Перекройка политической карты Саратовщины

Конец марта 2010 г. знаменуется тем, что происходят знаковые телодвижения и передел сил влияния в Саратовской области. Назначение губернатором Павла Ипатова, уход в Москву Петра Глыбочко, выборы нового секретаря регионального политсовета и смена градоначал

09:00, 31 марта 2010


Конец марта 2010 г. знаменуется тем, что происходят знаковые телодвижения и передел сил влияния в Саратовской области. Назначение губернатором Павла Ипатова, уход в Москву Петра Глыбочко, выборы нового секретаря регионального политсовета и смена градоначальника Саратова – вот основополагающие события, которые  перекроят политическую карту губернии.

Ипатовский накал
Еще не дожидаясь своего формального утверждения областной думой, Павел Ипатов, как говорят осведомленные источники, наотрез отказался проводить консультации по своей кадровой и идеологической политике с политсоветом «Единой России». «Меня назначил президент, и я с вами советоваться не намерен. О моих дальнейших решениях вы узнаете позже», - примерно так ответил Ипатов володинским партийцам. Тем самым показав, что он самостоятельный губернатор, который не будет не то что выполнять чужую волю, но и прислушиваться к чужому мнению. Ипатов четко дал понять, что это лично его заслуга в том, что Дмитрий Медведев и Владимир Путин оказали ему доверие (в комментарии одному интернет-ресурсу он даже проговорился, что это Путин оказал ему поддержку, затем фамилия премьера была заменена на фамилию президента), а не Вячеслава Володина и не партии, роль которых в данном процессе второстепенна. У главы губернии давно уже копится возмущение той огульной критикой, которую СМИ из едропула не только не прекратили после внесения партией его кандидатуры, а, наоборот, усилии ее. Особенно  Ипатов был взбешен, когда в преддверии утверждения губернатора депутаты областной думы чуть ли не на всех заседаниях своих комитетов подвергли нападкам правительство области, опираясь в ряде случаев на череду будто специально проведенных Счетной палатой думы проверок. Были подвергнуты жесткому прессингу пять министров и он сам. Возможно, это делалось для того, чтобы Ипатов после инаугурации был сговорчивее. Но володинцы явно переборщили и хватили маху. По сути, они только, разозлили начальника губернии и подарили ему повод не быть им ничем обязанным и дистанцироваться от них.  
Добавить злости Павлу Леонидовичу могли два персонажа «ЕдРа» с сатирическим имиджем - Александр Ландо и Василий Синичкин. Они открыто выступали с критикой губернатора. Например, Ландо на заседании фракции «ЕР» в облдуме перед решением голосовать за Ипатова высказывал в его адрес претензии, что тот не реагирует на замечания думы и отмахивается от коррупционных проявлений, которые выявила Счетная палата. Ландо, по сему видно, и впредь будет выполнять свою тайную миссию – быть главным раздражителем непокладистого губернатора.
То, что Ипатов будет вести себя самостоятельно, он дал понять на своей пресс-конференции. Из его самоуверенных слов было видно, что вторым сроком он обязан только самому себе. Это абсолютно развязывает ему руки, которые были сцеплены ложными обязательствами перед партией. Так как второй срок, вероятно, для него будет последним, ему не нужно теперь огладываться на «ЕдРо» и учитывать интересы его местного руководства. Для него начальник только двуглавый правитель России, и никакие советчики ему не нужны. Эта самостоятельность в дальнейшем будет проявляться в попытке приумножить свою обкромсанную власть в губернии и усилить свое влияние на политические процессы. Насколько это ему удастся – тема другого исследования, но амбициозная надменность постоянно к этому будет подталкивать. Упрямый, жесткий, мстительный характер всячески будет подстрекать его на реванш. Так что спокойной политической жизни в ближайшее время не предвидится. Счет недругам за нанесенные обиды уже предъявлен.

