Надменный сибарит

Павел Ипатов в долгой изнуряющей политической борьбе за сохранение власти выиграл. Он сохранил губернаторство. Его противники остались со своим. Проиграл, как всегда, сам народ. Несмотря на то что уже в конце осени было решено, кто станет губернатором, те

11:11, 25 марта 2010

Павел Ипатов в долгой изнуряющей политической борьбе за сохранение власти выиграл. Он сохранил губернаторство. Его противники остались со своим. Проиграл, как всегда, сам народ.

Несмотря на то что уже в конце осени было решено, кто станет губернатором, тем не менее роились будоражащие слухи, что Ипатова не переназначат, что найдут варяга или поставят Валерия Радаева. Некоторыми эти слухи вбрасывались преднамеренно, но многие их с удовольствием смаковали и разносили. Все хотели и жаждали перемен. Потому что устали вязнуть в болоте, в котором прозябает губерния. Но, с точки зрения Кремля, губернатор не сделал чего-то такого, что ужаснуло бы федеральную власть. Это для нас казались ужасающими катаклизмы, когда власть проворонила вспышку свиного гриппа, что внезапно привело к панике. Это для нас были страшными засуха, авария на «Водоканале», заваленный снегом город. Это нас возмущали непомерные тарифы на коммунальные услуги. Но с кем не бывает? С высоты кремлевского холма – обычная ситуация российской глубинки. Вот если бы народ вышел на улицы на демонстрации и митинги, тогда бы власть испугалась. Но народ опять промолчал. И продлил за это свое наказание.

Я уже как-то писал, что Саратовщина по всем признакам – проклятое место. Поэтому нам в начальники и достаются морально прокаженные властолюбцы.  И ничего хорошего впредь не будет, даже не ждите. Как бы не отобрали последнее под лозунгом борьбы за благо человека. Такое уже почти произошло в Балакове, где бесстыдно взвинтили плату за ЖКУ. Кстати, к этому опять же косвенно приложился Ипатов – именно компании из его обширной бизнес-империи поживились здесь до икоты. И власти всполошились, когда в городе прошла невиданная за постсоветское время демонстрация протеста. А губернатора едва не отворотили от второго срока.

 * * *

Если Аяцков был ярким представителем разудалой эпохи Ельцина, то Ипатов - классический региональный руководитель, прекрасно вписывающийся в государственно-бюрократическую систему, созданную Путиным.

Дмитрий Аяцков, прощаясь, сказал, что он оставил свой след в истории губернии, а не наследил. Это, конечно, самовлюбленное бахвальство эпатажного правителя. Но он сделал и то, и другое. А вот Павел Ипатов только наследил.

Помнится, пять лет назад, когда он презентовал себя, драгоценного, общественности, заявил: «Я человек состоятельный, воровать не буду». Но своим дальнейшим поведением опроверг наивный постулат, что приемлем тот государственный муж, кто уже себе нахапал и теперь наживаться не будет. Здесь более уместна народная мудрость, что аппетит приходит во время еды и алчный человек никогда не может сказать себе: хватит.

Достаточно вспомнить, как две компании - «Стройэкс» и «Саргесстрой», аффилированные Ипатову, изрядно поживились на государственных заказах при строительстве социальных объектов области. Да так лихо, что даже партия власти не смогла их остановить. И это только один нашумевший случай, по которому можно судить о том, какой у области хозяин. Комитет по капстроительству, который раздает госзаказы на стройки и принимает их, повяз в компромате, выуженном счетной палатой области. Возглавляет капстрой верный и проверенный человек губернатора — Анна Антонова.

Так что наследил Ипатов в области – не отмоешь. А вот след его в истории губернии тусклый.  В ней он предстанет как серое невзрачное пятно. Которое   не дотер генсек партии.

 

 

Ипатов вообще, как оказалось, нестираемый и непотопляемый персонаж саратовской политики. Он олицетворяет собой как бы третью силу, но потенции у этой силы нет. Самая удобная его тактика – отсидеться и ни во что не вмешиваться. Когда враги сами себя перегрызут, сыграть на разводках на мнимые с ними союзы. Всем что-то пообещать, но ничего не выполнять и никого не поддерживать. Тише сидишь — дольше просидишь. Что, как видим, и случилось.

И такую же позицию Ипатов будет занимать и во вторую свою пятилетку. Его ругают, он помалкивает и тихонько продолжает подгребать под себя то, что ему приглянулось. Такая же тактика была использована незабвенным мэром Юрием Аксененко. И он проиграл, как только нарушил правила игры. Но прожженый Ипатов поступит хитрее. Он плохой игрок, поэтому предпочтет вообще не играть. Губернатор, как и в начале первого своего срока, наобещает с три короба Вячеславу Володину и его окружению в знак благодарности за свое представление партией президенту (хотя он стал губернатором скорее вопреки желанию единороссов) и даже что-то начнет делать, но потом отступится от своих слов и сделает все так, как ему вздумается. Характер и менталитет сформировавшегося человека, особенно впадающего в старческий консерватизм, уже не исправишь. И если партия во время своего всевластия не могла на него повлиять, то через год, когда ее силы будут постепенно слабеть, тем более не сможет.

Ипатов выиграл власть, и если он не будет трусливым и чрезмерно осторожным, может ее усилить. При поддержке здравомыслов в «Единой России», которые сегодня формируют молодое поколение партийной элиты. Из своей среды они выдвинут преемника Ипатова. Или того, кто заменит его в случае досрочного ухода на другую «заманчивую» работу, чего тоже исключать нельзя.

Во втором сроке губернатору-сибариту уже никому ничего не надо будет доказывать, он полностью сосредоточится на своих интересах и все ему станет нипочем. Выбранная в экономике области позиция середнячка, опирающегося на общероссийские тенденции, сохранится. Не сытно, но и не голодно. Его личный интерес здесь проявляется в лоббировании возведения металлургического завода компанией «Северсталь» в Балакове. Этот проект прикреплен к строительству нового  энергоблока БАЭС, о котором Ипатов мечтает со времен работы гендиректором атомки. Вот этот завод и войдет в историю как проект Ипатова. Как Аяцков запомнится жителям области среди прочих подарков строительством завода по уничтожению химоружия в Горном.

*  *  *

Народ, как всегда, заслужил того правителя, какого имеет. Рабское смирение, гражданская лень и человеческая трусость позволяют всегда протискиваться во власть прохиндеям. В лучшем случае - амбициозным жлобам. Второй срок Ипатова – это наказание всем нам, жителям области, за наше молчание и желание, чтобы наши проблемы решил за нас кто-то другой. А теперь - присягайте, кланяйтесь, терпите и не жалуйтесь.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться