Большое расстройство в правительстве
09:00, 25 февраля 2013
В правительстве Саратовской области что-то неладно. Атмосфера там напряженная. Работа кабинета министров разладилась. Высокопоставленные чиновники стали вести себя как-то неадекватно, словно чего-то ждут.
Здесь показательно поведение министра по делам территориальных образований Саратовской области Сергея Нестерова. На своей пресс-конференции в четверг, 21 февраля, он поднаехал на власти Энгельсского района.
«Во многих районах прислушались к нашим обращениям и провели оптимизацию штатной численности муниципальных районов. Вызывает сожаление позиция властей Энгельсского района, которые пока к нам не прислушались. Сейчас там расходы на чиновников в два раза превышают расходы Балаковского района, который сопоставим с Энгельсским. Если в Балаковском районе в результате оптимизации было сэкономлено 70 млн рублей, то в Энгельсском районе, на наш взгляд, более 100 млн рублей идут лишними на зарплаты чиновников, - цитирует слова министра ИА «Взгляд-инфо». - Эти деньги проедены вместо того, чтобы направить на развитие района».
«Кроме этого, вызывает возмущение тот факт, что муниципалитет недавно взял коммерческий кредит в 40 млн рублей. При этом кредиторская задолженность района является одной из самых больших в области и уже составляет 41 млн рублей», - добавляет цитату Нестерова «Общественное мгнение».
Ничего, может быть, и нет страшного в упреках и поучениях «экономного» министра, если не копаться в подоплеке этого заявления. Ни для кого в саратовской политтусовке не секрет, что глава Энгельсского района Дмитрий Лобанов является одним из самых близких к губернатору Валерию Радаеву людей. Можно было бы подумать, что критика Нестерова в адрес энгельсского главы санкционирована губернатором. Однако она совершена в чрезмерно, по чиновничьим понятиям, резкой форме.
Из чего тут же появились предположения, что Нестеров на самом деле не советовался со своим главным начальником, и его выступление было самостоятельным. А министр осмелел потому, что ориентируется в своем поведении не на Радаева, а на секретаря регионального политсовета «Единой России» Николая Панкова, который его опекает.
На волне усиливающихся слухов о том, что в скором времени Радаев может быть переведен на госслужбу в столицу, министры стали вести себя более раскованно, с меньшей оглядкой на мнение губернатора.
Возможно, в словах Нестерова спонтанно проявилась скрытая внутривидовая война, которая с недавних пор обострилась в недрах саратовского «ЕдРа». Известно, что там существуют две партии: Николая Панкова и Валерия Радаева. При этом Панков имеет группу сторонников в областном правительстве, что ухудшает позиции главы области. Губернатору приходится терпеть в своей команде людей, которым он не может в полной мере доверять и которые ориентируются на его потенциального соперника за власть. Все усугубляется еще и тем, что в областном правительстве существует еще и группа Марины Алешиной, к которой можно отнести министров образования и социального развития Марину Епифанову и Ларису Колязину, а также некоторых других лиц. Конечно, все эти группировки условны. Но то, что Радаев не имеет слаженной, сплоченной команды - факт очевидный. Кроме того, происходит противостояние и раздрай между его заместителями, как например, между «радаевским» Сергеем Канчером и «панковским» Юрием Моисеевым.
Большая часть высоких чинов в областном правительстве, может быть, и не считает себя чьими-то людьми, а просто володинцами. Но, подогреваемые информацией о возможной отставке Радаева, они начинают дистанцироваться от него и позволять вольности. Таковым можно считать наезд Нестерова на близкого к Радаеву Лобанова.
В результате наблюдается неразбериха и несостоятельность радаевского правительства. Достаточно посмотреть, как долго искали зампреда по социалке и как многие отказывались занимать эту высокую должность. Не потому ли, что адекватные кандидаты видят, что социальный блок не управляемый, как, впрочем, и все областное правительство. И зачем идти туда сейчас, когда не ровен час самого Радаева там не будет, а новый хозяин начнет подбирать свою команду (если тому, в отличие от нынешнего, это сделать позволят).
***
Панков же, оставаясь в тени и официально всецело поддерживая губернатора, обыгрывает его. Николай Васильевич занял удобную позицию: отобрав у Радаева руководство партией и занимаясь чистым политиканством, он не отвечает за социально-экономическую ситуацию в области. При этом в тайне управляет кадрами, которые официально ему не подчиняются. Таким образом, в правительстве нет единства и сплоченности, и это можно преподнести, как неспособность Валерия Васильевича эффективно управлять областью. Но, увы, тут Радаев не виноват. Он изначально был поставлен в невыгодные условия, когда ему не позволили по своему видению сформировать команду. Да и само назначение его губернатором было ошибкой. Не хотим обидеть его высокопревосходительство, но, к сожалению, этот человек по всем характеристикам не тянет на звание губернатора. Его предельный уровень - начальник управления охотничьего хозяйства. Пусть в этой сфере он не очень разбирается, но это дело любит, и не надо было вождю тянуть его на поводке за собой, поднимая по карьерной лестнице. Назначение Радаева показало, что губернатором можно сделать кого угодно. Например, учителей истории Дениса Фадеева или Людмилу Бокову. Как бы иронично мы к этой идее не относились, но это может оказаться вполне реальным вариантом.
В итоге мы сейчас наблюдаем начало печального и позорного финала. А безжалостная публика, как в сказке Андерсена, уже начинает тыкать пальцем в губернатора, похихикивая: «А король-то голый!».