В суде по делу «пенсионера-экстремиста» выясняли национальность героя рассказов Чехова
11:42, 22 ноября 2013
Противопоставления между «Ванькой Жуковым» и «Максимом Кацом» в речи обвиняемого по ст. 282 (разжигание межнациональной розни) Юрия Кутузова могло лежать не в межнациональной, а иной плоскости. Такое мнение высказала старший эксперт ФБУ «Саратовская лаборатория судебных экспертиз» Лариса Червякова на проходящем в эти минуты судебном процессе.
В ходе судебного заседания прокурор поинтересовался у специалиста, имеются ли в речи Кутузова (на основании которой и было возбуждено уголовное дело) противопоставления между Диной Рубиной и «русскими писателями».
- С места я на этот вопрос не могу ответить, – сказала эксперт.
- В своем выступлении вы говорите, что речь идет о 2 национальностях - русских и таджиках, сейчас вы говорите, что Дина Рубина еврейка (ранее гособвинитель задавал вопрос об этом свидетелю), – отметил прокурор
- Вы выводите меня в область размышления, которая находится за пределами работы лингвиста. Я не могу сказать почему такой смысловой ряд избрал Кутузов для своих высказываний.
- В речи (Кутузова) сказано, что Ванька Жуков (литературный персонаж из рассказов Чехова) не может стать депутатом. Может Ванька Жуков стать депутатом, будучи литературным персонажем? – задалась вопросом судья.
- Мы можем опять уйти в метафорику. В сознании читающего человека, знающего русскую литературу, он будет обрастать специальными смыслами, – ответила Червякова.
- Можно ли говорить о национальности Ваньки Жукова? – спросил прокурор.
- В данном контексте - нет, – сказала эксперт.
После этого прокурор поинтересовался, можно ли говорить о межнациональном противопоставлении, говоря о том, что Максим Кац (по всей видимости, имеется в виду депутат муниципального собрания московского района Щукино, член партии «Яблоко» и известный блогер) стал депутатом, а Ванька Жуков никогда не будет.
На это Червякова ответила, что противопоставление может лежать не в плоскости национальности, а в плоскости того, к примеру, что «Ванька Жуков» жил в деревне, а «Максим Кац» - в городе.