Программа партнерства о СМИ не для пиара губернатора

Нужно ли сокращать объемы финансирования СМИ из региональных бюджетов или их нужно наращивать - это стало в последние дни актуальной темой дискуссии в медиа-сообществе и в правительственных кабинетах.

10:00, 31 января 2014

Нужно ли сокращать объемы финансирования СМИ из региональных бюджетов или их нужно наращивать - это стало в последние дни актуальной темой дискуссии в медиа-сообществе и в правительственных кабинетах. Началось с того, что президент Владимир Путин поручил главам субъектов до 1 февраля 2014 года принять меры по оптимизации расходов на пиар органов госвласти. А министерство финансов разрабатывает предложения по оптимизации таких расходов. Губернаторам хотят запретить заказывать за счет госбюджета дорогостоящие материалы в различных СМИ, за исключением газет, журналов и телерадиоканалов, которые финансируются из казны. Пиар губернаторов и региональных администраций (правительств) идет по целевых программам, которые являются единственным законным источником поддержки СМИ из государственных средств. В этих программах не ставятся условия рекламы чиновников и органов власти, но зачастую это подразумевается. Все зависит от позиции самого СМИ - пиарить главным образом губернатора или давать полноценную информацию о социально-экономических процессах и событиях региона и повышать его имидж.

На вчерашнем заседании правительства Саратовской области подводили итоги реализации областной целевой программы «Развитие информационного партнерства органов государственной власти Саратовской области со средствами массовой информации» на 2011-2013 годы».

Министр информации и печати Наталья Линдигрин сообщила, что в рамках программы за три года проведены 8 открытых конкурсов информационных проектов, по итогам которых реализовано 1175 проектов в 121 СМИ. На эти цели из бюджета области было направлено 167 млн рублей. Объем выполненных работ по проектам за 2011-2013 гг. в целом составил более 316 млн рублей, за счет внебюджетных источников - почти 150 млн рублей.

Среди ярких социальных проектов, реализованных в рамках программы, были отмечены детские познавательные телепередачи «Тормошилки» (ООО «Студия «Мадагаскар») и «Мечтариум» («ТВЦ-Саратов»), развивающие программы «Маркиза» и «Брейн-марафон «Ума палата» (ГТРК «Саратов»), телепередачи об усыновлении детей-сирот «Хочу семью» («ТВЦ-Саратов») и «Где ты, мама?» (ООО «Телемир»), цикл спортивных выпусков «Час спидвея» (ТВ «Экспресс-Балаково») и журнал «Твой спорт Саратов», проекты о социальной адаптации инвалидов «Живи» («ТВЦ-Саратов») и «Жить ярко» (радиоканал «Дождь»), краеведческие передачи «Негосударственные музеи Саратовской области» (Радио России) и «Музейная мозаика» («СТС-Балаково»), программа для детей и юношества «Я - патриот», представленная телеканалом «РЕН-ТВ Балаково» и цикл программ «Выбирай Саратовское! Выбирай настоящее!» (ООО «Телемир»), направленных на популяризацию продукции местных товаропроизводителей.

За годы реализации программы проведено 8 обучающих семинаров для журналистов и пресс-секретарей министерств и ведомств Правительства области. В них приняли участие 228 человек.

Лучший журналистский опыт СМИ региона был обобщен в ходе проведения шести творческих конкурсов с общим премиальным фондом в 370 тысяч рублей - «К 50-летию первого полета человека в космос», «Акция как гражданская позиция СМИ»,  «Современный дизайн - новое лицо газеты»,  «Воспитывая патриотов» и «Открытие года в масс-медиа». В рамках программы получило поддержку Саратовское региональное отделение «Союза журналистов России», которое стало организатором серии «круглых столов»  с участием журналистов области.

Министр объявила о начале действия новой партнерской программы правительства области и СМИ в рамках государственной программы «Информационное общество», которая рассчитана на 4 года.
«Новациями подпрограммы являются отсутствие статичных тематических направлений, номинации теперь будут ежегодно корректироваться с учетом актуальных задач и мнений медиа-сообщества; внедрение более разнообразных форматов взаимодействия, например, «переговорных площадок» при участии профессиональных общественных организаций; проведение раз в три года фестиваля саратовских СМИ; реализация кампаний социальной рекламы», - отметила Наталья Линдигрин.

***

Андрей Башкайкин, директор по информационной политике ИА «СарБК»: «Начнем с того, что любое сотрудничество - это хорошо. А сотрудничество между априори социально ориентированной властью и социально ориентированным бизнесом, медиа-бизнесом в данном случае, -  это замечательно. Приятно, что руководство нашего профильного министерства теперь слушает и слышит нас. Естественно, любая бизнес-структура скажет: много денег не бывает, но и ограниченность бюджета тоже надо учитывать. Поэтому если будут находиться компромиссные решения, когда обе стороны удовлетворены и работают совместно и приносят какую-то пользу, то это замечательно».

