Замурованные реки
09:00, 6 декабря 2013
Города неизбежно подавляют природу: вырубаются деревья, застраиваются луга и степи, водоемы иссушаются или загоняются под землю. Особенно просто решались подобные проблемы в советские времена, в эпоху бурного развития промышленности, когда страна нуждалась в дорогах, заводах и домах, все прочие элементы городского пейзажа «загонялись» в парки и скверы.Так было и в Саратове - за каких-то полвека он полностью изменил свое лицо, став серым и пыльным городом. Но лихие времена минули, теперь саратовцам исправлять свои ошибки, «освобождать» природу, выпуская на волю уже позабытые речки и ручьи.
Ручеек на улице Аткарской
В самом центре Саратова на улице Аткарской напротив троллейбусного депо течет ручей. Прохожие перешагивают через него по самодельным мостикам, не обращая внимания - им не привыкать к «потопам», которые время от времени происходят из-за аварий на старых водопроводах и канализациях. Однако это не простой поток воды - со временем из помехи и мелкого неудобства для горожан он может превратиться в украшение Саратова. А вслед за ним и другие давно позабытые ручьи и речки начнут выходить «из тени», становясь частью городского пейзажа
В прошлом году проект благоустройства ручья на улице Аткарской победил в архитектурном конкурсе в рамках проекта «Родники Саратова», организованного областным музеем краеведения. Теперь этот участок земли стоит в очереди на реконструкцию, власти Саратова хотят разбить там сквер, а ручеек почистить и благоустроить. Когда-то в городе было много родников и ручьев, краевед и один из авторов проекта «Саратовские родники» Игорь Сорокин даже сравнивал горожан XIX века с римлянами - они, как и жители столицы Римской империи, «пили чистейшую родниковую воду, разносимую по дубовым акведукам» из источников со склонов Лысой и Соколовой гор. Первый саратовский водопровод доставлял горожанам воду не из Волги, а из родников: по деревянным трубам она текла от подошвы Лысой горы к бассейнам у Сенного рынка и в саду «Липки». Немало протекало по городу и речек самых разных размеров. У властей города и ученых и на них есть свои планы. «Главный архитектор города Александр Николаевич Кискин обратился к нам с просьбой показать те участки речек, которые возможно относительно быстро и легко реконструировать и показать людям открытые отрезки реки, - рассказывает доцент кафедры физической географии и ландшафтной экологии СГУ Александр Башкатов.
«Освобождение» некогда спрятанных под землей рек - явление не такое уж и редкое в современной России. Подобные водотоки не только украшают города, но и приносят практическую пользу. Саратовские ученые всерьез размышляют об «освобождении» рек, которые до середины XX текли в Саратове по Белоглинскому и Глебучеву оврагам. Сегодня из-за глупости и недальновидности горожан они покоятся под землей в бетонных саркофагах.
«Судоходный канал» или канализация
В 1674 году город Саратов после очередного пожара перенесли с левого берега Волги на его современную территоррию. Горожанам очень понравился рельеф местности, который отлично подходил для обороны - с одной стороны город-крепость защищала река Волга, с другой - крутой Глебучев овраг и протекавшая по нему речка. Некоторые источники даже уверяют, что Саратов был основан не на Волге, а на некой реке, истекавшей «из полей». Под это описание они подводят реку, бежавшую когда-то по Глебучеву оврагу. Древнее название этой реки до нас не дошло, местные краеведы обычно называют ее тюркским словом «Тайбалык», что переводится «высокая рыба». Но это не более чем городская легенда. Саратовский архитектор и краевед Борис Донецкий наткнулся на «реку Тайбалык» на карте немецкого путешественника XVII века Адама Олиария. Тот побывал в левобережном Саратове, а Тайбалык он отметил на другом берегу Волги. Донецкий посчитал, что немец изобразил речку, протекавшую по Глебучеву оврагу.
Другой краевед, уже упомянутый нами Игорь Сорокин, будучи директором дома-музея художника Павла Кузнецова, расположенного возле оврага, ухватился за это красивое название. В 2004 году он придумал проект «Музейная долина», решив превратить Глебучев овраг в часть музейной экспозиции: в нем тогда проводились выставки художников, экскурсии. Сорокин охотно использовал слово «Тайбалык» в своих статьях и выступлениях, и постепенно в сознании саратовцев это слово крепко «прицепилось» к реке, некогда протекавшей в Глебучевом овраге.
Другие исследователи карты Адама Олиария, среди них - ученые-географы, уверены, что немецкий путешественник изобразил реку Терешку. Поэтому мы будем называть реку так, как звали ее саратовцы в XVIII-XIX веках: Глебовка - в честь местного воеводы Михаила Глебова (другие менее красивые народные названия: Вонючка или Говняевка - их смысл будет ясен из дальнейшего текста).
