Битва за ТЮЗ
12:00, 20 декабря 2012
Страшный пожар в Саратовском ТЮЗе, возможно, поставил точку в давней борьбе различных групп влияния за старое здание театра. Источники «Резонанса» сообщают, что сразу после восстановления объект передадут региональному Центру поддержки одаренных детей, который сейчас располагается в бывшем Доме приема официальных делегаций на Волжской улице. Этот переезд пролоббировал заместитель председателя областного правительства Андрей Россошанский. Директор ТЮЗа Валерий Райков, похоже, проиграл и в театр больше не вернется.
Райков против Россошанского
Разговоры о том, что со старым зданием ТЮЗа на Вольской улице надо что-то делать, ходили еще во времена бесконечной стройки дома для театра на Чапаева. Многим это казалось логичным, некоторые люди даже полагали: именно для того и возводится новое здание, чтоб освободить старое. Когда наконец саратовский «Хогвардс» открыли, появились конкретные идеи.
Одним из самых плодовитых в этом смысле оказался тогда еще председатель комитета по культуре и информационным отношениям облдумы Андрей Россошанский. В конце февраля на коллегии министерства культуры депутат в резкой форме раскритиковал работу министра Владимира Синюкова за 2011 год и потом предложил превратить старый ТЮЗ в площадку, где могли бы выступать детские и юношеские коллективы из районов. Райков дал парламентарию отпор. Сначала сказал, что Россошанский «слишком ответственное лицо, чтобы делать такие заявления», а позже и вовсе заявил: подобные речи дестабилизируют обстановку в коллективе «за несколько дней до выборов».
Зампред правительства Алексей Данилов попытался примирить спорщиков, и беседа вроде бы вернулась в мирное русло, да и предложение депутата не нашло поддержки среди участников коллегии. Однако было видно, что Россошанский не собирается сдаваться - он даже покинул мероприятие, не досидев до конца. После этого парламентарий не упускал случая уколоть руководителя театра. Поведение председателя комитета все больше наводило на мысль, что главная цель Россошанского - освободить дом на Вольской от Райкова и «компании» («Два здания для ТЮЗа - это чересчур»). При этом депутату было не столь важно, кто туда въедет. Так, вслед за предложением отдать здание одаренным детям из районов он хотел временно расселить там филармонию, некий Дом наций и Энгельсский театр оперетты.
Конечно, хочется думать, что парламентарием все это время двигали исключительно бескорыстные мотивы, забота о подрастающем поколении и саратовской культуре. Но ведь СМИ привыкли искать в поступках власть имущих меркантильный интерес. Какой же интерес может быть у Россошанского? Разве что некие личные виды на старый особняк в центре города?
Страшный пожар, случившийся в ТЮЗе 2 октября, серьезно пошатнул непререкаемый авторитет Райкова. Помощь главы Союза театральных деятелей Александра Калягина, руководителя Театра наций Евгения Миронова (они направляли письма в поддержку ТЮЗа и Райкова еще губернатору Ипатову) результата не имела. Влияние же Россошанского к этому времени, напротив, выросло в разы. При новом главе региона он стал заместителем председателя правительства и начал «рулить» всей саратовской культурой.
Хотя очевидно, что прямо винить в возгорании ТЮЗа Райкова никто не будет (по иронии судьбы, в этом году он по настоянию правительства сократил число пожарных при театре с 32 до 21), дело возбудили по факту неосторожного обращения с огнем и директора отстранили от работы на время следствия. Начались разговоры, что Райков может лишиться места. В общем, он оказался в опале. Настал звездный час Россошанского, кроме того, его поддержала новый министр культуры Светлана Краснощекова. Комментируя СМИ будущее здания, она темнила и ограничивалась фразой, что объект должен принадлежать детям.
Спустя месяц после пожара, в начале ноября на заседании Общественной палаты области Россошанский снова вышел с предложением освободить здание и передать одаренным детям. Теперь это уже была не болтовня одного из депутатов, но «трубный глас» губернаторского заместителя. Потому его услышали: инициативу несмело поддержали худрук филармонии Анатолий Кац, не возражал народный артист России Александр Галко и председатель палаты Александр Ландо. Дело Россошанского заиграло.