ОПоньки
Первым жестким столкновением Ипатова с местным «ЕдРом» в тот же день его утверждения областной думой стала схватка губернаторских и думских четвертинок Саратовской Общественной палаты на выборах второй половинки ОПы. Сейчас вся политтусовка с интересом наблюдает, кто кого. Причем Ипатов, в несвойственной ему откровенной манере, свою позицию обозначил четко – он будет бороться, чтобы палата не досталась саратовским единороссам. Драка в ОПе очень символична, исходя из создавшейся ситуации. Будет ли это первой победой Ипатова, которая озарит триумфом приближающуюся инаугурацию? Сегодня победа губернатору психологически очень важна.
Конечно, в случае успеха говорить, что ему начнут повально присягать на верность бойцы из другого лагеря, пока не приходится. Но соответствующие выводы будут сделаны и на политической карте подвижки по любому начнутся. Политтусовочная свора шакалов-табаки всегда примыкает к победителю. И стоит в политике спровоцировать неуверенность, как созданная конструкция власти начинает рушиться. Но о том, повторюсь, говорить пока рано.  
Поэтому победа в ОПе важна и Володину – он не может здесь показать себя слабаком. На самом деле генсеку должно быть, по большому счету, безразлично, кто и как сформирует Общественную палату – политически это аморфный, ни на что не влияющий ресурс. И местечковый вождь не обратил бы на нее внимания, если бы его не втянули в конфликт соратники. Причем люди из окружения вождя второго уровня. Интригу, как считается, затеяли Александр Ландо и Борис Шинчук, которые, судя по всему, решили захватить контроль над палатой. Раскрутив свою идею и взвинтив политическое напряжение, они, похоже, убедили партийное руководство, а именно председателя облдумы Валерия Радаева и секретаря регионального политсовета Петра Глыбочко, сделать формирование ОПы новым проектом партии. Тут в консультации включилась главный идеолог местного «Едра» Марина Алешина, затем подвинтили в затягивающийся политический смерч Андрея Россошанского, который считается родоначальником закона о Палате и главным участником формирования ее первого созыва. Тот решил сыграть свою игру и бросил в авангард своего зама Сергея Утца, известного  политтехнолога и пиарщика, который должен был перехватить инициативу у ипатовских палатников. Под шумок борьбы Утц мог оттеснить Бориса Шинчука, которого прочат в председатели палаты, и занять место спикера самому.  
Обстановка психологически накалилась до того, что за места в палате борются словно за мандаты в Госдуму. Никто не хочет уступать и даже вести переговоры для выработки компромисса.
Грубый и наглый напор единороссов возмутил губернаторских и самого Ипатова. Володин, явно того не желая, косвенно был втянут в раздрай, потому что в политтусовке принято считать, что его люди и пикнуть не смеют без его разрешения. Так началось противостояние. Если в нем проиграет Ипатов, то в общем он ничего не потеряет, так ничего до этого не приобретал. Если же проиграет Володин – для него это станет настоящим ударом, он не проигрывал с памятной коалиции в Саратовской городской думе, в которую вступил глава города Олег Грищенко.

Двукратный начальник единороссов
Но и Валерию Радаеву, которого втянули в конфликт в ОПе, это также ни к чему. Теперь его, по сути,  выставляют прямым противовесом Ипатову и его главным антагонистом. Эта миссия усиливается после того, как Радаев возглавил региональный политсовет «ЕдРа», руководство которого оставил Петр Глыбочко. Только вот мягкотелый спикер думы, кажется, не способен к жестким баталиям. Здесь ему на помощь придет Марина Алешина, которая обладает не только бойцовскими, но и авантюрными качествами. Очевидно, Радаеву не хватит ни сил, ни времени вести двойную работу: руководить одновременно думой и региональным отделением партии.  Поэтому ему за спиной будет помогать Алешина, статус которой значительно усилили. Ее избрали руководителем депутатской группы «ЕР» в облдуме и первым заместителем секретаря политсовета. Теперь по своему положению она не просто зам Радаева, а противовес ему в партии и думе. Вроде бы официально главное лицо в парламенте – ее председатель. Но все решения предварительно принимаются фракцией «ЕР», которая обладает квалифицированным большинством. При таком раскладе председатель становится лишь спикером – ведущим заседания думы и проводящим формальные голосования по решениям, которые уже приняты фракцией под руководством Алешиной.
Можно предположить, зная амбициозность и целеустремленность Марины Владимировны, она планомерно будет оттеснять и подсиживать Радаева. Эта хваткая и энергичная дама рано или поздно добьется своего. Если к тому моменту не оскандалится, что при ее напористом характере вполне возможно. Станет ли Алешина эдакой мадам Помпадур в свите вождя – вскоре узнаем.
Таким образом, обозначился курс внутрипартийного противостояния, которое еще только назревает, но вскоре заменит собой тихое противостояние Радаева и Глыбочко. Его притушат, если Ипатов предпримет штурм неподконтрольного ему политсовета и попытается ввести в него своих людей.
Так что Радаев обречен на борьбу. Он уже попробовал себя полевым командором, организовав накат Счетной палаты на ипатовское правительство. Теперь ему поставлена задача стать командующим фронта. Но быть самостоятельным полководцем у него не получится. Сверху – давление вождя, по бокам – путы Ландо и Алешиной, под влияние которых он попал.  А может быть, наоборот, Радаев ставится на переходный период как уравновешенный политик, который не сделает каких-то глупостей, пока  Володин спокойно оценит меняющуюся обстановку и определит новую тактику.

