План «МедвежОПа»» провалился

Вчерашние выборы второй половины нового созыва Общественной палаты Саратовской области, длившиеся почти шесть часов, признаны несостоявшимися. В самом конце их саботировали «заговорщики», именующие себя инициативной группой по организации честного голосов

11:10, 25 марта 2010

Единороссы  с первой попытки не взяли общественную палату

Вчерашние выборы второй половины нового созыва Общественной палаты Саратовской области, длившиеся почти  шесть часов, признаны несостоявшимися. В самом конце их саботировали «заговорщики», именующие себя инициативной группой по организации честного голосования. Это стало финалом многоходовой попытки единороссов-пресмыкателей узурпировать в палате власть. Губернатор все-таки решил не сдавать «ЕдРу» такой ресурс.

Хроника
переворота

К активным действиям «ЕдРо» перешло 17 марта. Тогда кучка уже избранных «общественников» – в основном делегатов областной думы, но не без участия некоторых своих коллег от губернатора, похоже, введенных ими в заблуждение, – собрались в стенах регионального парламента. Встреча больше походила на «тайную сходку», поскольку заседали, не пригласив СМИ, за закрытыми дверями. Общественники заперлись изнутри. Наставляли их председатель реготделения организации «Ассамблея народов России» Борис Шинчук, замруководителя ГТРК «Саратов» Сергей Утц и помощница ректора СГМУ Ирина Зайцева. Последняя предложила выбрать инициативную группу по проверке и оценке документов 105 кандидатов, претендующих на остальные 32 места. Лишь двое проголосовали против.

На следующий  день, 18 марта инициативная группа рассмотрела первые заявления. Как и следовало ожидать, «заговорщики» нашли нарушения у общественников из числа нежелательных для «ЕдРа» кандидатов. Например, у экс-декана бывшего исторического факультета СГУ Велихана Мирзеханова, промышленника Павла Чатурова и  журналиста Алексея Колобродова.

19 марта группа собралась снова, чтобы обсудить процесс голосования. Его решили провести 23 марта в областной научной библиотеке, т.е. в день, когда региональное заксобрание утверждало второй срок губернатору Павлу Ипатову. Естественно, внимание СМИ приковало именно это событие. Удобно втихаря осуществить окончательный переворот, не правда ли? Однако об этом чуть ниже.

Примечательно, что всего через час после сходки «заговорщиков» должно было состояться официальное заседание по аналогичному вопросу, но уже всех 32 выбранных  общественников. На него пришли только 16 человек – делегаты губернатора. Для кворума необходимо 24. Рабочую группу признали несостоявшейся. Так в палате вскрылось двоевластие. При этом, исходя из того, что на ее сайте вывешивалась информация о деятельности «инициативщиков», аппарат ОПы, похоже, они взяли под свой контроль.

Что еще придумали «заговорщики» для осуществления переворота? Им было нужно провести как можно больше собственных единомышленников в палату. Так в списке кандидатов появилось много представителей организаций малых народов, на чью поддержку опирается Шинчук. Или альтернативные малоизвестные кандидаты в противовес свободомыслящим претендентам. Председателю реготделения Союза журналистов России Лидии Златогорской противопоставили     главу калечного Поволжского союза журналистов (в котором, видимо, пребывают исключительно едрожуры) Романа Чуйченко. А некий Анатолий Попов из Российской экологической академии выступил против Ольги Пицуновой и т.п.

Узнать мнение «заговорщиков» до дня голосования нам так и не удалось – они ушли в глухое подполье. Кто-то прямо заявил, что общаться не желает, как Шинчук. Кто-то не отвечал на звонки, как Утц. А с кем-то случались забавные случаи, вроде ситуации с Зайцевой. Помощница ректора СГМУ сама перезвонила в редакцию, после того как корреспондент попытался с ней связаться. Но лишь только Зайцева поняла, куда попала, незамедлительно повесила трубку, а затем и вовсе отключила телефон.

Их ответ – 
революции нет!

Зато не выдержала зампред первого созыва Валентина Боброва и сразу после окончания сорванного заседания предложила журналисту нашего издания откровенный диалог. Она призналась, что, с одной стороны, «заговорщики» действовали правомерно. Хотя в законе об общественной палате ничего не сказано про инициативную группу, зато содержится ссылка на регламент. Вот уже в  данном документе и говорится о ней. По мнению же Бобровой, регламент писался к формированию еще первого созыва, поэтому устарел. Со всеми выборными функциями сегодня хорошо справился бы аппарат. Общественница с унынием отметила: «прошляпили» регламент –  надо было его заранее отменить.

– Если наше мероприятие признали несостоявшимся из-за отсутствия кворума, то почему правомерным признали собрание в думе, где избрали инициативную группу? - привела еще один довод зампред. Боброву возмущает и тот факт, что за формирование ОПы взялся теленачальник Утц, который редко участвовал в работе палаты первого созыва.

