Саухин против Саухина, или Куда утекают деньги ТФОМС
09:00, 9 апреля 2014
Андрей Саухин, перебравшись из Счетной палаты в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, не растерял навыков счета. На прошлой неделе он подсчитал и рассказал саратовцам, как «жируют» врачи в городских больницах. Буквально протирают пробирки сторублевыми купюрами, а из-под халатов виднеется «Дольче и Габана». В СМИ разгорелась жаркая дискуссия чиновников и журналистов по этому вопросу. При этом никто из них не вспомнил о последнем заседании Саратовской областной думы, на котором ведомство Саухина получило еще несколько дополнительных миллионов рублей. Изучить эти странные финансовые потоки под силу разве что самому г-ну Саухину, поэтому мы решили столкнуть их «лбами», как если бы Саухиных было двое.
«Роскошь» и разврат в 8-й горбольнице
Напомним, что Андрей Саухин через местные СМИ изобличил высокие зарплаты сотрудников 8-й городской больницы Саратова. Почему именно это заведение его заинтересовало, он не рассказал, точно так же не пояснил он, а являются ли эти доходы медиков нарушением закона. Судя по статье директора ТФОМС, написанной на основании проверок, такая ситуация в горбольнице наблюдается не первый год. Так ведь и фонд существует не первый год, почему он не наказал «зажравшихся медиков»? Тем более что это входит в обязанность организации г-на Саухина: требовать у медучреждений возврата средств, использованных с нарушениями или не по назначению, направлять материалы проверок в правоохранительные органы и далее по списку. Интересно было бы узнать, какие именно законы нарушили руководители горбольницы №8, устанавливая административному персоналу «роскошные зарплаты» (цитата из статьи Саухина). Стоят ли за этими «разоблачениями» главы ТФОМС какие-то конкретные документы или же человек просто вспылил? Можно еще предположить, что он позавидовал работникам этой горбольницы, но далее в материале мы расскажем, почему завидовать надо ему самому себе.
Еще один любопытный момент: согласно Приказу Федерального ФОМС №73 от 16 апреля 2012 года срок проведения проверки не может превышать 30 календарных дней. В крайних случаях его могут продлить, но не более чем на 10 дней. Проверка 8-й горбольницы продолжалась с 19 ноября 2012 года по 20 марта 2013 года, только представьте себе: в течение 4-х месяцев 17 ревизоров проверяли это медучреждение. Десять из них до сих пор ходят по его длинным коридорам – видимо, заблудились.
Неудобные вопросы Саухину
Но оставим заплутавших ревизоров в покое и вернемся к подсчетам Андрея Саухина. По его словам, основанием для выделения медучреждениям финансирования является так называемый метод индексации «затраты учреждений прошлого года увеличиваются на процент инфляции». Теперь подсчитаем: согласно постановлению областного правительства годовой фонд оплаты труда работников ТФОМС в 2013 году составил 45 802,3 тыс. руб. при предельной численности 139 человек. На этот год правительство увеличило сумму оплаты до 56 660,6 тыс. руб., численность работников не изменилась. Выходит, что эта цифра выросла более чем на 17%, что намного выше официального уровня инфляции.
Но это еще мелочи, 26 марта этого года на заседании Саратовской областной думы были приняты поправки в бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Жаль, что в регионе нет второго Андрея Саухина, который бы пересчитал цифры в этом документе и задал руководству ТФОМС (то есть Андрею Саухину-первому) и чиновникам несколько неудобных вопросов. Бюджет фонда из бездефицитного становится дефицитным, при этом размер дефицита составил более 2 млрд руб. Доходы увеличены на 26,5 млн руб. (это межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам ТФОМС на единовременные выплаты медработникам), а расходы выросли на аж на 2 064 млн руб.
Почему это так сильно выросли расходы Фонда, удивленно спросил был Саухин-второй Саухина-первого. Тот бы скромно пояснил, что, во-первых, выросли расходы на выплаты персоналу ТФОМС с 68,9 млн руб. до 76,8 млн руб. - рост составил 7,9 млн руб. В плановые периоды, продолжил бы рассказ Саухин-первый, эти расходы также будут расти: в 2015 году - на 5 млн руб., в 2016 году - еще на 1,7 млн.
Во-вторых, растут расходы на осуществление единовременных выплат медработникам (за счет межбюджетных трансфертов) на 26,5 млн руб. В-третьих, на 2 029,6 млн руб. увеличены расходы на финансовое обеспечение организаций обязательного медстрахования (ОМС). Здесь бы Саухин-второй поднял вверх палец, прервав своего собеседника. Дело в том, что в составе бюджета ТФОМС формируется нормированный страховой запас (он входит в состав расходов на финобеспечение организаций ОМС). На последнем заседании думы размер этого запаса был увеличен на 900 млн руб. до 1,5 млрд руб. На что идут эти деньги: на выплаты вознаграждения страховым медорганизациям за выполнение условий, предусмотренных договором о финобеспечении ОМС, на реализацию территориальной программы ОМС и т.д. Если не вдаваться в подробности, то, поскольку размер нормированного страхового запаса после внесения изменений вырос в 3 раза, в 3 раза должно вырасти количество застрахованных лиц, получающих медпомощь за пределами области, и застрахованных на территории других субъектов. Что-то слабо верится в такой рост, сказал бы Саухин-второй и спросил, а почему бы не направить эти средства на дополнительное финансирование страховых компаний или на выплаты вознаграждений страховым компаниям. Саухин-первый также скромно и тихо ответил бы, что ТФОМС вообще не обязан предусматривать в составе нормируемого страхового запаса средства на вознаграждение страховым компаниям.
Не пора ли проверить сам ТФОМС?
А как вы намерены покрывать дефицит бюджета ТФОМС, спросил бы не перестающий удивляться Саухин-второй. Его собеседник сослался бы на пояснительную записку к проекту закона о бюджете Фонда, в которой написано, что источниками финансирования дефицита казны является «остаток средств на начало года» - 2 037,5 млн руб. - это деньги, которые ТФОМС не израсходовал в прошлом году!
Но подождите-подождите, заволновался бы Саухин-второй, как же так получилось, из чего же сложился этот остаток средств? Саухин-первый огласил бы список: остаток средств по нормированному страховому запасу - 155,2 млн (всего в 2013 году на эти цели заложили 600 млн) Так зачем же на этот год вам увеличили размер этого страхового запаса до 1,5 млрд, если вы и те деньги не смогли потратить, спросил бы Саухин-второй. Ответом ему было бы молчание.
Далее идет остаток средств на банковских депозитах в кредитных организациях - 600 млн. Вы еще и деньги зарабатываете на процентах от вкладов в коммерческих банках, восхитился бы Саухин-второй.
Затем идет остаток по учету средств ОМС - 1 282,3 млн руб. Не сложились ли случайно эти остатки за счет недофинансирования лечебных учреждений в предыдущем году, за счет которых можно было бы пересмотреть тарифы медучреждений в сторону увеличения, хитро спросил бы Саухин-второй. И снова бы ему ничего не ответили.
Может быть, пришло время проверить деятельность самого ТФОМС Саратовской области, да и страховые компании с ним в придачу, подумал бы Саухин-второй, пытаясь прийти в себя после изучения всей этой документации. Такое положение дел никак не способствует развитию всей модели ОМС на территории области, отметил бы он. Но к счастью для Саухина-первого, Саухина-второго не существует.