Сдвинутый  Глыбочко
Володину действительно нужно в спокойной обстановке оглядеться вокруг того, что наворотили в Саратове его неистовые соратники. Прежде всего, это относится к теперь уже бывшему секретарю политсовета Петру Глыбочко. Это он взял на себя полномочия контролировать администрацию Саратова и вмешиваться в ее кадровый состав. И потому лично на него теперь возлагаются провалы таких партийных проектов как Вячеслав Сомов и Андрей Палазник. Не говоря уже о том, что обозначились внутренние разногласия между Глыбочко и «адъютантом вождя» Николаем Панковым, о которых многие знают, но которые не афишируются. По сути в Саратове началось холодное противостояние Советской (штаба депутатов-единороссов) и Ст. Разина (штаб политстовета). Первопричина этого, думается, - борьба за близость к телу. Глыбочко очень активничал в последние месяцы и, видимо, смог убедить вождя в претворении неких своих идей, которые оказались на поверку ошибочными.  А тут еще заварушка в Общественной палате.
Володин, кажется, понял, что партия посрамлена, и потому задумался, как убрать своего верного, но заигравшегося товарища. Для этого Глыбочко нужно было подобрать престижную должность, которая перебьет ректорство медуиниверситета. И связеобильный генсек ее нашел. О ректорстве Сеченки может мечтать любой влиятельный медицинский чиновник и известный врач Москвы. И эта должность досталась неизвестному в столице доктору-партфункционеру. Правда, пока в качестве «и.о.».
Теперь Глыбочко уходит из политики. Ему и лучше. Он нашел свое удобное место. Говорить, как долго он его будет занимать, не берусь. Что-то подсказывает, что не долго. Должность ректора Сеченки выборная, и здесь даже Володин может не помочь. Говорят, Глыбочко поставили исполняющим обязанности на год, чтобы он смог притереться к месту и подготовиться к выборам, которые будут назначены неизвестно еще когда. Но даже если Глыбочко не сумеет закрепиться в ректорах, отсюда ему открывается масштабный выбор других престижных мест.

К единоначалию в Саратове
Уход Петра Глыбочко ознаменовал еще одно знаковое событие в Саратове.  Руководителем депутатской группы «ЕР» в городской думе решено избрать Олега Грищенко (ранее эту должность занимал экс-ректор СГМУ). Для главы города это еще одно укрепление его позиций. Если ему все-таки удастся оформить градоначальником своего приятеля Алексея Прокопенко, Грищенко сконцентрирует вокруг себя всю городскую власть и станет единоначальником. Чем это обернется для него и для города через год – отдельная, еще не сложенная  песня. Сейчас очевидно пока одно – на днях Вячеслав Сомов подаст в отставку. Он ушел в отпуск, из которого не вернется. По иронии судьбы, именно так же, через отпуск, он отставлял не угодных ему людей из городской администрации. Его отставка созрела – как о решенном факте об этом сообщил Олег Грищенко. Единороссы ее передержали. Окончательным освобождающим для этого решения обстоятельством стал уход Глыбочко, главного покровителя Сомова. Теперь градоначальника уже ничто не сдерживает добровольно уйти самому. Отныне за городское хозяйство в Саратове будет отвечать Грищенко, взяв под покровительство Прокопенко. И это к лучшему – многовластие, по крайней мере, на ближайший год закончилось. И Грищенко с Прокопенко до выборов постараются сделать все от них возможное, чтобы доказать, что их тандем эффективен.
У главы города теперь есть все необходимые ресурсы, чтобы удержать власть, – политический, административный, финансовый. Руководство фракцией расширяет Грищенко возможность протащить в следующий созыв гордумы большее количество своих людей. Мужик он напористый, и Радаеву, политсовет которого будет формально утверждать кандидатов в депутаты, с ним не совладать.
 

***
Вообще, подводя итог начавшимся перестановкам на политической карте губернии, хочется отметить, что здесь оголилась одна из самых больших проблем местной партии – кадровое голодание. Партийные карты тасуются, и новых лиц в колоде не появляется. Местному «ЕдРу» требуется кадровое обновление. В ней есть молодые здравомыслящие и неоскандавившиеся  единороссы, которые не востребованы вождем. За ними видится будущее партии. Этого понимания пока нет в региональном политсовете. И этого там даже опасаются. Ходят слухи, что вождь дошел до того, что хочет вернуть туда старую гвардию, которая служила ему в эпоху губернаторства Дмитрия Аяцкова. Притом, что в этой гвардии есть вменяемые люди, политическое ретроградство никогда не приносило удачи. Поэтому меняющийся расклад сил на политической карте подвигнет вождя к пониманию того, что нужно менять стратегию партстроительства и опираться на новое поколение единороссов. Или здравомыслы однажды сами взломают партийные печати изнутри.
Но это в будущем. А так как основные игроки остались прежними, в ближайшее время серьезных изменений в политтусовке не ожидается. Тем не менее, перемены постепенно будут происходить, некоторые из них для простых наблюдателей окажутся незаметными. Многое будет зависеть от того, сохранит ли «Единая Россия» свой нынешний рейтинг в области через год и станут ли партфункционеры всеми правдами и неправдами натягивать выборы под заданный на Охотном ряду результат. Но, в любом случае, перемены назрели и их не избежать. Начинается новая забойная пятилетка Саратовщины. Скучно не будет.

 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться