки воды, и потому она безопасна для здоровья. Другое дело, что, например, в Саратове сильно изношены многие внутридомовые сети. По такой причине вода, поступающая к потребителям, также может вызвать болезни почек, желудочно-кишечного тракта и т.д. И единственный способ бороться с этим – менять сети.
Заведующая лабораторией МУПП «Саратовводоканал» Любовь Евдокимова рассказала, что контроль качества воды проводится каждый час. Делаются анализы источника, по всем этапам очистки и на выходе. Плюс идет контроль по районам.
- Мы действительно часто сталкиваемся с тем, что вода загрязняется из-за плохого состояния внутридомовых сетей. Звонят люди, говорят, что мутная вода из кранов течет. Мы им говорим: «Слейте». А они нам: «Как же сливать, когда счетчики стоят», - пожаловалась сотрудница муниципального предприятия.
Татьяна Долматова подчеркнула, что не везде по области есть полная система очистки. Например, практически не очищается вода в Перелюбском районе, Аркадаке. В этом городе с 2001 года строятся подземные водозаборы, однако их до сих пор нет.
Отмечено, что за последние два года, несмотря на кризисные явления, набирает обороты продажа бутилированной воды. Так, в области зарегистрировано 23 ее наименования.
Вспомнили участники круглого стола и прошлогоднее ЧП на реке Большой Иргиз. В августе эксперты филиала ГУП «Облводоресурс» «Пугачевский» обнаружили, что там в 23 раза превышена предельно допустимая концентрация марганца. По словам Татьяны Долматовой, это произошло из-за природных факторов. И неизвестно, повторится ли ситуация в нынешнем году.
Под конец мероприятия интересные факты привела Любовь Евдокимова. Она рассказала, что с 90-х годов, когда развалилось производство и сельское хозяйство, существенно улучшилось качество воды в Волге. По данным микробиологического анализа, если в период расцвета промышленности на литр воды приходилось до миллиона микроорганизмов, то сейчас – лишь «100-200 единиц».
Антон ХОХЛОВ