Татьяна Никонова, главный редактор газеты «Московский комсомолец в Саратове»:
«Я считаю, что программа в конечном счете работает на читателя, потому что общество нуждается в позитиве. Появляются такие рубрики, как «Герой нашего времени», «Право на качество жизни». Также много материалов посвящено экономике. Все это способствует улучшению имиджа региона и делает власть ближе к народу».

***

Ольга Алимова, депутат Госдумы от КПРФ, считает, что деньги, которые были выделены по программе партнерства СМИ, пошли на пиар губернатора. «Видя такие цифры, поневоле задумаешься над тем, что лучше бы губернаторы формировали свой положительный имидж делами, а не тупым вливанием бюджетных средств в чернила, которые придворные журналисты превращают в елей… Но, судя по всему, для него (Радаева) значительно более важным считается факт попадания в разнообразные рейтинги эффективности губернаторов».

Лидия Златогорская, председатель регионального отделения «Союза журналистов России» так ответила Ольги Алимовой:
«Мне кажется делать такие заявления просто безответственно. То, что программа якобы направлена на пиар губернатора области, в корне неверно. Главная ее цель - обеспечение открытости власти. Программа способствует освещению различных социально значимых тем в СМИ, привлекает общественное внимание к проблемам в области, а значит, содействует их решению, способствует  становлению и развитию гражданского общества.

Еще одна важная особенность Программы состоит в том, что с ее помощью получают поддержку муниципальные СМИ. Из года в год растет как число проектов, предлагаемых к реализации в рамках программы, так и число СМИ, которые принимают в ней участие.

Здесь нужно понимать, что Программа направлена на развитие партнерства СМИ и власти, а партнерство - это не обслуживание. Об одних комплиментах здесь не может быть и речи. Со своей стороны хочу отметить, что я была одним из инициаторов разработки и принятия такой программы. Я убеждена в ее необходимости для области, тем более ее бюджет очень небольшой, несравним с затратами на аналогичные цели в соседних регионах.

Конечно, соглашусь, что в исполнении Программы встречаются и шероховатости. Чтобы их избежать, Саратовской отделение «Союза журналистов России» регулярно организует «круглые столы», на которых обсуждаются различные аспекты развития партнерства между журналистами и органами власти. По многим проблемам мы находим общий язык.

Поэтому заявление Ольги Алимовой свидетельствует о том, что она не знает сути данной областной целевой программы, не знает механизмов работы, которые в ней прописаны».

***

Вадим Рогожин, главный редактор Интернет-газеты «Четвертая власть»:
«Я считаю, что результаты последнего конкурса в рамках программы развития информационного партнерства между СМИ и органами власти Саратовской области были самыми объективными. Эти результаты показали, как на самом деле должна работать подобная программа. Она должна быть не пиаром чиновников, а действительно способствовать развитию положительного имиджа области.
Сейчас в связи с заявлениями Министерства финансов РФ некоторые пытаются представить, что наша областная программа направлена исключительно на пиар губернатора области. Но я не согласен с таким подходом. Напротив, сотрудничество СМИ и власти в ее рамках позволяет обращать внимание общества на имеющиеся социально-экономические проблемы, рассказывать о деятельности власти по их решению. Возможно в других регионах, где на подобные программы выделяется в разы больше средств, и имеет место реклама губернаторов, но у нас в области явного пиара Радаева нет. Его можно заметить на телевидении, где показывают сюжеты о мероприятиях с участием губернатора, но в печатных и Интернет-изданиях этого меньше.

Поэтому хочу отметить   сейчас данная программа действительно работает. Стало больше новых интересных социальных проектов, направленных именно на освещение социально-экономического положения области, деятельности органов исполнительной власти. И если программа ставит своей целью улучшение имиджа региона, это не значит, что она пиарит чиновников.

Наша Интернет-газета в рамках этой программы реализует среди прочих проект «Уникальная Земля Саратовская», в рамках которого мы публикуем  материалы об уникальных и интересных местах Саратовской области, ее истории, о краеведческих исследованиях. Согласитесь, это никак не связано с деятельностью правительства. Я обратил внимание на то, что эти материалы в последнее время стали пользоваться большим читательским вниманием. Как ни парадоксально, про это сегодня мало пишут, но в действительности это оказывается востребованным. Причем у нас эти материалы могут прочитать не только саратовцы, но и жители других регионов и даже стран. Конечно, это ведет к улучшению восприятия области.

Не стоит забывать, что данная программа является одним из главных источников финансирования муниципальных СМИ. Не будет ее, наши «районки» просто-напросто прекратят свое существование. Поэтому считаю, что объемы финансирования по программе сотрудничества органов власти и областных СМИ должны не только не уменьшаться, но и увеличиваться, причем в разы».
 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

СМИ, власть, информационное партнерство, министерство печати