Ошметочные технологии
09:00, 8 октября 2013
На некачественную дорожную разметку улетают миллионы из городского бюджета
Качество разметки на дорогах Саратова продолжает возмущать и жителей, и гостей областного центра. С рекордной скоростью стираются пешеходные «зебры», не живут положенный срок разделительные полосы. Это стремительное разрушение стало характерным признаком крутых дорожных инноваций, которые в Саратове применяются с 2010 года. Вопреки ГОСТам, гарантиям и словам городских чиновников дорогостоящая разметка термопластиком на саратовских дорогах не задерживается. Налепили - раскрошилось - сгинуло. Все как в знаменитой комедии: «украл - выпил - в тюрьму».
Провал на старте
Дебют термопластика на саратовских дорогах, состоявшийся осенью 2010-го, был отмечен залпами критических публикаций. Не удержался даже дорожный босс Валерий Данилин, чей комитет дорожного хозяйства выступил, вообще-то, заказчиком прогрессивной технологии. Судя по конкурсной документации, прогресс входил в Саратов двумя этапами, и вот, сразу после завершения второго конкурса на нанесение горизонтальной дорожной разметки краской и термопластиком, председатель комитета дорожного хозяйства Данилин заявил, что «на перекрестке Московской - Радищева термопласт частично разрушился. Это произошло не от дождя, как некоторые предполагают, а по причине нарушения технологии укладки материала». Затем Данилин пообещал, что брак будет устранен в ближайшее время, а подрядчику посулил строгий контроль.
Судя по объемам муниципальных контрактов, которые выиграла компания ООО ПКФ «Интер КБ», на 26 перекрестках должно было быть уложено 1844 кв. м инновационного материала, гарантийный срок которого в два раза больше традиционной светящейся краски: год вместо 6 месяцев. Удовольствие, конечно, не из дешевых. Как подсчитала «Газета Наша Версия», проанализировав данные контрактов, «зебра», нанесенная краской, стоила примерно 160 рублей за квадратный метр, а термопластиковая - 730 рублей («Вляпались в термо», 12.01.11).
Обычно грешки наших дорожных мастеров своевременно прикрывает снег, но тут разметчику сильно не повезло: прямо в январе 2011-го дорожные художества стали доступны бдительным взорам журналистов. И сразу два издания - «Газета Наша Версия» и «Саратовский взгляд» - синхронно дали залпы по разметке, пройдясь и по отвратительному качеству работ и по виновникам «торжества». Что председатель комитета дорожного хозяйства Валерий Данилин, что директор «Интер КБ» Максим Баженов выглядели в статьях весьма неубедительно. Особенно хорош был в устах Баженова пассаж про какие-то загадочные свойства саратовского асфальта, из-за которых, возможно, инновация с дорогой никак не сцепляется («Газета Наша Версия», «Это же химия», 21.01.11).
Не прилипает, короче говоря. Но судя по объему заказов, выигранных на двух муниципальных конкурсах, хорошо прилипло другое: свыше 1,6 млн рублей из городского бюджета. По идее, большую часть суммы, компания, связанная годовой гарантией, должна была бы потратить на устранение собственных огрехов. В той же публикации от 21.01.11 Максим Баженов даже сказал «Газете Наша версия»: «Если будет продолжаться разрушение, то какой смысл мне работать себе в убыток?».
Короли термопластика
Но смысл как-то отыскался, коль скоро участники рынка в один голос говорят, что до нынешнего года на дороги областного центра термопластиковую разметку наносило именно ООО «Интер КБ». Ничего не можем сказать про 2011 год, а вот художества 2012 года еще доступны взгляду. По данным сайта www.zakupki.gov.ru, 24 июля электронный аукцион на 602,5 млн рублей выиграло ЗАО «Автогрейд». Срок выполнения работ, как сказано в аукционной документации, - не позднее 15 ноября того же года. В документации везде указаны именно ремонтные работы, а не разметка. Однако, разумеется, ее на свеженькое полотно тоже наносили. Особенным вниманием пользовались 12 улиц, на которые должны были положить современный щебеночно-мастичный асфальтобетон. В числе таковых была, разумеется, и улица Московская (участок от Лермонтова до Вольской), где ремонт 2012 года, начавшись 5 августа, финишировал только в ноябре. А потому на конец сентября 2013-го, когда были сделаны эти фото, гарантия еще распространяется. И что мы видим?
Угол Московской/Горького - на этом отрезке главной магистрали Саратова еще сохранились жалкие остатки термопластиковой разметки. А вот она же на ул. Чернышевской. А вот руины технического прогресса аккурат возле мэрии.