Глебовка брала свое начало из родников на территории 1-й Дачной или остановки «Стрелка», крупное русло реки находилось в районе Студгородка, оттуда она текла по дну оврага до самой Волги. Поскольку овраг в то время находился на окраине города (за улицей Валовой, то есть за городским валом), здесь в одноэтажных лачужках проживали бедняки и местные криминальные элементы, скрывающиеся от властей. Сегодняшняя застройка оврага поразительно напоминает фотографии тех времен. Никакого уличного освещения не было, и ночью овраг погружался во тьму, хотя и днем честные горожане боялись заглядывать сюда. Здесь же находилось кладбище. Весной в паводок река разливалась, образовывался залив, и сюда могли заходить суда, чтобы приставать к берегу в районе современных улиц Октябрьская или Чернышевского. В ранние советские времена у властей, склонных к масштабным планам и гигантомании возникла идея расширить овраг и превратить его в судоходный канал. Однако к тому времени река уже представляла собой жалкое зрелище: дело в том, что с середины XVIII века горожане беззастенчиво сбрасывали в Глебовку бытовой мусор, трупы умерших животных, отходы производства и в большом количестве навоз. Можно себе представить, на что походила речка и как от нее пахло. В итоге власти новой России решили, что будет проще закрыть речку в каменный саркофаг и закопать поглубже, нежели очищать и расширять ее. В 1960-е годы ее «замуровали», превратив в городской коллектор, а овраг частично засыпали. Сегодня подземная Глебовка превратилась в настоящую клоаку: диггеры, исследовавшие саркофаг, сфотографировали многочисленные незаконные врезки в коллектор и сточные воды, которые безо всякой очистки идут прямиком в Волгу.
Река на дрожжах
Река Белая Глинка (другое название Белоглебка из-за проживавшего там в течение 5 лет астраханского купца Глеба Белого), протекавшая по Белоглинскому оврагу, начиналась из родников в районе Октябрьского ущелья и, пересекая город, впадала в Волгу на территории корпуса СГАП на улице Чернышевского. Берега этой речки заселили разные городские сословия: в ее верховьях, где вода была самой чистой, располагались дачи богатых горожан, ниже по течению в районе улицы Рабочей в XIX веке появилось несколько заводов, они, естественно, начали сбрасывать и сливать в Белую Глинку отходы своего производства. Особенно отличился в этом деле дрожжевой завод, чьи сбросы превратили речку в один смердящий поток. Горожанам ничего другого не оставалось, как засыпать смердящую реку землей или просто мусором. Сам овраг продолжал существовать еще довольно долго, все дело в том, что он проходил мимо Ильинской площади, а там находилось кладбище, появившееся в свое время около Ильинской церкви. С приходом к власти большевиков храм снесли, а к могилам не притрагивались до конца Великой Отечественной войны. К середине века центр Саратова был окончательно спланирован, и тогда уже речку частично «заточили» в коллектор или закидали землей. Последний ее участок был закрыт в 70-е годы во время строительства на ул. Чернышевской здания НИИ сельской гигиены - сейчас там расположен один из корпусов СГАП. Следы Белоглебовского оврага можно увидеть, например, около улицы Рахова, где в овраге расположился гаражный кооператив.
Освободить реки
Реки Белая Глинка и Глебовка, скрывшись от глаз саратовцев под землю, продолжают играть важную роль в жизни города. Из питающих водных артерий они превратились в стоки, размывающие и разрушающие его.
«Если мы сейчас не видим какой-то речки, то это не значит, что она потеряла для нас свое значение, значение со знаком минус, согласитесь, тоже значение, - говорит географ Александр Башкатов - Когда стали засыпать Белую Глинку и Глебучев овраг, мы утратили естественный отвод грунтовых вод с центральной части города, и центральная часть города стала постепенно подтапливаться. Центр Саратова в силу геологического строения пород и так естественно подтоплен. С засыпкой оврагов это подтопление еще больше усилилось».
Башкатов уверен, что когда-нибудь эти реки частично будут реконструированы и местами «выпущены» на поверхность.
«Немыслимо, чтобы водотоки в городе существовали в виде таких бетонных гробов, труб, похороненных под землю», - добавляет он.
По словам ученого, сейчас реки Белая Глинка и Глебовка не несут практически никакой пользы городу: они не выполняют дренажных функций, то есть, не отводят грунтовые воды с территории города. По правилам эксплуатации коллекторы, в которых текут эти реки, нужно постоянно чистить, что невозможно делать в условиях города, кроме того, эта работа требует больших денежных вложений. «Освобождение» рек - тоже дело дорогое, особенно если они протекают под многоэтажными домами и магистралями. Но ученые уверены, что впоследствии это себя окупит. Тем более что современные технологии серьезно удешевили строительство мостов через водные преграды.
Еще проще обстоит дело с «освобождением» речек и ручейков, протекавших в малозастроенных районах Саратова. Их достаточно очистить и оформить прилегающие территорию под скверик или парк. Например, целую череду «заточенных» и забытых речек и ручьев можно найти на территории Заводского района: по оврагу Крутенький из пос. Пролетарский в сторону ст. Улеши, крупный ручей Мутный ключ, текущий от Королькового сада до Юриша, ручей в овраге Залетаевский в 4-м Жилучастке, Рокотовский ручей, текущий через Рокотовку, в районе областной психиатрической больницы имени святой Софии, а также в Токмаковском овраге. Есть они и на другой окраине Саратова - в Волжском районе на территории поселка Юбилейный.
Кто знает, может быть, через несколько лет «освобожденные» реки Глебовка и Белая Глинка вновь будут бежать по Саратову и радовать горожан своей чистотой и прохладой. Хочется верить, что сознание людей постепенно меняется, меняется их отношение к миру - от потребительского к созидательному. Ведь даже такая «мелочь», как ручеек на улице Аткарской, может преобразить город.