Валерий Радаев: два года возмужания
09:00, 7 апреля 2014
Исполнилось два года, как Валерий Радаев стал губернатором Саратовской области. Два года получились неяркими и невнятными. Если, анализируя итоги первого года его правления, саратовцы полагали, что Радаеву нужно еще время на «раскачку», на то, чтобы он вышел из «тени», то второй год оказался куда более тяжелым. Главе региона пришлось решать не только собственные проблемы, связанные с психологической закрытостью, но и проблемы социально-экономического толка.
Учимся общаться с «нормальными» людьми
Одним из самых серьезных кризисов, с которым Радаеву пришлось столкнуться, был «пугачевский бунт» - народное волнение в Пугачеве, вызванное убийством чеченцами местного парня. Губернатор фактически самоустранился от этого конфликта, направив туда неопытного вице-губернатора Дениса Фадеева, чем только подставил всоего шефа. В итоге Фадеев сработал не должным образом, о чем подробно писали саратовские СМИ. Губернатора тогда очень обижали эти критические публикации, в том числе и материалы «Четвертой власти», однако поделать он ничего не мог. Здесь проявилась главная психологическая проблема, решить которую за два года он так и не сумел: неспособность выйти в «народ», общаться не с теми, кого сгоняют в Дома культуры или на торжественные собрания, а с теми, кто не боится задавать острые вопросы.
По этой же причине губернатор всячески избегает прямого общения со СМИ. Пресс-конференции устраивает редко, подходы к прессе после мероприятий у него, как правило, скомканы. В последние время у главы региона появилась привычка «тайно» посещать различные объекты, например, филармонию, в которой продолжается ремонт. Чувствуется психологическая замкнутость Валерия Васильевича, как будто он боится народ и журналистов, которые могут задать ему злобные вопросы или поставить в неловкое положение. Это скорее качество его как человека, чем как политика, и вредит оно в первую очередь ему же самому. Видно, что губернатор не работает над собой в этом направлении. Существуют специалисты-имиджмейкеры, обучающие политика говорить красиво и вести себя правильно, в данном случае либо у губернатора нет на них времени, либо он считает, что это для него неважно. Когда Валерий Радаев выступает на мероприятиях, он говорит отлично, видно, что над его речами поработал грамотный спичрайтер. Но как только Валерий Васильевич отходит от написанного на «бумажке», он растекается. Рано или поздно ему предстоят выборы, как он будет бороться за голоса избирателей и выходить «в народ» -непонятно.
Стагнация. Спасибо, что не депрессия
Если говорить о «внешних» проблемах Валерия Радаева и всей области, то это в первую очередь рост государственного долга и дефицита бюджета. По данным за март, задолженность региона выросла до 45,8 млрд руб. По данным института «Центр развития» Высшей школы экономики, область вошла в семерку регионов, у которых сумма госдолга превышает годовой доход. Дефицит областной казны же по итогам 2013 года составил 6,7 млрд руб. Однако, не смотря на это бремя, правительство области должно выполнять «майские указы» президента по модернизации социальной сферы, ЖКХ, здравоохранения и строительства. Денег на решение этих задач нет. Да и откуда им взяться - команда Радаева так и не смогла привлечь в регион необходимое количество инвесторов, которые бы пополнили нашу казну. Вообще-то об инвестиционных проектах стали говорить чаще - этого нельзя не признать: тут и запуск нового цементного завода в Вольске, и будущий аэропорт в Сабуровке, и производство деталей для железнодорожного транспорта в Балакове, и будущий завод по производству газовых котлов в Энгельсе. Но практически все эти средства привлечены за счет инвесторов, которые уже давно пришли в область, так что чиновникам не пришлось особенно стараться.
Индекс промышленного производства Саратовской области по итогам прошлого года составил 101,2%, что чуть выше среднего показателя по стране - 100,3%. Но в целом экономика региона остается стагнирующей, слава богу, что не депрессивной. Так, наблюдается сокращение налогооблагаемой базы - в 2013 году он составил 92,7% от данных 2012 года. Больше всего снизились поступления от налога на прибыль - 71,5%. Идет резкое сокращение числа ЧП. Эту же тенденцию можно наблюдать и по всей стране, но у нас своя специфика - частные предприниматели «утекают» в другие регионы: Пензу, Тамбов, Самару, Воронеж, Оренбург.
У Валерия Радаева несколько подросли рейтинги - в последнем рейтинге влияния «Агентства политических и экономических новостей» он поднялся сразу на 2 места, став 11-м в стране и третьим в ПФО. Впрочем, он остается губернатором-середняком, «тишайшим», как его прозвали еще в первый год правления.
Одним из позитивных моментов правления Валерия Радаева стала реформа местного самоуправления, а именно объединение администраций районов и районных центров. Уменьшение бюрократического аппарата всегда шло только на благо простым людям, при этом наблюдается сопротивление со стороны местных элит, недовольных попыткой смены глав. Как это было в Вольске или Балакове.
Синдром взятки и приступы «Единой России»
В течение двух лет скандалы разрывали строительную и транспортную отрасль региона: это и приговоренные к сносу дома «Новострой XXI», и коррупционный конфликт на энгельсском предприятии «Автоколонна №40», когда перевозчики критиковали министра Разделкина и грозили устроить в городе транспортный коллапс, и скандал вокруг думского комитета по строительству и ЖКХ, из которого вышел Леонид Писной, обвинение во взятке главы комитета капстроительства Александра Суркова. Самое забавное - считается, что именно в строительной и транспортной сферах сидят «свои» люди Валерия Радаева. Зато в других правительственных сферах, вроде экономики и социалки, где сидят компромиссные руководители, никаких особых скандалов, идет тихая стагнация.
В целом же при губернаторе Валерии Радаеве стало меньше коррупционных скандалов среди чиновников по сравнению с его предшественниками. Здесь можно вспомнить обвиненного во взятке экс-главу Саратовского района Василия Синичкина, уже упомянутого Александр Суркова и бывшего заместителя министра спорта Саратовской области Дмитрия Козлачкова, осужденного за мошенничество. О фактах коррумпированности самого же Радаева нет даже слухов – он чист, чего не скажешь о Дмитрии Аяцкове и Павле Ипатове.
Еще одним, без сомнения, позитивным моментом стало то, что губернатор Валерий Радаев сумел отодвинуть «Единую Россию», партия постепенно ушла на второй план. Она больше не висит дамокловым мечом над его головой, как это было при Павле Ипатове, и не мешает ему. Сумел он наладить нормальное взаимодействие с Саратовской областной думой, но не благодаря каким-то своим дипломатическим уловкам, а благодаря тому, что во главе парламента стоит Владимир Капкаев, его старый товарищ, такой же тихий и неамбициозный персонаж. Два «тихони» нашли друг друга.
По прошествии двух лет стало еще очевиднее, что губернаторство - не для Валерия Радаева. Его натуре больше подходит управление каким-нибудь лесничеством, где умиротворенная стихия, где все стабильно, одно зверье, людей мало. Будучи же губернатором ему также приходится сталкиваться со «зверьем», только в человеческом облике. Двухлетку Радаев отслужил как мог, контракт его пролонгирован. Не смотря на непрекращающиеся слухи о скором переводе на другую должность. И что для саратовцев лучше - такой тихоня и стагнация или неведомый новый губернатор, который может быть худшим из предыдущих?