Пожар Евромайдана и чавканье «Болотной»

Меня обуревают двоякие чувства: я не разделяю необузданные беспорядки в Киеве, но сожалею, что в России стухла волна протеста/

10:00, 23 января 2014

Фото: РИА «Новости»

Виктор Янукович совершил цепочку просчетов, принял неправильные решения, потерял время и его правление покатилось к бесславному закату. Пишу это я с чувством скорби, потому как не бездарного президента Украины мне жалко, а жалко то, что братская республика может еще дальше отпрянуть от России на ближайшие годы. И наш ЕС - Евразийский Союз - нескоро мы еще увидим.

Вчера поздно вечером на Майдане начался многотысячный митинг. Украинская оппозиция еще раз попыталась сплотиться перед лицом общей новой угрозы - ущемления демократических свобод «диктаторскими законами». Этот подарок, как новый веский повод для сплочения и активизации протестного движения на Украине, подарила Верховная Рада с подачи президента Януковича, который в панике решил сохранить власть путем ужесточения антидемократического законодательства по-русски. При этом, сделав один, парламентский шаг, украинские власти запоздали с другим, репрессивным - позволили мирных демонстрантов подменить ультранациональными боевиками и создать на улице Грушевского баррикады, атаковать милицию, сжигать их автомобили и автобусы. Власти ждали среды, когда драконовские законы вступят в силу, но оппозиция, не дожидаясь разгона, предупредила ее репрессивные действия и атаковала первой. Только вчера вечером после неудачных попыток «Беркута» разметать баррикады и добраться до Майдана правительство разрешило применить водометы - самое, пожалуй, в данной обстановке эффективное средство, чтобы заставить революционную шпану разойтись по домам и штабам хотя бы для того, чтобы переодеться и согреться. Но будет ли новый штурм и принесет ли удачу новая форма разгона баррикадистов? На момент написания статьи это предсказать тяжело. Ясно одно: что революции не случится, оппозиция к этому не готова. Она не организована и не едина.

Официальная оппозиция тоже несколько замешкала, ее лидеры потеряли контроль над ситуацией, и инициативу на фронте взяло на себя ультранационалистическое объединение «Правый сектор». Именно преимущественно его разношерстные боевики вышли на баррикады и стали закидывать милицию и омоновцев коктейлем Молотова и камнями. Именно «Правый сектор» призвал к «национальной революции» против «диктатуры». Пошел процесс подмены умеренной, цивилизованной оппозиции необандеровцами, чья власть будет во много раз похлеще сопливо-растекшегося авторитаризма Януковича.

Януковичу нужно было сразу после устроенного пожарища на Грушевской  вводить чрезвычайное положение в Киеве и арестовать зачинщиков беспорядков и самых агрессивных боевиков, которых премьер-министр Азаров справедливо назвал террористами. Такими же террористами были народовольцы и прочие радикальные революционеры, орудовавшие бомбами на улицах Петербурга и Москвы в конце XIX - начале XХ веков. Уличные акции переросли из мирных митингов и демонстраций в кровавую бойню, спровоцированную нацбойцами. Это уже путь к государственному перевороту, и на эти действия власти должны реагировать адекватно жестко.

Пока украинские власти проявляют нерешительность и ведут себя неуверенно, у мятежников появляется все больше сторонников. Так, оппозицию символически поддержал патриарх-раскольник Филарет, глава Украинской православной церкви, отказавшись от ордена, дарованного Януковичем. Некоторые милиционеры в Киеве симпатизируют протестующим и не мешают им в их передвижении на транспорте по городу. А Кличко и двое других лидеров оппозиции пытаются отобрать инициативу у ультранационалистов и сами возглавить восстание. «Пулю в лоб за пулю в лоб» - таков их сегодняшний лозунг. «Борьба на каждом клочке земли» - такова их планируемая тактика. Цель одна - взятие власти. Теперь уже если не мирным, то вооруженным путем.

Но самое худшее, что случилось - произошел зачин внутринационального  раскола. Власти западных областей Украины открыто заявляют, что не будут выполнять «антиконституционные» законы режима. Крымские же власти, напротив, предупреждают Януковича, что если он не наведет порядок в стране, то Крым выйдет из состава Украины. Все это политическое межтерриториальное противостояние - первые шаги к гражданской войне. До этого, вероятно, не дойдет. Но происходящие сейчас в Киеве события еще больше создадут в буквальном смысле водораздел Востока и Запада Украины по Днепру.  

***

Какими бы усмешками либералы не комментировали версию о том, что за спинами евромайдановцев стоит мировая закулиса и в Киеве осуществляется масонский заговор, видный идеолог этой самой закулисы сам себя намедни раскрыл.

Бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский на слушаниях в комитете по иностранным делам американского сената сказал, что Вашингтон, поддерживая киевские протесты, помогает и России. «Поддержка Украины - это не война против России, а помощь ей (России) стать нормальной постимперской страной», - сказал он и добавил: «Евразийский проект России не решает ее проблем. Рано или поздно авторитаризм в России провалится». Далее он сказал: «У Путина заканчиваются деньги. Скорее всего, ему придется преодолевать последствия кризиса. Есть пределы того, чем он может помочь Януковичу».

«Перспективы России во главе Евразийского союза - это фикция. И этот союз распадется - по экономическим, социальным и персональным причинам. В результате, он лишь приведет к нарастающей неготовности России встретить рост влияния Китая в Центральной Азии», - сказал Бжезинский, один из главных идеологических стратегов развала Советского Союза. Его миссия до конца не выполнена. Россия встала с ельцинских колен, преклоненных перед Западом, и это, с точки зрения геополитических интересов США и их союзников, просто отвратительно. Процесс распада и разложения России, выкидывания ее на обочину геополитического пути развития мира крайне необходим для окончательного всевластия тайного мирового правительства. Его сдерживает на Западе Россия, а на Востоке - Китай. Поэтому Россию нужно вновь подмять под пятой Евросоюза, чтобы затем проще было расправиться с Поднебесной супердержавой. Поэтому Украина на сегодня - это ключевая территория для геополитических планов Запада. Ее нужно во чтобы то ни стало заманить в силок ЕС, а там уж окончательно разобраться с Россией.

Я не сторонник режима Путина, но внешнеполитическая позиция России нас делает единомышленниками, какими становятся едроссы и коммунисты. Есть такие святые понятия, как «Родина в опасности», «Россия - спасительница человечества», «Россия - мировая держава», которые объединяют нацию и тех оппонентов, которые стоят на патриотических и государственнических позициях.

***

Однако меня обуревают двоякие чувства: я не разделяю уличные необузданные беспорядки в Киеве, направленные на силовое свержение власти. Но сожалею, что в России успокоились рассерженные горожане и стухла волна протеста.

Чем отличается российская оппозиция от украинской? Наша более рафинирована и беспомощна. «Болотное» движение дальше марша взбудораженных хомячков и демонстрации остроумных плакатов и лозунгов молодых интеллектуалов не пошло. Ни кибер-оппозиционер Навальный, ни творец Фандорина, ни взбалмошный Немцов, ни мягкотелый защитник мигрантов с Кавказа Митрохин не способны на решительные, радикальные уличные акции, не способны создать фронт народного сопротивления авторитарному режиму. Отличается от них разве что радикально настроенный Удальцов, которого предупредительно нейтрализовали, и он, видимо, проведет в заточении еще несколько лет. И не вина оппозиции, что она сноблива, горделива и эгоистична. Это победа Путина, что он сделал ее такой, что он так обкорнал оппозиционное древо, что на нем не осталось ни одного ростка, из которого может вырасти волевой лидер с масштабным мышлением. Такова особенность системы авторитарного режима - конкуренция власти уничтожается в зачатке.

Не такова ситуация на Украине. Там до путинского авторитаризма и тем более до лукашенковской диктатуры далеко. Там политическую повестку дня определят развитая оппозиция. Там, можно сказать, сформирована лучшая демократия, которая возможна на постсоветском пространстве.  Сейчас ее впервые пытаются прижать драконовскими законами, потому неусмиряемая оппозиция сопротивляется. И при этом украинская оппозиция хочет всего и главного - власти.

В России же протесты против власти оправданы и необходимы. Наша оппозиция борется не за власть, а за минимальные свободы выражения мнений и демократического представительства во власти. Российский режим чрезвычайно суров. От того власть деградирует, государственные институты не развиваются, экономика стагнирует. А это удар по самой государственной безопасности. Не может коррупционно-полицейское государство строить сильную экономику, долго держать богатый бюджет, а стало быть, удерживать державный порыв. Я с Бжезинским, пожалуй, соглашусь в том, что Путину придется преодолевать последствия кризиса, а он в отдельной России только начинается, и у государства заканчиваются деньги. Если для Украины нужно более жесткое правление, то России нужны демократические послабления, чтобы бизнесу дали вздохнуть. 

**

Украина опять стала территорией борьбы Запада и России. Янукович далеко не гетман Хмельницкий, но и не Мазепа, хотя мог бы таковым быть при ином раскладе. Сейчас он обречен на союз с Россией, потому как после киевского мятежа дороги ему в Евросоюз нет. Там его уже не примут. Но Украина теперь может войти в ЕС через пожарище и кровь.

P.S. А в это время Путин музицировал.
 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

геополитика, Украина, Россия, Евромайдан