Княжество Тишины
09:00, 30 апреля 2014
Зря противники губернатора Саратовской области Валерия Радаева упрекают его в недостаточной эффективности, пассивности и нежелании решать проблемы, к примеру, государственного долга. Все упреки не только ошибочны, они не отражают главного. За время власти нынешнего главы субъекта к Саратовской области возвращается чутье. Более того, как-то совсем незаметно по устройству миропорядка и сути она сильно обошла своих незадачливых конкурентов-соседей. Мудрый губернатор уловил одну из важнейших тенденций государственной политики - стабильность - и обошел всех, распространив в регионе еще и ее крепчайшую основу - Тишину.
К сожалению, пока не все соглашаются с пользой дополнительного нерабочего дня в поминальную дату. Критики говорят, что в реальности число становится выходным лишь для провластной верхушки, не желающей работать. Государственные структуры, управляемые из Москвы (а это все территориальные управления - ГУ МВД, СУ СКР, УФСБ, прокуратура, УФСКН, УФМС и др.), суды, практически весь частный бизнес в этот день графики не меняют. На это я могу им ответить, что главное в новой традиции - заразительный пример, а вовсе не то, кто бодрствовал на кладбищах, а кто в кабинетах. Согласитесь, те, кто вынужденно трудились в нерабочий по закону Саратовской области (а впервые он был принят, когда Радаев являлся председателем Сароблдумы), делали это неохотно, с ленцой, спустя рукава. Не исключено, что через несколько лет пример наберет единомышленников и получит развитие, благо достойных предлогов, чтобы сменить суету будней на празднество или скорбь, более чем достаточно.
То, что Тишина полным ходом завоевывает Саратовскую область, говорит и состоявшееся недавно расширение моратория на шум. Если привычное время, когда громкие звуки служили основанием для административного наказания, охватывало 8 часов в сутки (с 23.00 до 07.00), то сейчас промежуток расширен до 12 часов (с 21.00 до 09.00). То есть если вы утром громко собираетесь на важную деловую встречу, хлопая дверцами шкафа, слушая из ванной свежие новости по кухонному телевизору, то становитесь, конечно, не преступником, но нарушителем правопорядка. И следующий раз встречу назначите уже на 12.00, чтобы никому не мешать наслаждаться Тишиной, а после, возможно, и вовсе ее отмените!
Как журналист я замечаю, что Тишина в Саратовской области внедряется не только прямыми запретами, но и созданием различных удобных предпосылок, чтобы вдруг не поддаться вредному соблазну и не зашуметь. Взгляните на те публичные мероприятия, которые теперь проводит областное правительство, и вы заметите, как они изменились. Нет в них больше жестких схваток, информационных ударов - все чинно и степенно. Вместо первых лиц области под прицелы акул пера отдаются второстепенные фигуры, а темы выбираются не острые, преимущественно разъясняющие (да простит меня, к примеру, министр строительства и ЖКХ области Дмитрий Тепин, десятки раз рассказывавший о прелестях выбора единого регионального оператора для капитального ремонта многоквартирных домов), статистически однообразные (мой привет Наталье Соколовой, главной по труду), далекие от интересов большинства саратовцев (мы помним о борьбе управления ветеринарии облправительства с африканской чумой свиней). А руководство области можно разыскать разве что на каких-нибудь торжественных встречах.
Хочу напомнить, каким насыщенным был понедельник у журналистов при Павле Ипатове. Все знали - это день постоянно действующих совещаний, которые публично проводили все зампреды (за исключением разве что тогдашнего вице-губернатора Александра Бабичева). Вспомните масштаб проблем, которые решались открыто при зампреде Александре Стрелюхине, гнев и расправы над нерадивыми подчиненными у Дмитрия Федотова, и даже социалка в то время еще имела какие-то грани. То ли дело сейчас? ПДС внезапно стали закрытыми, а доступный прессе зампред по социалке Горемыко предпочитает даже обсуждаемые повсеместно проблемы в своей сфере на открытых совещаниях избегать, уделяя внимание формальной повестке.
Распространяет Тишину и лично губернатор Радаев, даже если это стоит ему имиджевых потерь. Недавно ему пришла в голову отличная идея - повысить до транспортного зампреда (должность новая), то есть сделать непосредственным подчиненным, Василия Разделкина. Теперь можно удачно совершать вместе с ним в формате полуинкогнито познавательные путешествия из Саратова в Энгельс на автобусе, чтобы «лично узнать», каково в нем ехать простым пассажирам, или сбегать с массового субботника, проводимого сотрудниками правительства в Парке Победы на Соколовой горе, чтобы «лично осмотреть» состояние саратовских дорог.
«Позвольте, на что смотреть, Валерий Васильевич? Все и без осмотров знают, что они изъедены дырами! Так же, как и то, что ремонтировать их в этом году не особенно и спешите, иначе не раздели бы в Саратовской области до скелета дорожный фонд», - обратится к губернатору простой житель. И лишь тоскливые взгляды главы региона на снимках фотокоров саратовских СМИ объяснят ему, что это все делается вынужденно, для всеобщего успокоения и его же блага.