Саратов купеческий, уходящий
09:00, 11 декабря 2013
Саратовские купцы не жалели денег на свои особняки, магазины и доходные дома. Их желание «показать себя во всей красе» и, возможно, комплексы людей «низкого происхождения» и сформировали тот архитектурный облик Саратова, которым теперь восхищаются приезжие туристы и гордятся краеведы. Сегодняшние «купцы» тоже активно строятся, вот только их активность часто лишь уродует город. Почему так происходит, и можно ли вернуть Саратову приличный вид?
Власть купечества
Купечество, как сословие торгующих людей, появилось в России в XVIII веке. Власти решили приписать всех торговцев к городам, затем началось их объединение по гильдиям, то есть по толщине их кошельков и, соответственно, по величине налога, который они были готовы заплатить государству. Купечество, по сути, было «социальным лифтом», позволявшим человеку добраться до вершин в жестком сословном обществе. Оставаясь людьми «низкого происхождения», они фактически владели и управляли городом, особенно это касалось провинций вроде Саратова, где дворян было очень мало. Например, в XVIII веке вся экономика города находилась в руках 30-ти богатейших купцов. Купечество же формировало и архитектурный облик Саратова, возводя в городе себе особняки или магазины. По словам краеведов, сейчас порой сложно определить, по чьему именно заказу строился тот или иной дом - дело в том, что городские власти следили за созданием церквей, больниц и разных казенных учреждений, а частные дома сооружались на свой страх и риск. В 70-е годы XX века при составлении реестра памятников архитектуры и истории города чиновники допустили множество ляпов.
«В этом реестре очень много неточностей, потому что, ставя на учет какой-то объект, в качестве сведений о нем брали слухи местных жителей, - рассказывает краевед Вячеслав Давыдов. - Таблички на многих домах также неверные - дело в том, что на них указаны сведения из госреестра, то есть как в 70-е годы написали чепуху, так ее и вешают до сих пор. Мы пытались с этим бороться».
Отличие «купеческого стиля» в архитектуре от прочих в том, что люди строили все, что им вздумалось. Точнее все, на что у них хватало денег. Именно поэтому, гуляя по Саратову, можно случайно наткнуться на совершенно удивительные, причудливые сооружения. К сожалению, с годами увидеть эти особняки все сложнее.
Из особняка - в коммуналку
С некоторыми саратовскими особняками в советское время произошло самое страшное, что только могло случиться - в них разместили коммунальные квартиры. Такая участь постигла чудесный особняк в мавританском стиле на улице Сакко и Ванцетти. Мода на восточный стиль в архитектуре с его куполами, башенками и причудливым орнаментом, зародилась в Европе в начале XIX века после возвращения Наполеона из египетского похода. В России он стал популярным во время войн с Турцией. До провинциального Саратова это мода дошла лишь в виде одного дома. По первой версии, он был построен по заказу купца Петра Тюльпина, который сделал себе состояние на продаже хлеба, а также при помощи удачной женитьбы - он взял в жены дочь саратовского «олигарха» Хрисанфа Образцова. Дело у купца шло столь успешно, что он жертвовал большие суммы денег на благотворительность, на его средства был построен храм Сошествия Святого Духа. Также его трижды избирали городским головой. Потом дом достался по наследству его внучке, которая была замужем за саратовским вице-губернатором Адольфом Тилло. По другой версии, дом заказал сам Тилло в 1901 году. В 1911-м он передал здание Саратовской ученой архивной комиссии, одним из учредителей которой он являлся, затем в нем располагался музей Петра Столыпина. В 1930 году дом превратили в коммуналку, он быстро обветшал, исчез купол, а вместо красивых барельефов и лепнины появились трещины. Власти и краеведы пока не знают, как спасти особняк Тилло и другие саратовские здания с такой же судьбой.
«Это здания, которые требуют многомиллионных затрат, жильцам они не под силу. А попасть в целевую программу капитального ремонта, в которой 5% средств идет со стороны жильцов, а 95% со стороны государства, все дома никогда не смогут, - говорит Яков Стрельцин, глава фонда Калистатова. - Поэтому речь может идти только о передаче их инвестору. Инвестор обязан будет не только предоставить жильцам новые квартиры, но и провести за свой счет реконструкцию и реставрацию, а также историко-культурную экспертизу».
Но жильцы, как правило, не хотят уезжать из центра города - а небольшая часть, обычно 2-3 семьи, и вовсе требует несоразмерную сумму за свое жилье (до 100 тыс. руб. на 1 кв. м - цены на жилье на Лазурном берегу). Рекорд в Саратове поставлен на уровне 200 тыс. руб. за квадратный метр, правда, эту сумму «бизнесмену» на «аварийке» получить так и не удалось. Понятно, не многие инвесторы согласятся на такую «авантюру». Исправить ситуацию, по словам Якова Стрельцина, могла бы программа развития застроенных территорий, но в Саратовской области она пока не работает.
