Тюремный бунт или провокация?
09:03, 8 апреля 2010
В энгельсской колонии произошла имитация массового суицида
В минушвую пятницу Саратовскую область опять всколыхнуло. Правда, на этот раз темой репортажей про родную губернию послужили не проблемы с расчисткой снега или опрыскиванием с самолетов. Ньюсмейкерами общественного резонанса оказались заключенные 13-й колонии Энгельса, совершившие массовую попытку самоубийства. Или же – ее имитацию, целью которой мог стать главный тюремщик региона Александр Гнездилов.
За шмон – по венам
Все началось с телефонного звонка якобы от жены одного из зэков. Испуганная женщина кричала в трубку: около 40 заключенных пытались покончить с собой, кругом настоящее месиво, очень много жертв. И журналисты, что называется, «повелись». Тем более официальные органы не опровергали информации. В Энгельсском следственном отделе СУ СК подтвердили факт попытки суицида, хотя и воздержались от упоминания каких-то там жертв.
Звонившая отметила и еще одну немаловажную деталь. По ее словам, через суицид зэки хотели выразить протест новому начальнику УФСИН региона Александру Гнездилову, указ о назначении которого был подписан 19 февраля нынешнего года. Вроде бы как после его приезда ухудшились условия содержания заключенных - в их законное время отдыха в камеры якобы врывались охранники, устраивали обыски.
Вскоре появились первые официальные комментарии. Как сообщила начальник пресс-службы УФСИН по области Юлия Пенькова, 10 зэков из числа злостных нарушителей режима нанесли себе незначительные порезы лезвиями одноразовых станков в знак протеста против законных требований администрации колонии. «Осужденным оказана необходимая помощь. Проводится проверка. Обстановка в колонии стабильная, она функционирует в обычном режиме», - рассказала Пенькова.
В то же время федеральные СМИ сообщали о 14 пострадавших и отмечали, что заключенные пытались покончить с собой, протестуя против жестокости конвоиров.
Впрочем, на этом различия в версиях журналистов и УФСИН заканчиваются. Ни те, ни другие не говорили о «месиве и многих жертвах». Получается, «преувеличивала» ситуацию женщина, раструбившая о происходящем на весь свет. А ведь ее звонок стал толчком для волнений, паники и долгих разбирательств.
Танец марионеток
Уже вечером того злополучного дня стало более или менее понятно, что случилось. Помощник руководителя СУ СКП региона по связям со СМИ Марина Маковецкая рассказала: около 11.00 в колонии произошла потасовка между заключенными, которых выводили на прогулку, и работниками администрации. Примерно 20 осужденных, находившихся в тот момент в штрафном изоляторе, в знак поддержки предприняли попытку суицида. «Стоит отметить, что все пострадавшие живы. Никому даже не потребовалась госпитализация», - сказала наша собеседница.
Позже выяснилось, что зачинщиками произошедшего стали двое осужденных, которые не согласились пройти личный досмотр перед выходом на прогулку. Они оказали сопротивление, угрожая лезвиями одноразовых бритвенных станков. Для восстановления порядка к нарушителям применили специальные средства. В ответ 22 зэка отказались проходить личный досмотр и нанесли себе поверхностные порезы предплечий и шеи.
Насколько действительно безопасными были эти раны, рассказал руководитель Энгельсского следственного отдела СУ СК Андрей Морозов. По его словам, действия заключенных носили явно демонстративный характер, ни одного из них не госпитализировали. Лезвиями была повреждена только кожа, вены остались целыми. «Характер действий явно указывает на то, что покончить жизнь самоубийством никто из них не желал», – считает Морозов.
Получается, и не было никакой попытки массового самоубийства. А следовательно, можно предположить, что все произошедшее в пятницу – не более чем спектакль. Этакий танец марионеток, которыми управлял невидимый для зрителя кукловод. С какой целью он все это затеял? Возможно, чтобы досадить новому главе регионального УФСИН. Который, по одной из версий, сразу не приглянулся определенной группировке тюремщиков, привыкших жить по своим порядкам.
Дело в том, что 13-я колония общего режима - так называемая «красная зона». Здесь осужденные живут по правилам тюремщиков, а не преступных авторитетов. Отбывающие тут наказание граждане заняты на производстве мангалов, подарочных шахмат и прочей бытовой и сувенирной продукции. Среди надзирателей большую часть составляют лица кавказской национальности, которые активно участвуют в хозяйственной жизни колонии, контролируют потоки между зоной и волей, влияют на сбыт производимых здесь товаров. Гнездилов, по слухам, стал наводить порядок в колонии, что и взбесило местных служителей. По имеющейся версии, которая распространяется на уровне речевой информации от мундира к мундиру, недовольные тюремщики организовали провокацию. В результате резонанс получился колоссальный.
Добились ли заговорщики своей цели и какой на самом деле урон – не телам зэков, а репутации руководителя УФСИН – нанесли лезвия, говорить пока рано. Все возможные версии проверяет областное следственное управление СКП. Однако то, что Гнездилову наверняка придется отвечать за случившееся перед вышестоящим начальством, – уже небольшая победа бунтарей…