Как нам обустроить Саратов
09:09, 8 апреля 2010
Самая главная проблема, которая ежедневно довлеет над жителями города, – это жилищно-коммунальные услуги: непомерная стоимость при их отсутствии. Глава Саратова пеняет на управляющие компании и ТСЖ, которые должны обеспечивать качество ЖКУ. По закону это так. Но всем известно, что руководство администраций города и его районов непосредственно лоббировало хозяев основной массы УК и ТСЖ, которые, пользуясь, с одной стороны, властной поддержкой, а с другой - правовой необразованностью жителей в этой сфере, фактически узурпировали обслуживание домов. Все эти палазники, гордополовы, фадики, распилившие жилой фонд города на свои монополии, покрываются властями, которые с ними в доле. Простые жители бессильны бороться с ними, с ними даже правоохранительные органы (те, которые не замотивированы), если даже захотят, бороться не в силах. Здесь без административного нагоняя вороватым жилищным управленцам не обойтись. И если Олег Грищенко такой крутой, как он представляет себя обществу, – ему и плетку в руки. Вполне реально собрать у себя в 200-й комнате всех коммунальных мошенников и узурпаторов и сказать: хотите работать дальше – делайте хоть что-нибудь для людей, которых бессовестно обираете. Это жулье живет по понятиям, и на их языке с ними и нужно разговаривать.
Что касается необоснованных платежей за потребляемые водо-, тепло-, электроуслуги, здесь нужно также вести жесткие переговоры с монополистами. С «Саратовводоканалом» вообще разобраться просто – он находится в муниципальной собственности. Но и с энергетиками договориться возможно. Нет же корректировок во многих других регионах. Их нет даже в противоположном Энгельсе. Пора прекратить теневой сговор власти с электропоставщиками. Здесь проблемы только в алчности и наглости участвующих в разделе денег сторон.
Далее нужно разобраться с казнокрадством в уборке мусора и снега. Это уже прямая компетенция городской администрации. Мусор будет до тех пор, пока будут оформляться липовые накладные о его уборке и вывозе. Проблема здесь не столько в отсутствии техники – это уже второстепенный вопрос при повальном воровстве в МУПах и подрядных организациях.
То же самое происходит и при ремонте и асфальтировании дорог. Через год магистрали превращаются в пробоины, как после минометного обстрела. Это еще одна из самых воровских отраслей: крадутся от 50 до 80% бюджетных средств. Какие здесь могут быть дороги? Только власти способны повлиять на то, кто будет вывозить мусор, ремонтировать дороги, обслуживать другие муниципальные заказы. От главы (или, как у нас, двуглавия) зависит то, какие порядки наведет власть, какую мораль она будет проповедовать. Уверены, что если все в городском хозяйстве будут работать честно и качественно, у Саратова не будет дефицитного бюджета – и имеющихся денег хватит на все, если их не растаскивать по сусекам.
Как будет действовать новая власть Саратова, зависит от ее совести. Скептицизм в ее оценке превалирует, но надежда все-таки остается.
Редакция «Резонанса»
Грищенко поведал о бессилии городской власти
На заседании политклубов «Единой России», проходившем 31 марта в Саратовской государственной академии права, обсуждалась тема «Как сделать Саратов комфортным для проживания?». Эмоционально выступил глава города Олег Грищенко.
Олег Васильевич не сдержался после речи доктора философских наук из СГАПа Александра Демидова. Ученый высказался относительно отсутствия дворников, недостаточной борьбы с ларьками и проблемы с ликвидацией бродячих животных.
- У меня уже сил нет, если честно, – начал Грищенко. – Сколько людей - столько и мнений. Причем некоторые из них неправильны с точки зрения закона, политических процессов. Вот, например, Александр Иванович, у дома, в котором вы живете, какая форма собственности? ТСЖ? Подойдите и поинтересуйтесь, где дворник. Жилищный кодекс никто не отменял. В нем четко прописано, что управляющая компания обязана выполнять условия по содержанию жилья.
Я уже неоднократно поднимал проблему отлова бездомных животных. Сейчас эти полномочия относятся к функциям субъекта. Мы неоднократно просили передать их, чтобы раз и навсегда решить проблему. Губернатор не хочет передавать нам полномочия. Я устал уже на эту тему говорить.