По всему видно, что губернатор, отвлеченный процедурой своего переназначения, сначала потерял инициативу в формировании второго созыва. Та же Боброва еще в конце прошлой недели считала идею о создании альтернативной инициативной группы глупостью. А председатель первого созыва Федор Григорьев только смиренно смеялся, отвечая на вопрос о расколе в ОПе, и отказывался рассуждать на эту тему до голосования. Тут губернатору  как раз пригодились бы активные общественники, не нашедшие места в его четвертинке.   Те, кто способен разговаривать с оппонентами на их же языке, противопоставляя наглости противников напор.

Хотя активист первого созыва Юрий Виткин не видит ничего плохого в интересе «Единой России» к процессу формирования палаты. Однако с наивной надеждой добавляет:

Когда начнется работа, партия не должна на нее влиять, а вновь избранным членам стоило бы на время распрощаться с партбилетами.

Правда, в канун голосования команда главы региона все же обратила свой взор на подковерную борьбу «заговорщиков». Вице-губернатор Александр Бабичев, который отвечает в областном правительстве за идеологию, вроде бы попытался наладить работу с губернаторскими кандидатами, давая консультации и рекомендации, за кого голосовать. В конце прошлой недели этот блок все-таки тоже создал инициативную группу.

Не спеши,
паровоз…

Вчерашнее собрание с самого начала превратилось в балаган. Утц попытался оспорить право Григорьева вести заседание, попросив не узурпировать власть, чем вызвал улыбки правительственной четвертинки. Его оппонент парировал:

– Имею моральное и юридическое право вести мероприятие, поскольку полномочия председателя палаты первого созыва заканчиваются у меня только 26 марта.

В этот момент в спор включились со стороны правительства – Боброва, а от облдумы – директор школы № 67 Галина Полянская. Однако их конфликт продолжался недолго.

Девочки, успокойтесь, – раздался грозный голос Григорьева. И вопрос, кто проведет собрание, поставили на голосование. Вся правительственная четвертина  была на стороне своего лидера. За Утца отдали голоса лишь 12 человек, учитывая, что одного в их обойме не хватало – не явился Владимир Бирюков.  

Но теленачальник не унимался. Он рвался к микрофону, желая зачитать нарушения, которые нашла возглавляемая им инициативная группа. Григорьев тоже стоял на своем, объявив организацию Утца нелегитимной. Тогда тот пригласил руководителя правового отдела облдумы Алексея Мудрака. Он должен был пояснить законность действий «заговорщиков». В этот момент раздались голоса, что со стороны правительства также присутствует начальник правового отдела, но правительственный. Тогда Утц поставил вопрос ребром: либо слушают Мудрака, либо он уходит из президиума.

– Хватит устраивать бардак, ­– включился в спор вице-губернатор Бабичев.

– А вы спешите? – парировал Утц.

– Да.

– А я – нет.

В итоге Мудрака все-таки заслушали. Тот объяснил, что организация Утца ­легитимна, поскольку кворум во время ее избрания был не нужен. А в законе об ОПе действительно не содержится прямых норм об инициативной группе, но в регламенте такое упоминание есть.

Доколе?

С горем пополам избрали счетную комиссию. Общественники проголосовали. Подсчет длился больше двух часов.

Я бы уже литургию успел отслужить, – пытался вернуть в коллег веселый дух протоирей Дионисий (Абрамов), но тщетно.

Изначально в палату прошли 11 человек: силы между четвертинками разделились почти поровну. Еще 26 набрали одинаковое количество голосов – по 15. По их кандидатурам требовались перевыборы. К тому моменту зал покинули семь членов ОПы из блока «заговорщиков», в том числе Утц, но кворум оставался. Поняв, что сила не на их стороне, партийные волеизъявители перевернули ситуацию в свою пользу – сбежали. Вслед за Шинчуком к выходу направились Зайцева и Аркадий Шелест. Кворум был сорван – в зале остался 21 человек.

­– Провокаторы, – крикнул им в спины Григорьев. Те, кажется, не обиделись.

Боброва, поддержавшая эмоциональное поведение своего лидера, пообещала, что на следующий день они пожалуются на действия «заговорщиков» региональным парламентариям. Бабичев был куда сдержаннее. Отвечая корреспонденту  «Резонанса», что они будут делать, если «инициативщики» и дальше станут срывать заседания, вице-губернатор с хитрой улыбкой заметил:

- Будем голосовать до тех пор, пока не проголосуем.

Правда, когда состоятся следующие выборы, пока неизвестно. В срыве «заговорщиками» первой попытки все же есть плюс для губернаторской четвертинки. Будучи в численном превосходстве, они голосовали разрозненнее, чем их идеологические оппоненты. Есть время провести работу над ошибками. Правда, в любом случае силы окажутся примерно равными. Конечно, в таком узком фракционизме ничего хорошего нет, но все лучше, чем совсем без борьбы в медвежОПе.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться