Может ли быть мораль у областной думы?
10:15, 11 декабря 2012
Саратовская областная дума все же произвела ужесточение режима прохождения журналистов в свое здание. При входе дежурный полицейский сверяет аккредитационное удостоверение с представленным ему списком. СМИ это называют реакцией на протестную акцию, в которой участвовала журналистка Екатерина Федорова, проведенную в думе на первом заседании нового созыва. За этот поступок она была решением суда оштрафована на 20 тыс. руб. Подав на Федорову в суд областная дума (а точнее - ее аппарат) повела себя не совсем этично и, может быть, даже аморально. Так считают в журналистском сообществе.
Дело в том, что руководитель аппарата облдумы Ирина Муругова обратилась в Большое жюри (БЖ) при Саратовской организации Союза журналистов России с просьбой дать оценку поступка Федоровой и ее партнера по акции Алексея Плотникова. БЖ является третейским судом, куда могут обратиться физические и юридические лица, обиженные средствами массовой информации. Прося у этого органа рассудить спор или обиду, «истец» обещает не обращаться после этого в суд. Никаких документов об этих обязательствах он, естественно, не подписывает: выполнение обещания контролируется только совестью заявителя.
Большое жюри провело разбирательство по акции Федоровой и ее коллеги и вынесло решение. При этом оно было непредвзятым, члены БЖ не засудили журналистку, но все же оценили выражение ее позиции как не совсем корректное.
Тем не менее, после этого решения Федорову привлекли к административной ответственности в суде. Получается, что аппарат думы сам повел себя аморально?
Кроме того, на заседании правления Саратовского Союзжура было принято обращение к думе, чтобы та не использовала акцию одного журналиста, как повод для ужесточения аккредитации для всех. Но и здесь аппарат думы, выходит, проигнорировал просьбу и поступил и точностью до наоборот.
Спрашивается, если мнение и позиция Большого жюри и Союза журналистов не авторитетны для думы и ее аппарата, зачем нужно было тогда вообще обращаться к ним с просьбой разрешить спор. Надеялись на то, что коллеги морально растерзают «ответчика», а обиженные ею сделают из этого какие-то другие политические шаги? А коль растерзания не получилось, то решили наказать штрафом?
***
Начальник информационно-аналитического отдела Саратовской областной думы Анна Ануфриева, конечно же, не связывает ужесточение процедуры проверки аккредитации корреспондентов с акцией протеста, устроенной на заседании регионального парламента журналисткой Екатериной Федоровой.
«В соответствии с правилами аккредитации существует список аккредитованных журналистов в Саратовской областной думе. Этот список находится при входе в думу, на посту у милиционеров. Теперь в него были внесены изменения, в связи с лишением аккредитации ряда лиц. Речь идет о нескольких лицах, которые были лишены аккредитации областной думы преимущественно в связи с переменой места работы. Их там порядка ста человек. Теперь милиционеры сидят и сверяют списки, то есть выполняют свои непосредственные обязанности, - рассказала Ануфриева. - На мой взгляд, и это очевидно, никакого ужесточения нет».
На вопрос о том, почему областная власть проигнорировала пожелания Союза журналистов России не вводить санкции по отношению ко всем СМИ, начальница информотдела подчеркнула, что областная дума – это самостоятельный орган.
Говоря о традиции не обращаться в суд для привлечения лица к ответственности после того, как Большое жюри рассмотрело претензии заявителя, Анна Ануфриева призналась, что впервые слышит о таких неписаных правилах. «Мне кажется, что человек или организация имеет право обращаться в любую инстанцию для защиты своих интересов и прав», - заметила думская чиновница.
***
Вот такая хитрая позиция, под вуалью наивности и неведения, в стиле чиновничьих отписок и отговорок. Думаем, Союз журналистов сделает выводы и учтет позицию думы при дальнейшем с нею взаимодействии.