Ларьки. Вы говорите, легко убрать. Мне, если честно, смешно это слышать. Расскажите мне кто-нибудь, как их убрать легким способом? Есть закон, его нельзя нарушать. Вы знаете, что если сейчас у входа поставят ларек, вы с ним ничего не сможете сделать, пока не будет соответствующего решения суда по демонтажу. Сейчас более тысячи ларьков. Например, мы подаем заявление в суд, через два-три месяца киоск с грехом пополам по судебному решению сносят. Проходит две-три недели - и на том же месте ставят тот же ларек, зарегистрированный на другую организацию. Опять все процедуры идут заново.
Тарифы тоже не относятся к нашим полномочиям. Они спускаются не только в город, но и в область с федерального уровня.
Вы говорите про протекающие крыши. Если правильно понимаю, речь идет о реализации ФЗ-185. Когда мы выделяли деньги, то говорили, что должен быть контроль за выполнением ремонтных работ со стороны жителей. Там, где жильцы смотрели за качеством ремонта, проблем не было.
Далее глава города обратился к ректору Саратовского государственного технического университета Игорю Плеве, предложившему оптимизировать систему подачи тепла в дома и на социальные объекты, чтобы избежать перегрева и перерасхода. «Вы говорите, что нужно регулировать подачу тепла, но мы не можем этого делать. У нас управляющие компании заключают договора с ВоТГК, и там прописана подача тепла в зависимости от температурного режима», – сказал он ректору.
- Я могу ответить тут на каждый вопрос, – распалялся Олег Васильевич. – Например, асфальт. Не могут наши дорожники сделать хорошие дороги. У них нет ни технологий, ни возможности это сделать. Другое дело, если используются материалы, качество которых ниже заявленного.
Под конец выступления глава города и вовсе рубанул правду-матку, обратившись к декану автомеханического факультета СГТУ Виктору Клочкову. Ученый посетовал, что во время муниципального конкурса на проведение работ по маршрутизации и обследованию транспортных потоков предпочтение отдали не его университету, а другому участнику, который в итоге некачественно справился с заданием. Грищенко заявил:
- Сначала вас попросили провести обследование. А потом испугались, когда узнали о том, что вы ангажированы с правительством Саратовской области, а те хотят меньше денег заплатить за перевозку льготных категорий граждан. Вот и пошла вся мышиная возня. Город посчитал, что лучше своих нанять, чтобы они посчитали побольше. Вот что, коллеги, происходит в нашем обществе.
Леонид Писной, депутат областной думы:
«За последние пять лет многое сделали неправильно»
- Не хочу никого критиковать, но различные пиар-обсуждения в преддверии городских выборов, на мой взгляд, носят показушный характер. Например, на заседание политклубов «Единой России», где обсуждалась действительно важная тема «Как сделать Саратов комфортным для проживания?», меня не пригласили, хотя я баллотировался в областную думу от Кировского района, самого благоустроенного в Саратове. Складывается впечатление, что организаторы проводили встречу не для конструктивного диалога на злободневную тему, а ради того, чтобы выставить себя в выгодном свете перед прессой и жителями города.
Одной из главных проблем Саратова является недостаточное финансирование. В этом вопросе не должно быть конфронтации между региональными властями и муниципалитетом. Народная мудрость: сытый голодного не разумеет, к сожалению, применима к Саратову. Даже в докризисных условиях невозможно было сделать то, чего пытаются сейчас добиться мои городские коллеги. Речь идет об увеличении поступлений от регулируемых налогов, прежде всего НДФЛ, в муниципальные бюджеты.
Я как областной депутат понимаю, что Саратову нужно больше денег, но нельзя забывать о дотационных сельскохозяйственных районах, которым мы перечисляем средства от налоговых доходов регионального центра. Мы же не можем бросить собственных крестьян на произвол судьбы, как это часто слышится из уст моих городских коллег.
Допустим, доходы от налогов останутся на местном уровне. В этом случае мы будем стоять перед фактом, что в областном бюджете не останется денег на исполнение полномочий субъекта, а, прежде всего, это социальная поддержка, медицинское страхование работающего населения, образование.
Сейчас область, как может, помогает Саратову. Достаточно привести несколько показательных примеров. По программе переселения граждан из аварийного и ветхого жилья мы за счет региональной казны помогли улучшить жилищные условия жителям 16 домов. Также навскидку: капитальный ремонт объектов здравоохранения, в том числе и муниципальных, выплата компенсаций за проезд льготников, которая положительно сказывается на доходах МУПП «Саргорэлектротранс». Если в 2011-2012 годах наладится экономика региона, я первый выступлю с инициативой перераспределения налоговых поступлений.
