Наканнабисили…

Как полиция и суд в Заводском районе помогают друг другу.

14:23, 13 декабря 2012

Как полиция и суд в Заводском районе помогают друг другу

В ряду «преступлений», «раскрытых» сотрудниками отдела полиции №2 Заводского района, равно как и в числе рассмотренных районным судом дел, в минувший четверг случилось пополнение. Оперативники задержали, следователь раскрыла, а судья вынес приговор Алексею Цоцхалову, 1975 года рождения: три года лишения свободы по ч. 2 ст. 228 УК («Незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств, совершенное в особо крупном размере»). Мог, конечно, дать и 10 лет. А мог и отпустить за недоказанностью вины.

От происшествия до приговора минуло чуть больше двух месяцев, что, впрочем, учитывая богатую практику правоохранителей района в подобного рода делах, ничуть не удивляет. Эту историю мы расскажем дважды: с позиций обвинения и главного героя. Потом зададим несколько вопросов и поставим в ней многоточие, поскольку точку, на наш взгляд, ставить еще рано.

Утро нехорошего дня. Взгляд первый
Если следовать материалам обвинительного заключения, субботним утром 29 сентября Цоцхалов испытывал сильнейшие неудобства после выпитого накануне. Было мучительно плохо, но тут он вспомнил, что «кто-то из знакомых ему рассказывал рецепт отвара конопли, который помогает от похмелья». Зная место, где эта трава растет, Алексей нарвал целый пакет и отправился к знакомому бомжу Сергею. У последнего была «самодельная печка» и «кастрюля, в которой он подумал, что можно приготовить отвар». Сергей любезно предоставил свою кухню в полное распоряжение гостя.
Разведя костер и насыпав травы, Алексей «добавил в кастрюлю воды, подсолнечного масла, которое приобрел заранее в магазине», и приступил к изготовлению зелья. Минут через 30-40 к нему подошел мужчина, «который представился сотрудником полиции, предъявил документы и спросил, что он тут делает». На это прозвучал ответ: «Варю конопляный отвар». Вскоре подъехали другие полицейские, пригласили понятых и осмотрели место происшествия, откуда изъяли кастрюлю «с содержимым веществом и пакет с остатками верхушечных частей дикорастущей конопли». С участка сорвали для образца несколько веточек травы, после чего вещдоки упаковали, опечатали и составили протокол.
Пресек возникший у Цоцхалова «преступный умысел, направленный на незаконное изготовление наркотического средства - масла каннабиса», оперуполномоченный отдела полиции №2 Алексей Кубанцев. Из материалов обвинительного заключения видно, что в тот день «в рамках оперативных мероприятий», «направленных на изъятие из незаконного оборота наркотических средств», Кубанцев проводил эти самые мероприятия на Южной улице. Там, «проходя мимо зарослей кустарников», он и увидел незнакомого мужчину. Тот «стоял возле костра, на котором находилась кастрюля».
Дальнейшее уже известно: мужчина рассказал, что варит «супчик» от похмелья, и объяснил, где растет конопля, а опер вызвал подкрепление. Показания понятых не внесут новых деталей в эту незатейливую историю. Добавим лишь, что после всех формальностей задержанного, видимо, отвезли в полицейский участок, куда мы скоро как бы заглянем. А пока вернемся к началу этого дня, каким его увидел сам Цоцхалов.

Утро нехорошего дня. Взгляд второй
В тот день, 29 сентября, Алексей уже к обеду находился в весьма приподнятом настроении. Хотелось, конечно, добавить еще, но денег не было, и он, положившись на проверенный способ — встретить кого-нибудь из знакомых и стрельнуть мелочь, отправился к магазину на Южной улице. Пока Цоцхалов там топтался, уповая на удачу, к нему подошел плотный мужчина в кожаной куртке с пакетом в руках. Незнакомец сделал Алексею предложение, от которого последний будучи трезвым, конечно бы, отказался. Но был не тот день, а требовалось-то всего лишь сварить коноплю из пакета, и наградой за это стала бы целая бутылка водки. Выглядел подошедший прилично, на наркомана не походил. Но Цоцхалова это, понятно, не обеспокоило.
Он взял пакет и, от волнения даже не спросив у мужика, как они встретятся и обменяются, отправился к знакомому бомжу Сергею, обитавшему в пустынном месте за домами на той же Южной. Довольно смутно представляя себе, как «варится конопля», вытряхнул ее из пакета в одолженную у хозяина кастрюльку, залил водой и поставил на огонь, уже разожженный в самодельной печи.
В ту же минуту из кустов вышли два молодых человека, показали удостоверения и поинтересовались, чем Алексей тут занимается. «Супчик варю», - ответил он, но события нравились ему все меньше. Один из подошедших (это был как раз Кубанцев) палочкой начал помешивать варево, а немного погодя достал бутылку подсолнечного масла и вылил в кастрюлю. Пока оперативник занимался столь ответственным делом, Алексею в сопровождении второго полицейского разрешили дойти до ближайшего шинка и купить на мелочь, которой он успел разжиться у магазина, настойку боярышника. Когда та была выпита, а смесь на печке готова, вызвали понятых. Ну а потом, как мы и предполагали, оперативники повезли Цоцхалова в отдел на допрос к следователю Ивановой.
После допроса она поручила Кубанцеву доставить задержанного на медицинское освидетельствование. Однако вместо этого они отправились в кабинет полицейского, где тот принялся играть в компьютерные игры. Время от времени к нему заходили коллеги с мыслью угоститься водкой. «Развелось халявщиков», - ворчал для виду хозяин, но никому не отказывал. Впрочем, задержанному, который сидел в углу, пока не наливал.
Это позже, когда вместе с другим оперативником Кубанцев повезет Цоцхалова якобы на освидетельствование, то купит две бутылки: дорогую - себе с сослуживцем, арестанту - попроще, посулив ее в обмен на признательные показания. Выпивали во дворах на Миллеровской. Ни о какой экспертизе речь, конечно, уже не шла. Зато много говорили, как легко решится проблема Цоцхалова, если он не станет вспоминать ни о мужике у магазина, ни о других подробностях того дня, а просто признается, что сам готовил каннабис для «опохмелки». Получит по минимуму, скорее всего, отделается условным сроком. А начнет гнуть свою линию и рассказывать, как все было на самом деле, судья может засадить и по полной. Алексей, поясним сразу, тогда выбрал второй вариант…
Вопросы знатокам
Теперь сделаем небольшое отступление и зададим несколько вопросов. В обвинительном заключении, подписанном следователем отдела полиции №2 А. А. Ивановой, заместителем начальника отдела расследований С. В. Лазаревым и утвержденном заместителем прокурора Заводского района Н. В. Ивановым, нет ни слова о медицинском освидетельствовании задержанного. Выходит, человека «взяли» по подозрению в тяжком преступлении, фактически застали за приготовлением наркотика в особо крупном размере, но даже не осмотрели.
Неужели этого злодея не только не отвезли на медэкспертизу, чтобы убедиться - он конченный, опасный для общества наркоман, но и не сделали у него элементарный смыв с рук, дабы удостовериться на сто процентов, что именно Алексей собирал коноплю? Или просто знали, что ничего кроме алкоголя анализы не покажут, а наркотиков в организме Цоцхалова и близко никогда не было? Значит, это необязательная процедура при задержании наркоманов? Или она необязательна только в отделе полиции №2, конкретно для следователя Ивановой?
Мы вот почему это уточняем. Помнится, летом, когда на Кумысной поляне произошло неоднозначное задержание «с коноплей» студента Александра Конарева («Резонанс», №39 от 17 октября), у него и анализы брали, и отпечатки пальцев, и смывы с рук. Ничего, правда, не нашли, но посадить все же посадили. Может, после того случая во 2‑м отделе и перестали «заморачиваться» со всеми этими экспертизами, чтобы общественность не будоражить? Ведь следов от наркотиков у людей нет, а сажать их как наркоманов по плану все равно надо. К слову, следователь ОП №2 Антон Юрченко, занимавшийся делом Конарева, недавно сам попался с марихуаной…
Еще в обвинительном заключении на Цоцхалова говорится, что с места, где изготовлялся каннабис, изъята и приобщена к материалам уголовного дела «кастрюля с веществом растительного происхождения, полиэтиленовый пакет с веществом растительного происхождения, бумажный конверт с верхушечными частями дикорастущей конопли». А где же пустая бутылка из-под масла? Ведь согласно тому же заключению Алексей якобы признался, что «добавил в кастрюлю воды подсолнечного масла, которое он приобрел заранее в магазине». Оперативники, так удачно заставшие наркодельца в самый разгар преступления, бутылку что, не смогли найти? Или не искали, поскольку там не было отпечатков Алексея? А, наоборот, могли оказаться «пальчики» Кубанцева, который сам налил масло, когда сменил за приготовлением каннабиса Цоцхалова, как рассказывал тот в своей версии?
И еще. Давайте вспомним развитие событий в обвинительном заключении и представим себе человека с похмелья, которому очень срочно нужно выпить. Но, вместо того чтобы бежать в ближайший шинок и поправляться (деньги у него есть), он ковыляет в гастроном за подсолнечным маслом (ценой минимум рублей 35-40 за пол-литра), а позже собирает где-то траву только потому, что вспомнил: ему рассказывали, будто, если ее сварить, «отпустит». Но на это же нужно так много времени, а тут бьет похмельный мандраж, каждая минута дорога, и деньги в кармане, и «рюмочная» за углом! И вот уже слышится громкий, почти негодующий крик Станиславского: «Не верю!» Вот и мы не верим, а больше верим, что у Цоцхалова денег не было и он действительно клянчил их у магазина, надеясь продолжить начатые с утра возлияния.
Это лишь самые очевидные вопросы, которые появляются после знакомства с обвинительным заключением. Спрашивать, где таинственный мужчина в кожанке, предложивший Алексею такую «выгодную» сделку, и почему опера попали в заброшенное, обычно безлюдное место, в котором задержанный собирался варить ненужную ему дрянь для обмена на очень даже нужную водку, просто бессмысленно. Гражданская жена Алексея пыталась узнать это у молодой следовательницы Ивановой, но девушка только смутилась и сказала что-то в смысле: они оперативники и могут оказаться где угодно. Работа, мол, такая.

