Как «заткнуть» главврачей саратовских больниц
09:20, 21 апреля 2014
В Саратове ходят разговоры о том, что с 2015 года учреждения здравоохрания города могут перейти в областное подчинение. На фоне скандала, разгоревшегося вокруг деятельности областного ТФОМС, эта информация не может не настораживать. Не пытаются ли некие силы таким образом «заткнуть» саратовских главврачей, недовольных размерами тарифов на услуги своих организаций?
Загнать всех в одну клетку
Пока непонятно? идет ли речь о том, что перевод лечебных учреждений на областной уровень произойдет вместе с передачей всего имущественного комплекса, необходимого для оказания бесплатной медпомощи. Это было бы очень печально для саратовской медицины, поскольку такая рокировка может серьезно повлиять на качество работы медиков. Судите сами: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, контролирующий средства обязательного медстрахования (ОМС), целиком зависит от области, правительство назначает и увольняет его директора, дума утверждает бюджет. Страховые медицинские компании хотя и являются коммерческими организациями, но «повязаны» с ТФОМС. Получается, что все сидят «в одной клетке», а какой может быть диалог и какие могут быть разногласия у сидящих «в одной клетке»?! Только мир и согласие.
И лишь муниципальные медучреждения сегодня являются относительно независимыми организациями. Собственно, это и дает им возможность иметь собственный «голос», открыто говорить о неэффективности тарифного регулирования медицинских услуг на территории Саратовской области. Любая критика полезна, она позволяет вскрывать реальные проблемы и искать пути решения их. В том числе бороться с нарушениями и коррупцией. Будут ли главрачи столь же откровенны, если их «запереть» в общую «клетку» областного подчинения? Глупый вопрос, не правда ли?
Однако напомним, по какому поводу спорят руководство ТФОМС и муниципальных больниц. Главврачи заявляют, что установленные тарифы на медуслуги, установленные их организациям, явно занижены, и этот момент тормозит развитие модели ОМС в регионе. С подробными цифрами можно ознакомитьмя в статье «Четвертой власти» «Саухин против Саухина, или Куда утекают деньги ТФОМС». Глава ТФОМС г-н Андрей Саухин в свою очередь утверждает, что все в порядке - тарифы растут, поглядите на районные больницы. Да, тарифы там выше, чем в клиниках Саратова, объясняет г-н Саухин, но на то есть свои причины.
«Кроме зарплаты для определения финансирования каждому конкретному учреждению учитываются затраты на медикаменты, коммунальные расходы, продукты питания, мягкий инвентарь, произведенные в прошлом году, и все эти суммы на текущий год увеличены на процент инфляции. Расходы у разных учреждений на все эти направления разные, так как все работают в разных условиях, например, районная больница в алгае находится в пустынной местности, значит, коммунальные расходы там будут выше, и все это необходимо заложить в тарифе, по которому Фонд оплачивает медицинские услуги. Поэтому и тарифы в разных учреждениях могут быть разными», - рассказал директор ТФОМС.
Объяснение выглядит логичным, действительно, условия работы в разных районах области различаются. Вот только все совсем не так, как думает г-н Саухин, все совсем наоборот. В «пустынной местности» Алгая 1 куб. м питьевой воды с НДС стоит 3 рубля, а в «непустынной местности» Саратова - 17,09 рублей.
Напомним, также, что руководителю ТФОМС не дают покоя «роскошные» зарплаты персонала больниц Саратова. При этом он так и не объяснил общественности, почему ему это не нравится. Может быть, нарушается какой-нибудь закон, расскажите нам. «Четвертая власть» предположила было, что речь идет о зависти, но оказалось, что с этим у работников ТФОМС все более чем отлично. При предельной численности в 139 человек годовой фонд оплаты их труда составил 56 млн 660,6 тыс. руб. За год эта цифра выросла на 17%, что совсем не вяжется с ростом инфляции.
Подчинить и уволить
Писала «Четвертая власть» и про любопытные поправки, внесенные в бюджет ТФОМС на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов. Например, про то, что из бездефицитного в связи с увеличением расходной части более чем на 2 млн руб. бюджет стал дефицитным. Про то, что в прошлом году фонд не израсходовал 2 037,5 млн руб. - именно таков остаток средств на начало года. В него, в том числе вошли: остаток средств по нормированному страховому запасу, остаток денег на банковских депозитах в кредитных организациях, остаток на счете по учету средств ОМС.
Не забудем также про то, что расходы бюджета ТФОМС выросли на выплату персоналу с 68,9 млн руб. до 76,8 млн руб., то есть почти на 8 млн. В 2015 году эти расходы увеличатся еще на 5 млн, в 2016 - еще на 1,7 млн руб.
Выросли и расходы бюджета ТФОМС на финансовое обеспечение организаций ОМС, в том числе размер нормированного страхового запаса фонда на 900 млн руб., теперь он установлен в сумме 1500 млн руб. Запомните эту цифру: еще в 2013 году этот нормированный страховой запас «стоил» всего 600 млн руб. и на конец года остался неиспользованный остаток в размере 155,2 млн руб. Так в связи с чем же в этом году его размер увеличили более чем в два раза? Очень хотелось бы посмотреть на его финансово-экономическое обоснование. Дело в том, что эти средства должны идти на дополнительное финансирование страховых медорганизаций, выплаты вознаграждения этим структурам. Интересно было бы узнать, насколько выросли данные выплаты.
Тем более, что в своих речах Андрей Саухин, наоборот, говорит о снижении финсновой поддержки страховых компаний. «С целью увеличения финансирования больниц за последние 1,5 года наш Фонд снизил денежное содержание страховых компаний, работающих в системе медицинского страхования, более чем наполовину. Да, кроме уменьшения ежемесячного денежного содержания страховых компаний наш Фонд в начале этого года в разы снизил штрафные санкции, которые страховщики применяли к лечебным учреждениям, причем по некоторым позициям в 10 раз. Не секрет, что часть штрафов зачислялась на счет самих страховщиков, и они были заинтересованы в выявлении большого количества нарушений со стороны медицинских учреждений. Теперь же деньги будут оставаться у больниц», - рассказал директор ТФОМС.
Получается, что его слова противоречат последним поправкам, внесенным в бюджет ТФОМС. А может быть, эти поправки были приняты без его ведома?! То-то он разозлится, когда узнает о них.
А если говорить серьезно, то все эти споры вокруг тарифного регулирования медицинских услуг вредят как ТФОМС, так и страховым организациям, и тем более муниципальным больницам. Погасить конфликт можно двумя способами. Первый, самый сложный- внимательно проанализировать систему ОМС в Саратове и области и пересмотреть подход к начислению тарифов. Второй, самый простой - «закнуть» или уволить недовольных главврачей муниципальных больниц. Зделать это будет проще всего, если забрать их учреждения в область. Тогда ТФОМС и страховые организации обезопасят себя от контролирующих органов, которые рано или поздно, но заинтересуются их деятельностью. В системе здравоохранения наступит тишь и благодать, и пусть возмущаются пациенты - кто их станет слушать?