Что касается шумихи по поводу ухода Сомова в отпуск, пока рано заявлять о том, что он покинул пост главы администрации. Думаю, пока не будет ясно с его дальнейшим трудоустройством, Вячеслав Леонидович заявление не напишет. Не забывайте, что Сомов был востребован на должность сити-менеджера с достаточно высокооплачиваемой работы в кресле руководителя ООО «Воронежрегионгаз» и ОАО «Воронежоблгаз». Неэтично говорить о деньгах, но его доход на прежнем месте был в разы больше, чем у сити-менеджера.
Второй момент. Если не ошибаюсь, юридически нельзя провести конкурс на должность главы администрации за год до окончания срока полномочий представительного органа. Есть и политическая составляющая конкурса при его проведении в этом году. Это будет последняя конкурсная комиссия, в которой поровну представителей городской и региональной властей. Муниципалитет в этом не заинтересован, особенно учитывая определенные разногласия между главой Саратова и губернатором. Поэтому думаю, что говорить о конкурсе до новых выборов в гордуму преждевременно.
Отмечу, что я был в числе тех, кто в 2005 году продавливал решение о выборе главы администрации конкурсной комиссией. В противном случае тогда при прямых выборах вернулся бы Юрий Аксененко. В городе, где голосует примерно 25% населения, при наличии денег может избраться кто угодно.
Но сейчас эту систему необходимо открыто обсудить. Прямые выборы главы администрации не изменяют сути и формы контракта, заключенного с ним, но зато дают возможность горожанам участвовать в выборе будущего города. Люди хотят быть полноценными членами общества, выбирая того, кто будет ими руководить в дальнейшем, а голосование через депутатов - это слишком опосредованно.
Что касается в очередной раз ведущихся разговоров по поводу моей кандидатуры на должность главы администрации, я не буду сам подавать никаких заявок на участие. Причин тому много: возраст, усталость от девятилетней работы без отпусков в качестве народного избранника, которую я совмещаю с руководством ЗАО «Саратовоблжилстрой». К тому же работа сити-менеджера требует огромной отдачи. Этих причин для меня достаточно. Переменить решение я смогу только в том случае, если в моей работе на должности главы администрации возникнет острая необходимость у партии, политических элит, будущего состава городских коллег. Тогда мои личные мотивы отойдут в сторону. Прежде всего, я патриот Саратова и действительно считаю, что за последние пять лет многое сделали неправильно.
Олег Комаров, депутат городской думы:
«Мы имеем право на 23 миллиарда»
- Я считаю, что мы могли бы решать проблемы Саратова при условии того, что городской бюджет составил бы 23 млрд рублей. При таком размере казны возможно выполнить в полном объеме все программы по дорогам, транспорту, ветхому жилью. А при их реализации увеличатся занятость населения, поступления в налоговую базу. Фактически оживел бы механизм Саратова.
Нам нужно брать пример с Европы – улучшать дороги и инфраструктуру. Едут люди по нашим разбитым дорогам или стоят в пробках и мечтают: «Эх, были бы у нас дороги хорошие…» А ведь это можно сделать при соответствующем размере бюджета Саратова. Для этого нужно менять работу с губернатором, правительством и добиваться, чтобы Саратов получил тот бюджет, который должен иметь. В 2009 году мы оплатили в виде налогов 45,8 млрд рублей. Из них 23 млрд мы имеем право потратить на развитие города.
Второе условие. Мы живем в период войн, хотя нужно жить в мире. Губернатор, глава Саратова, сити-менеджер, другие представители власти должны пытаться работать на позитив, а не на эмоции и не доказывать, у кого больше власти.
Виктор Марков, депутат городской думы:
«Муниципальную власть нужно деполитизировать»
- Первое, что лежит на поверхности: необходимо деполитизировать саратовскую муниципальную власть. Слишком много наносного, партийного. Сегодня даже вопросы, которые не должны вызывать споров (вывоз мусора, ЖКХ, уборка улиц), искусственно политизируются. Или, например, одна политическая сила выдвигает своего ставленника, а потом всеми силами его защищает, как это было с Сомовым. В большинстве случаев нормальные, не ангажированные депутаты голосуют одинаково и по вопросам ЖКХ, и по благоустройству. Я себя ловлю на том, что с коммунистами голосую практически одинаково, потому что каждый нормальный человек понимает, что город нужно убирать, его нужно мести, в нем должны быть дороги, прозрачные схемы проведения конкурсов, не должно быть незаконной торговли. Нужно, чтобы в представительный орган избирались по одномандатному признаку, а не по партийным спискам. В этом случае у депутата будут конкретные избиратели, над проблемами которых он будет работать. Сегодня партийные выдвиженцы, не знакомые с электоратом, размышляют на космические темы и не заботятся о делах насущных.