Друзья и недруги
Возможно, причастностью к этой оперативной работе объясняются и статусы Кубанцева в «Одноклассниках». Мы ничуть не посягаем на его частную жизнь, больше того, не будем разбирать мотивы основных его записей. Это дело психологов. Остановимся лишь на одной группе, которая возникает и периодически обновляется едва ли не чаще других. Связаны эти статусы с наркотиками. «Куплю наркотики, недорого…», «ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ ЖЕНЩИН!!! С ПРАЗДНИКОМ МОИ ДОРОГИЕ!!! P. S.: куплю наркотики, недорого… (Энгельс, Ленинский не предлагать…)». И так далее, и много-много раз.
Конечно, повторимся, Кубанцев - оперативник и, может быть, это часть его работы - ловить в соцсетях наркодилеров‑лохов, прикидываясь наивным покупателем. Но тогда для конспирации, что ли, стоило хотя бы не выпячивать свое место службы, которое он совсем даже не скрывает. Или это ловец полных лохов, потому и фотографию для своей аватарки выбрал такую, чтобы верили? Есть, конечно, другой вариант - он просто так шутит. Но, если даже удачную шутку часто повторять, она уже не покажется смешной. А шутки о наркотиках, как и остальные «приколы» на его страничке типа: «Как я могу относиться к сексу!? - Да я ему жизнью обязан!!!» или «Настоящему коту и в сентябре - март!!!», это, извините, даже не Петросян…
Мы не случайно заговорили об «Одноклассниках». Доступ в них открытый, для того все это задумывалось и создавалось, чтобы искать знакомых, становиться кому-то другом. Вот, например, в тех же «Одноклассников» у адвоката Светланы Решетниковой 170 друзей, и один из них - Кубанцев. Ничего, конечно, особенного в этом нет. Но Решетникова не только друг оперативника Кубанцева. Она до прошлой недели была еще и бесплатным назначенным адвокатом Цоцхалова…
По словам жены осужденного, адвокатесса, тихо отсидев предварительное заседание и несколько раз выступив в течение недолгого процесса, даже не явилась на оглашении приговора подзащитному, задержанному «другом из соцсети». После этого на связь с родственниками Цоцхалова она не выходит. Случайность? Совпадение?

* * *
Жена Алексея, еще за несколько часов до суда державшаяся вполне уверенно (рассчитывала на условный приговор), после того как мужа увели из зала в наручниках, оказалась в крайне сложной ситуации. Осталась с тремя несовершеннолетними детьми на иждивении, наедине с большими финансовыми проблемами и просто не знает, что делать дальше. С мужем на двух машинах они занимались извозом (у них есть регистрация индивидуального предпринимателя и лицензия частного таксиста), что позволяло расплачиваться по кредиту за одно авто.
У Алексея несколько серьезных заболеваний, в том числе бактериальный эндокардит, при котором разрушается сердечный клапан. А в Интернете есть информация, что при таком недуге уголовные наказания серьезно смягчаются. Никаких отягчающих обстоятельств в деле Цоцхалова нет, на учете у врача по части наркотиков он никогда не состоял, да и употреблял только спиртное. Но судья Евгений Комаров, хоть и приобщил все медицинские справки к делу, учитывать их, похоже, не стал…
Супруга Цоцхалова намерена пройти все инстанции и вытащить мужа из тюрьмы.

* * *
И вот тут мы позволим себе задать еще один вопрос, пусть даже он покажется кому-то наивным. В первую очередь, мы адресуем его начальнику отдела полиции №2 Роману Ратникову, хотя и в других полицейских отделах Саратовщины наверняка есть свои Конаревы и Цоцхаловы. Уважаемый Роман Юрьевич, неужели вашим подчиненным нечем больше заняться, кроме как устраивать сомнительные рейды в поисках гипотетических наркоманов? И почему все у них как-то нелепо выходит: то ботаника, который с родителями рассаду круглый год выращивает, поймают без миллиграмма анаши на руках, то подвыпившего в выходной день мужичка? Вам с вашими бойцами нужна такая слава? Один следак из вашего отдела уже отличился - сначала с расследованием по Конареву, потом и сам выступил по полной с марихуаной в собственном авто. Так что вы бы лучше за своими построже приглядывали, а то почти как в анекдоте получается: курить уже научились, скоро матом ругаться начнут…

 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

полицейсий беспредел, ОП №2, Заводской район, наркотики