Шутов как штучный продукт
09:30, 1 апреля 2010
Павел Ипатов дал понять, что после своей инаугурации уволит министра информации и печати Владимира Шутова. Журналистам губернатор заявил, что министерство сработало крайне неэффективно. Уже на итоговом заседании областного правительства глава региона сказал, в чем оно виновато.
Оказывается в том, что в прессе активно муссировались «мифы» о плохой работе правительства. Также Ипатов сказал, что менять свой кабинет министров будет не в процентах, а индивидуально. Он так и заявил: «Министр – это штучный продукт». Выходит, что Шутов - это такая штуковина, которая запорола все позитивное представление о правительстве. Это не Жандаров-пустомеля надувал себя как мыльный пузырь, это не Шейкин-недоучка шантажировал транспортников и вымогал откаты, это не Антонова-кладовщица списывала недоделки захапущим прогубернаторским строителям, во всем виноват молчаливый Шутов, который медийно не отмазывал их и всех остальных, сочиняя ипатовский эпос – о былинных министрах при дворе Павла-солнышка. Ну не Гомер Шутов, не Боян всея губернии. И виноват лишь в том, что, являясь ничего не решающим министром, не в силах совладать с прессой.
Судя по логике Ипатова, Шутов должен был превратить саратовскую, а еще лучше российскую прессу в подобие своей официозной газеты «Новые времена» и правительственной «Саратовской областной газеты», которые возносят в каждом выпуске славу ему и его правительству и потому являются малочитабельными и неавторитетными изданиями. Но губернатору невдомек, что мининформ не то что не может - не имеет права вмешиваться в редакционную политику изданий. По закону о СМИ он, даже как издатель, не имеет права диктовать, что и как надо писать в правительственных и муниципальных СМИ.
Можно было бы сказать: Шутова снимают – и шут с ним. Нам от этого ни прибыли, ни убытков. Но все же хочется напоследок заступиться за нареченного козлом отпущения министра. Владимир Шутов, по моему мнению, которое разделяют многие редакторы, является вполне вменяемым чиновником. Главное его достоинство в том, что он не пытается управлять прессой, строить ей козни, влезать в ее дела. Даже не напрягает гэбистское прошлое, именно оно его научило по жизни быть незаметным.
Можно говорить о том, что министерство информации и печати вообще не нужная структура правительства, которую давно надобно ликвидировать за бессмысленность ее деятельности. Но коль оно существует – негоже менять министра, работающего так, что его порой не видно и не слышно. Этим он как раз и хорош.
Он сумел наконец наладить нормальные отношения с Союзом журналистов, которые до этого разладились. Он поддержал его, не отдав на растерзание ершовской власти главного редактора районной газеты. И только выстроил взаимопонимание с журналистским сообществом – на тебе, не угодил хозяину.
Объективности ради следует сказать, что есть у министерства один грешок. Ему можно поставить в упрек сомнительные оценки при выборе победителей конкурсов на информационные проекты, которые являются единственным законным источником финансирования правительством СМИ. Но я уверен, здесь причина не столько в возможных коррупционных мотивах, сколько в указках от куратора министерства - кому дать больше, а кого прокатить. Оппозиционные и свободомыслящие издания оказываются либо проигравшими в таких конкурсах, либо им выдаются, словно в насмешку, унизительные крохи. Зато губернаторский пул СМИ получает львиную долю бюджета этой правительственной программы. Из нее - как любимая жена медиа-гарема - большую часть получает ГТРК. Здесь, правда, сколько утцев не корми, все равно в лес к медведям убегут.
Получается, что внушительные деньги уходят на финансирование изданий, слабо влияющих на формирование общественного мнения, отдачи от которых – грош, а влиятельным медиа-ресурсам достаются кости. Какого же отношения губернатор хочет к себе и к своей команде от отверженных им изданий?
Убрать министра легко, это вообще самая сменяемая в правительстве должность – только при первом сроке Ипатова их у него поработало трое. Но кто придет Шутову на смену, кто сможет стать авторитетным министром, с которым будут считаться? Из среды влиятельных главредов и медиа-директоров желающих давно не наблюдается. Профессиональный чиновник авторитета в журналистском сообществе не добьется – это слишком разные по менталитету касты. Что, Ипатов опять будет искать министра в силовиках? И потешать общественность, как это он сделал, поставив командовать культурой оскандалившегося милицейского генерала? Теперь и на информацию и печать можно посадить какого-нибудь отставника прокурора и МЧСника – ведь СМИ для Ипатова – одно чрезвычайное происшествие. Но все-таки лучше ментогенералы – они провереннее, работают без всяких сюсюканий и обладают набором артефактов для усмирения свободы слова. Вот их и нужно привлекать на командование прессой: если не слушаются, то демократизатором по рукам или электрошокером по ягодицам. Вот тогда они наведут порядок, а то распустились – мифы, видите ли, о неэффективности правительства придумывают, министров пропечатывают. Оборзели в конец. Даже предлагаю кандидатуру – уволенного из ГУВД Ходжейсу. Двухзвездный министр – это была бы имиджевая фишка: отпиарили бы на халяву все федеральные СМИ. А сколько еще таких погонных отставников бродит без дела в Саратове! Они бы могли быть эффективными погонщиками информационных рабов, слагающих правильные сказания.
Или, если Ипатов хочет сделать из мининформа канцелярию пиара и агитпропа, пусть позаимствует из партии Баталину, или Ландо, или Ванцова, тоже, кстати, бывший прокурор. Они сами станут сплошным информационным поводом.
Или выписать из Москвы еще одну столичную штучку с авантюрным складом ума (нет, я не об Орлове, скорее – о Жандарове), который завертит вокруг себя такую медийную карусель, в которой все напоются и напляшутся.
Но кого ни возьми – толков не жди. Министр печати - товар штучный, как шапка, которую как не меняй, если мозгов в голове хозяина нет, его дурь ничем не прикроешь.