В какую цену обошлось удовольствие, сказать не можем. Ни в 2011-м, ни в 2012-м отдельные тендеры на разметку не проводились, видимо, они были отданы на субподряд, а эти данные на сайт www.zakupki.gov.ru не попадают. Но в любом случае, это - миллионы рублей. На что же ухлопали бюджетные денежки, если качество разметки говорит само за себя?
Ходят слухи, что баженовские гарантии предлагали выполнять другим саратовским дорожникам: подмазать краской, к примеру, пока совсем не слиняло, или даже по новой нанести термопластик. Но из-за непонятного порядка финансирования такие предложения дорожникам активно не нравились. Зато будто бы не отказывалось от них ООО УНПП «Техдортранс» - интересная компания, которую возглавлял в свое время соучредитель ООО «Интер КБ» Андрей Бачинин, а ныне у руля стоит супруга Максима Баженова Ирина.
В 2013 году УНПП «Техдортранс» уже и вовсе приняло у «Интер КБ» разметочную эстафету. Как считают участники рынка, силами этой компании осваиваются «художественные» работы по муниципальным контрактам, выигранным МУП «Городские дороги плюс». Таких контрактов, заключенных в марте этого года, два: один - на 174,1 млн рублей, другой - на 179,1 млн рублей, окончательный срок исполнения по обоим - 31 октября. В обоих прописана термопластиковая разметка на сумму 833,9 тыс. рублей. На субподряд привлечен «Техдотранс» и по новому контракту «Автогрейда», заключенному в мае 2013-го, объемом 675 млн рублей (во всех случаях заказчик - комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии), где термопластиковая разметка предусмотрена на 12 объектах. При этом объем работ по разметке превышает 13 миллионов рублей! О качестве, может быть, говорить рано. Но вот участок, где, как говорят, «Техдортранс» поработал в августе этого года - переход перед МРЭО ГИБДД на пл. Орджоникидзе в Заводском районе. Пластик Максима Баженова (тот, который на гарантии) переложила, вполне возможно, фирма его супруги. Результат налицо.
Но «Техдортранс» и сам выигрывает аукционы. Так, 11 июля 2013 года в горадминистрации прошел аукцион с единственным участником, где «Техдортранс» выиграл контракт на сумму свыше 2 млн 993 тыс. рублей. По его условиям, на разметку пешеходных переходов фирма должна уложить 12,8 тонн термопластика. Очень интересен срок исполнения - декабрь 2013 года. Неужели, вопреки всем техническим условиям, да и здравому смыслу, дорогостоящий материал будут укладывать и в дождь, и в снег?
Откуда дровишки?
Отчего же так мало служит достаточно стойкий, если верить ГОСТ 51256-99, материал на саратовских дорогах? Трудно поверить, что всякий раз «Интер КБ» или его сменщик допускали огрехи в технологии. А если дело в материале?
Кстати, насколько нам известно, УНПП «Техдортранс» имеет собственное производство в поселке Зоринском под Саратовом. Не на этом ли «свечном заводике» изготавливается термопластик, который так быстро исчезает с саратовских дорог? Есть у «Техдортранса» аттестованная лаборатория, которая может давать заключения о качестве материала. А у ООО «ПКФ Интер КБ» тоже есть лаборатория, причем, аккредитованная, то есть имеющая право давать качественные заключения и на материалы, и на работы. Обе они в прошлом году получили соответствующие разрешения от московского ЗАО ЦСА «Межотраслевые системы качества». Однако каждый год свое право давать заключения о качестве нужно подтверждать, и тут произошла весьма интригующая история. Как сообщил нам руководитель «Межотраслевых систем качества» Виктор Талалай, в мае 2013 года обе лаборатории перестали выходить на контакт и не выслали аккредитующей и аттестующей организации требуемые документы. То ли времени у асов саратовской разметки не нашлось, то ли чего другого не оказалось в наличии. В общем, обе лаборатории получили предупреждение, что после 10 октября вполне могут лишиться лицензий, дающих право выдавать качественные заключения.
- В этом случае я обязан направить сведения в ваш комитет дорожного хозяйства, в соответствующие структуры областного уровня, а также всем организациям, с которыми эти фирмы заключают контракты на дорожные работы, - сообщил нам г-н Талалай.
Но в любом случае, контролирует качество исполнения контрактов сторонняя организация. По массовым дорожным работам лета этого года соответствующий контракт выиграло ООО «Дитеско». Посмотрим, как оценит дорожные подвиги наших героев независимый контролер. Но обольщаться заранее не надо: инновационную разметку 2012 года, от которой остались жалкие ошметки, тоже ведь кто-то очень независимый оценивал. А потому по-настоящему надеяться есть смысл разве что на прокуроров. Очень хочется, чтобы серьезные люди в погонах вникли в тайны дорожной разметки, а заодно и в творческие секреты производства в пос. Зоринском.
Фотографии сделаны 27 сентября 2013 года