Сертификация стала жестом доброй воли
10:02, 4 марта 2010
Ждать ли нам продуктового апокалипсиса 90-х? Тогда рынок на 95% занимала фальсифицированная продукция.
С февраля этого года отменили обязательную сертификацию. Теперь производители продуктов питания, алкогольных напитков и косметики могут выставлять свой товар на полки магазинов на основании самостоятельно заполненной декларации с использованием собственных доказательств качества и безопасности продукции.
Между тем мнения специалистов по данному вопросу разошлись. Одни заявляют, что с отменой сертификации ничего страшного не произойдет, так как сертификат - фиговый листок, купить который можно на каждом углу. Другие утверждают, что отечественный рынок просто не готов к таким мерам из-за низкой степени ответственности за продажу фальсифицированных и контрафактных товаров. В Евросоюзе, к примеру, продукты питания, спиртное и косметика не подлежат сертификации, и особых нареканий к их качеству нет.
Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявил, что отмена сертификации соответствия, перевод ее в раздел декларирования никакого отношения к надзору за качеством продукции не имеет. По его словам, это «представляется очень осторожной мерой государства по отношению к целой группе товаров народного потребления», передает агентство «Интерфакс».
По мнению Сергея Шакина, руководителя Саратовской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Эра», нововведение никак не отразится на качестве продукции. Не секрет, что многие производители и продавцы нужные документы просто покупали. В итоге стодолларовый платеж за сертификат был «филькиной грамотой», которой прикрывались те, кто и раньше реализовывал в России не самые хорошие товары.
Что же дает сертификат соответствия? Он подтверждает безопасность продукции, но не ее качество. То есть свидетельствует, что продукты и косметика тестировались в лабораториях, например, на наличие ядов, токсичных веществ, тяжелых металлов. Такие исследования регламентировались ГОСТами.
Теперь за безопасность товаров будут отвечать сами производители. Им придется заполнять декларацию соответствия (это неномерной бланк, разработанный в законе о техрегулировании от 2002 года), в котором содержится информация о производителе, продукции и подтверждение безопасности последней. По сути, декларация – документ, в котором изготовитель принимает на себя всю ответственность за соответствие его изделий нормам по безопасности.
Можно ли говорить, что опасные товары хлынут на прилавки магазинов? Во-первых, санитарные нормы никто не отменял, они продолжат действовать. СЭС после тестов выдает производителю санитарно-эпидемиологические заключения, которые тот предоставляет торговцам. Эти документы по-прежнему будут подтверждать соответствие товара требованиям безопасности. Выдавать их станет госструктура, в которой гарантированно есть необходимые лаборатории и обученный персонал.
Также существует добровольная сертификация, например, по международным системам управления качеством и безопасностью пищевых продуктов - НАССР или ISO. Это дополнительное подтверждение качества продукции. Они набирают популярность и у российских производителей.
Необходимо признать, что более чем за 17-летнюю историю существования обязательная сертификация полностью себя дискредитировала. Она превратилась просто в очередной побор с бизнеса, не дающий потребителю никаких гарантий безопасности.
Напрашивается вывод: сертифицирующие органы сопротивляются отмене обязательной сертификации по чисто экономическим причинам. По оценке Международной конфедерации обществ потребителей, сборы за такие документы составляют десятки миллионов рублей. Например, за обязательную сертификацию в зависимости от города придется заплатить до 15 тыс. При этом услуги по подтверждению безопасности продукции декларацией соответствия обойдутся производителю всего в 236 рублей.
Впрочем, отказ от обязательной сертификации и переход на добровольное декларирование будет полностью оправдан лишь при условии увеличения ответственности за выпуск опасных и некачественных товаров. Сейчас в России за нарушение стандартов безопасности продукции действуют просто смешные штрафы: 1-2 тыс. рублей с должностного лица и 3-5 тыс. - с компании. Повышение этих сумм могло бы быть стимулом для изготовителей и импортеров реально отслеживать качество и безопасность изделий.
Не помешало бы распространить в России и привычную для развитых стран практику отзыва опасных товаров. К примеру, в октябре 2009 года в США компания Тойота отозвала 3,8 млн автомобилей, поскольку коврик для ног перед водительским сидением иногда блокировал педаль газа. По этой причине в авариях погибло пять человек. Такие меры обошлись компании в 440 млн долларов. В России ни одного случая отзыва опасной продукции, включая автомобили, не было.
Специалисты заявляют, что единственной пострадавшей стороной в этой ситуации являются органы по сертификации, как правило, частные организации, аккредитованные при Ростехрегулировании. Именно такие структуры объясняют, что на прилавках магазинов неизбежно появится опасная продукция, а поскольку проверять предпринимателей теперь разрешено только раз в три года, пресечь реализацию подобного товара не будет решительно никакой возможности.
Спокойствия экспертов, однако, не разделяют сами продавцы. Все-таки обязательная сертификация - это страховка как потребителя от некачественной продукции, так и торговца от недобросовестных поставщиков. После ее отмены пострадают не только покупатели, но и продавцы, на которых ляжет основная ответственность за качество реализуемого товара. С другой стороны, возможно, это заставит торговцев более ответственно выбирать поставщиков.
ВРЕЗ
Обязательная сертификация пищевой и парфюмерно-косметической продукции проводилась в России с 1993 года в соответствии с законом о защите прав потребителей. Согласно этому документу, сертификат на продукцию выдается органом по сертификации производителю, продавцу или поставщику. Он подтверждает, что товар проверен независимой организацией, которая доказала его соответствие требованиям технического регламента или стандарта.
Юлия ЮДИНА