Грищенко: Жителям не могут внятно обосновать плату за вывоз мусора
12:24, 4 марта 2014
Глава Саратова Олег Грищенко прокомментировал инициативу городских депутатов о возвращении муниципалитету полномочий по установлению нормативов накопления бытовых отходов. Соответствующие изменения в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» ранее обсуждали в областной думе.
«Сегодня некоторые вопросы в сфере обращения с отходами не отрегулированы даже на федеральном уровне. Жилищным кодексом органы МСУ лишены полномочий по установлению норм накопления бытовых отходов, в то же время услуга по сбору и вывозу ТБО включена в состав услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Сложилась парадоксальная ситуация – полномочий, которые позволили бы навести порядок в этой сфере, у нас нет, а обязанность по организации и своевременному сбору и вывозу мусора, естественно, возложена на муниципалитет. Более того, полномочия по установлению этих норм вообще не отнесены ни к чьей компетенции.
В нашем городе на сегодняшний день нормы накопления ТБО не установлены. На практике это приводит к полной неразберихе в вопросах оплаты и организации вывоза мусора. Собственники жилья обязаны утверждать ее стоимость на общем собрании. Но при отсутствии утвержденной нормы управляющие организации не могут четко и внятно обосновать сам расчет объема и объяснить жильцам, из чего складывается сумма оплаты.
В любом случае, муниципалитет не может уклоняться от выполнения своих обязательств. Вывозить мусор нужно ежедневно, невзирая на нюансы законодательства, потому что – и это справедливо - всем нам хочется жить в чистом городе уже сейчас. В итоге городской бюджет вынужден частично компенсировать специализированным организациям расходы на вывоз мусора, потому что предприятия не могут работать бесплатно. Сумма компенсации – не менее 45 млн. руб. в год. С учетом серьезного дефицита бюджета Саратова, это непозволительная роскошь.
Так или иначе, собственники многоквартирных домов все-таки оплачивают вывоз и утилизацию мусора, в отличие от жителей частного сектора, которых закон не обязывает это делать. Еще одна проблема – недобросовестные предприниматели, которые складируют мусор на контейнерных площадках многоквартирных домов. В результате возрастает количество несанкционированных свалок, затраты на ликвидацию которых также ложатся на муниципалитет. Внесение изменений в 89-ФЗ устранит эти противоречия в законодательстве – владельцы частных домовладений, а также юрлица и индивидуальные предприниматели будут наравне со всеми заключать договоры с организациями, осуществляющими сбор и утилизацию отходов.
В целом поправки в федеральный закон, которые мы предлагаем, позволят органам местного самоуправления устанавливать адекватные нормы накопления бытовых отходов на территории муниципального образования. В свою очередь это приведет к прозрачности в расчетах с населением и нормализует вопросы оплаты вывоза ТБО специализированным организациям, в том числе, и в частном секторе. А главное – будут сэкономлены средства горбюджета, которые мы можем потратить на решение других, не менее важных вопросов городского хозяйства.
Надеюсь, что законодательная инициатива будет поддержана нашими областными коллегами.