Здания казенные
Гораздо больше повезло особнякам, в которых располагаются различные казенные заведения. Например, администрация Кировского района находится в особняке, построенном в 1914 году Александром Шумилиным на ул. Большой Казачьей. Этот купец владел маслобойной фабрикой (она находилась на месте ТЦ «Триумф-Молл»), кирпичными заводами и аптеками, также он был одним из издателей газеты «Саратовский вестник». После 1917 года Шумилин уехал из Саратова, а, может быть, и из страны. Его двухэтажный особняк, построенный в стиле неоклассицизма, краеведы Семенов и Давыдов считают «совершенством». В советские времена в нем «поселился» Кировский райком партии, затем районная администрация, чиновники поддерживают это здание в относительно приличном состоянии.
Точно так же повезло «замку» в стиле модерн купца Ивана Шмидта на углу улиц Волжской и Соборной. Шмидт принадлежал к могущественному клану «мучных королей», который построил немало красивых зданий в Саратове. Впрочем, этот замок стал одним из последних. Его воздвигли к 1912 году, а уже спустя 5 лет большевики национализировали его. Шмидты разбрелись по миру - кто за границу, кто присоединился к армии Колчака, а карьера Ивана Петровича завершилась должностью могильщика на Немецком кладбище в Саратове. В его особняке сначала разместили этнографический музей, музей голода и музей Волгаря, затем обком ВЛКСМ, пункт набора юнг для Северного флота, редакцию газеты «Молодой сталинец», обкомовскую гостиницу. В конце XX века здание на время отдали под детский сад, потом его отреставрировали, и оно превратилось в Дом приема официальных делегаций. Губернатор Валерий Радаев одним их своих первых указов создал там центр для одаренных детей, хотя параллельно в особняке Шмидта по-прежнему проводятся официальные мероприятия.
В красивом особняке Александра Дыбова на улице Первомайской сегодня также располагается учреждение для детей - детский сад, но это ему не сильно помогает. Здание в стиле модерн с большим округлым окном, выглядит побитым и неухоженным. Дыбов был сыном председателя Саратовской городской думы, он работал юристом и вел большую общественную деятельность. После его кончины дом перешел мещанке Божановой, затем семье врачей. В советские времена в нем разместили коммуналку и, наконец, детский сад.
Антисоциальные дома Саратова
Исчезновению Саратова как купеческого города способствуют в том числе и современные «купцы».
«Я думаю, что Саратов методично теряет этот облик, и даже, на мой взгляд, порог утраты этого облика уже пройден, - говорит Яков Стрельцин. - Мы утратили не столько количество купеческих зданий, сколько общий вид улиц, потому что рядом с двухэтажными особняками выросли 9-ти, 15-ти и даже 20-этажные дома. Общий вид застройки коренным образом изменился. Кварталы с разноэтажной застройкой всегда смотрятся, в какой-то степени, неряшливо, при том, что эта застройка городу все равно необходима».
В Саратове регулярно проводятся публичные слушания по изменению «разрешенного вида и превышению предельных параметров» домов, или проще говоря, по возможности строительства высоток. По мнению Стрельцина, необходимо вернуться к вопросу застройки исторических зон Саратова, который рассматривался в 2012 году, и возвратить в правила землепользования и застройки города удаленный в свое время раздел об ограничении высотности домов.
А краевед Вячеслав Давыдов сетует на то, что современные здания и особняки города «антисоциальны». «Они не для людей. Зайдите на вокзал: там все пластиковое, все блестит и сверкает, но будет ли вам там уютно?» - спрашивает он.
В качестве примера здания, уродующего облик Саратова, он привел дом, возведенный у Музейной площади вплотную к Русской классической гимназии. Построенный в 1910 году в стиле классицизма купцом Филиппом Катеневым, он был первым частным каменным домом на городской площади. «Прилипшее» сбоку невыразительное строение серьезно испортило как его облик, так и вид исторического центра. «Это уму непостижимо, разве можно назвать архитектором человека, который построил это?!» - удивляется краевед. По его мнению, этот дом был бы уместен не в центре города, а где-нибудь в Усть-Курдюме, среди таких же дорогих, но невыразительных коттеджей.
Почему особняки сегодняшних «купцов» не имеют особой исторической и культурной ценности - дело темное. То ли «купцы» пошли не те и экономят на хороших архитекторах, то ли архитекторы халтурят. А, может быть, привыкшие к бесконечным переменам в стране, люди не верят, что смогут передать особняк своим детям или внукам и потому не вкладывают в него свою душу. «Купеческий Саратов» медленно, но верно перемещается с карты России на открытки, в краеведческие книги и в музеи.