Ломка ТЮЗа
А в начале декабря, по странному совпадению, откуда ни возьмись появилось анонимное письмо якобы сотрудников ТЮЗа в правоохранительные органы, обвиняющее Райкова во всех смертных грехах. Дескать, директор усиленно «экономил» деньги на зарплатах и декорациях, заставлял подчиненных вкалывать у него на даче и т. д. и т. п.
Приведем лишь одну цитату из этих обвинений: «Валерий Райков регулярно отправлял в качестве администраторов за счет средств театра своих детей в Японию, Китай, Францию, Германию и многие другие страны. А также нам неясно, на какие деньги господин Райков построил дом в 1000 кв. м в районе совхоза «Комбайн» Волжского района города Саратова за 40 млн руб.!»
Так как вместо фамилий в бумажке неразборчивые подписи, будем относиться к ней скептически.
Чуть позднее в СМИ появились схожие по духу комментарии «бывших и действующих» работников ТЮЗа. В «копилку» преступлений Райкова они добавили незаконное строительство гостиницы, которое он якобы вел прямо во дворе театра еще при покровительстве министра Синюкова. Поведали эти «собеседники» и о связи директора с неким ООО «Инвестиционный центр «Культура», занимавшимся «финансовым посредничеством».
Все подобные утверждения анонимны (что уже подозрительно - неужели Райков настолько опасный тип?!). Шесть подписей совершенно нечитаемы, по некоторым схожим завиткам и наклону можно даже предположить, что сделаны они одной рукой. Так что эти свидетельства выглядят весьма и весьма сомнительными. Тем более никакой проверки по обращению правоохранители, как нам известно, не проводят. И непонятно, кому вообще направлено письмо. Наши источники сообщили, что за его подготовкой стоит общественная организация, как бы противодействующая коррупционерам. Вероятно, это СРОО «Комитет по борьбе с коррупцией». Он мало чем известен саратовцам, за исключением плотного сотрудничества с «Единой Россией».
Таким образом, круг замыкается и мы снова возвращаемся к зампреду Россошанскому. Информированные источники в саратовской культурной отрасли рассказывают, что в конце концов он победил и «наверху» решили: в здании ТЮЗа будут учить одаренных детей, а возможно, и кого-то еще. И не только учить. В таких целях дом полностью перестроят, от него фактически останется лишь исторический фасад на Вольской. Может быть, это не так уж и плохо - одаренных детей тоже надо где-то обучать и «поднимать на крыло». Вот только какой ценой? И потом, если Райков упорно и во вред себе держится за здание до конца, где гарантия, что новые «хозяева» не окажутся более покладистыми и дом в итоге не «пойдет по рукам»?
К сожалению, «Резонансу» не удалось взять комментарии у главных героев театрального конфликта. Райков стал недоступен для СМИ вскоре после того, как его отстранили от работы, до Россошанского также не удалось дозвониться. Рядовые же работники ТЮЗа уверены, что старое здание останется за ними. Художественный руководитель театра Юрий Ошеров рассказал, что ничего не знает о решении правительства по поводу передачи дома, но подтвердил, что намерен биться до конца.
- Мы будем и дальше отстаивать точку зрения, что в этом здании должен быть ТЮЗ, - заявил он. - Правительство России выделяло 300 млн рублей именно на восстановление сгоревшего Театра юного зрителя.
Но, как гласит русская народная пословица, до Бога высоко, до царя далеко. Вряд ли перепрофилирование этого здания вызовет возмущение в Москве. Вполне вероятно, на такой шаг просто не обратят внимания. Мало ли в России горело театров, кто их все упомнит? Свою лепту в неразбериху может внести и здание нашей филармонии. Оно ведь тоже полыхало - по этой причине уже в октябре федеральные СМИ начали путать пожары в ТЮЗе и филармонии. Что же будет через год?!