Синяя птица в руках Павла Ипатова
09:00, 30 июля 2013
Синих птиц на свете осталось немного, поется в известной песне группы «Машины времени». И потому за них идет жесткая борьба среди любителей счастья. Вот Ипатовым недавно повезло - жена бывшего губернатора ухватила за хвост самую настоящую синюю птицу, санаторий «Синяя птица». Вот только забыла она, что, согласно классикам, это пернатое нельзя поймать. И потому ее обвиняют в захвате санатория, а жалоба не нее лежит в районной прокуратуре.
Санаторий «Синяя птица» - это довольно крупный лечебно-оздоровительный комплекс, расположенный в Вольском районе в 3,5 км от Балакова. Он включает в себя отель-гостиницу, санаторий, СПА-центр и даже бизнес-центр. Около 20 лет назад «Синяя птица» принадлежала балаковскому предприятию «Химволокно», затем была выкуплена в собственность частными лицами, в том числе трудовым коллективном санатория. Образовалось ЗАО, состоящее из восьми акционеров. «Птичка» жила припеваючи и несла, если не золотые, то уж точно серебряные яйца, имея по 180 миллионов рублей годового оборота. Но в этом году сказка для некоторых акционеров вдруг закончилась, когда узнали они, что у них больше нет акций. «Синяя птица» выпорхнула из их рук.
Вот как описывает эти чудесные события одна из пострадавших И. Н. Гузей, владелец 325 акций ЗАО «Синяя птица». В марте этого года она отдыхала в том самом санатории. Во время отдыха дежурный оператор попросил ее срочно подняться в кабинет главного бухгалтера. В кабинете акционера помимо главбуха поджидали гендиректор фирмы Маргарита Азоркина и некая незнакомая дама по имени Лариса Николаевна, сотрудник инвестиционной компании «Векор». Они объяснили Гузей, что из-за того, что ей исполнилось 45 лет и она поменяла паспорт, необходимо внести изменения в реестр акционеров. После чего ей дали 7-10 чистых бланков, сказав, что потом заполнят их, дескать, не успели подготовить. И Гузей, не раздумывая, подписала чистые листы - во-первых, ее об этом попросила гендиректор, а, во-вторых, санаторий давно сотрудничал с инвестиционной компанией «Векор», и все доверяли ей.
Гузей, недолго раздумывая, поставила свои подписи на чистых бланках, там, где ей указали пальцем. Спустя полгода, в июне, ей внезапно позвонила сама Елена Каменева, бывшая управделами областного правительства Ипатова, а ранее директор «Синей птицы», и поинтересовалась, по какой цене та продала свои акции. Женщина сильно удивилась, у нее и в мыслях не было отказываться от «Синей птицы». Пытаясь осмыслить происходящее, она встретилась с другими акционерами ЗАО и узнала, что с тремя из них, Соболевой, Стрельцовой и Симаковой, приключилась точно такая же история. Всех они в марте встречались с Ларисой Николаевной из инвестиционной компании «Векор» и, под предлогом внесения изменений в реестр собственников, всех их попросили подписать чистые листы бумаги. Но чудеса только начинались.
Через некоторое время акционеры узнали, что, оказывается, 28 мая состоялось общее годовое собрание акционеров «Синей птицы». Стрельцова, Соболева и Гузей начали выяснять, почему их не пригласили на встречу. И в итоге выяснили, что не позвали их потому, что они больше не являются акционерами ЗАО. В тот злополучный день их фамилии попросту исчезли из реестра. Зато там появилось имя нового акционера - Наталия Алексеевна Ипатова, супруга бывшего губернатора. Причем, она не просто появилась, а завладела 55% акций, то есть, контрольным пакетом. В связи с этим Ипатову избрали председателем совета директоров фирмы. На резонный вопрос: откуда у нее внезапно взялось столько акций, она отвечала теперь уже бывшим акционерам: «Я ничего не знаю. Мне акции передали».
Допустим, часть акционеров продали ей свои акции. Но этого нельзя было делать без согласия других. При всем желании владельцы ценных бумаг ЗАО не могут самовольно продавать их другим лицам, и особенно со стороны. Поэтому юридическая форма и называется «Закрытое акционерное общество» - решения в ней принимаются на общих собраниях, в закрытом режиме, и те акционеры, которые желают продать свои акции, выносят этот вопрос на общее обсуждение. Решиться на такой шаг - значит серьезно нарушить закон. Это могло произойти лишь в том случае, если г-жа Ипатова предложила акционерам очень большие деньги. Или же если акционеры были афиллированными лицами семьи экс-губернатора. «Синяя птица» всегда считалась бизнес-структурой Ипатова. И Каменеву он пригласил в правительство как бы не случайно. Только один любопытный факт из истории «Синей птицы»: в 2011 году санаторий выступил поручителем ЗАО «Саратовгесстрой», который собирался брать кредит в 12 миллионов рублей в «Балаково-банке». Акциями этого банка, кстати, по данным СМИ, владеет дочь Павла Ипатова Анна. Об афиллированности «Саратовгесстроя» экс-главе региона не писал только ленивый. Вступив в должность губернатора, Павел Леонидович был вынужден переписать на других лиц все свои активы в банках, фирмах, курортах на Черноморском побережье. Затем он избавил от лишнего «бремени» и свою супругу, ведь она тоже решила послужить народу и заняла пост заместителя министра культуры Саратовской области. Теперь же, когда долг родине отдан, можно легализоваться и снова обрасти реальным капиталом. Однако, по нашим сведениям, Ипатовы никогда реально не владели контрольным пакетом акций. И теперь, похоже, решили его приобрести. Только вот сомнительными способами.
Месть, или Прощальный подарок Ипатова
Куда все-таки пропали акции «Синей птицы» Гузей, Стрельцовой и Соболевой? Этим сейчас занимается балаковская прокуратура, а также руководитель районного отделения «Единой России», депутат Саратовской областной думы Александр Стрелюхин, к которым обратились экс-акционеры. Парламентарий не стал давать оценку происходящего корреспонденту «4В», сославшись на то, что только недавно получил заявление.
«Разбираюсь, - лаконично сказал он, - пока рано что-то комментировать».
Сами акционеры считают, что их подставила Лариса Николаевна (Касьяенко), подсунув им сначала пустые бланки, а затем, видимо, превратив их в подобие договоров купли-продажи с соответствующим занесением в реестр.
Супруга экс-губернатора Наталия Ипатова заверяет, что правда на ее стороне.
«Я приобрела их вполне естественным образом - оформляется договор купли-продажи, я купила эти акции и стала акционером», - пояснила она, добавив, что у нее есть все подтверждающие это бумаги.
Что же касается бывших акционеров, обвинивших ее в махинациях, то они, по словам, Наталии Ипатовой, просто пытаются свести с ней счеты.
«Все это совершенные глупости, я, получается, чуть ли не захватчик - вот прямо пришла, взяла и захватила. Они развязали целую кампанию против меня, - сказала Наталия Ипатова. «Я вам так скажу, люди работали, как они привыкли, затем появляется новый акционер, который хотел бы разобраться в их деятельности, финансовой в том числе. И, наверное, это кому-то очень не нравится», - загадочно добавила председатель совета директоров ЗАО «Синяя птица».
Она не стала уточнять, в чем именно начала разбираться, но пообещала, что в свое время «все станет известно». Однако, согласитесь, звучит это довольно странно: акционеры, оставшиеся без акций, пришли в «Синюю птицу» в основном в конце 90-х годов, когда санаторий едва сводил концы с концами. За последнее десятилетние «Синяя птица» поднялась с колен и встала «на крыло», приобрела положительный баланс, и вдруг откуда ни возьмись приходит новый акционер, который сразу же находит что-то «страшное» в финансовой деятельности санатория. Редакция «Четвертой власти», конечно же, не сомневается в профессиональных управленческих навыках Наталии Ипатовой - как-никак она трудилась в саратовском минкульте. А в такие конторы не берут всех подряд с улицы, для этого надо как минимум быть женой губернатора, ну или сжечь филармонию.
Как известно, замглавы «Росэнергоатома» Павел Ипатов уже давно живет в Москве с новой семьей. Наталия Ипатова осталась в родном Балакове с прежней фамилией. Может быть, «Синяя птица» стала прощальным подарком Павла Леонидовича своей бывшей спутнице жизни, чтобы она не сильно расстраивалась по поводу развалившейся семьи. Согласитесь, очень символичный подарок, синяя птица - символ счастья, мечты.
Хотя самому санаторию смена руководства не принесла никакой удачи. Как стало известно «Четвертой власти», не выдержав «управленческих навыков» Ипатовой из него уволился директор и потихоньку начинают разбегаться медперсонал и работники других сфер деятельности. Так что «Синяя птица» в скором времени может снова зачахнуть.
P.S. «Четвертая власть» продолжает разбираться в этой загадочной истории.