Исполнительная власть должна быть профессиональной и непартийной. Сейчас, для того чтобы занять какой-либо пост в администрации, нужно вступить в «Единую Россию». То есть три четверти нормальных, здравых людей отсекаются партийным барьером, и приходится из предложенной колоды выбирать адекватных кандидатов, способных возглавить подразделение или МУП. Специально же в партии не готовят чиновников. Многие профессиональные самостоятельные люди принципиально не хотят вступать в партии.
В городе должны работать все уровни власти. У нас получается, что можно намусорить, поставить незаконный ларек, и муниципалитет ничего сделать не в силах, так как полномочиями наказания виновных наделена только федеральная власть, которая имеет право составлять протоколы и привлекать к ответственности. Муниципальной милиции нет, поэтому нужно создать орган при главе администрации или при главе города, в который входили бы представители Роспотребнадзора, милиции, прокуратуры. Они должны работать совместно ради общей цели. Бывает так, что силовые структуры зачастую являются сторонниками, крышевателями или совладельцами незаконных ларьков или нерадивых управляющих компаний. В этом случае, когда муниципалитет пытается что-то предпринять, он наталкивается на нерасторопность федеральных властей.
То же самое творится и с транспортным движением. Сегодня снег уже растаял, но по Саратову все равно очень тяжело пробраться, потому что муниципальная власть считает, что организацией дорожного движения должна заниматься ГИБДД. При этом обеспечение безопасности дорожного движения - это совместная задача инспекции и городских властей. Кто-то на уровне замглавы горадминистрации должен все это увязать в единое целое. К нему должны регулярно ходить на совещания представители ГИБДД и совместно расшивать узкие места в городе. Еще один момент. В Саратове длительное время нет единой политики по установке дорожных знаков. Лоббисты без особых усилий вывешивают около своих офисов знаки «Остановка запрещена» или «Кирпич». В итоге транспорт в городе не организован. Замруководителя ГИБДД по Саратову признал, что у нас нет документа и схемы, регламентирующих установку знаков. Иными словами, знаки, разметка, пешеходные переходы установлены в городе незаконно. Какой-либо дотошный автолюбитель, нарушивший правила ПДД, может легко отсудить наказание. Подобные прецеденты уже были. Знаки в городе выставлены произвольно. Для организации движения необходимо привлечь дополнительно специалистов, которые займутся разработкой необходимой документации.
Игорь Мещеряков, директор информационного агентства «Местное самоуправление»:
- Состояние Саратова, его городского хозяйства, инфраструктуры сейчас таково, что без комплексных решений при полном согласии общества чего-то достичь невозможно. Лишь только небольшой процент отвратительного состояния города зависит от нерадивости того или иного чиновника. В большей степени это системный инфраструктурный кризис. Города сегодня не соответствуют зоне комфортабельного проживания по определению. Необходима совершенно другая психология жизни.
Если говорить научным языком, необходимо применение агломерации: правильного районирования, вынесения производства за черту города, создания совершенно новых жилых зон. Центр Саратова нужно сделать историко-офисно-рекреационным. Требуется пересмотреть грузопотоки и пассажиропотоки. Эта огромнейшая работа, которую необходимо было проводить еще вчера.
Обсуждение, которое проходило на этом заседании политклубов, свелось к обсуждению «дворники-дороги», что показало непрофессионализм присутствующих, даже не понимающих, где границы полномочий муниципалитета и управляющих компаний. Грамотным и по существу было только выступление главы Саратова Олега Грищенко.
Я считаю, что должна быть сформирована целая научная группа, которая займется глобальными разработками для Саратова. Иначе через несколько лет всем жителям нужно будет уходить и строить новый город.
Этот вопрос требует участия и согласия всех сегментов общества, начиная с молодежи, продолжая через бизнес, власть, религиозные конфессии. Еще раз повторюсь, что шаги нужно было делать еще вчера. Иначе мы потеряем город.