Бой с пьянством

В канун самого пьяного праздника России правительственная комиссия по регулированию алкогольного рынка во главе с вице-премьером Виктором Зубковым одобрила Концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и пр

16:33, 10 февраля 2010

Вести с саратовского «фронта» 

В канун самого пьяного праздника России правительственная комиссия по регулированию алкогольного рынка во главе с вице-премьером Виктором Зубковым одобрила Концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения. Что, однако, не помешало россиянам отметить Новый год с привычным количеством возлияний. Согласно этому документу со столь сложным названием (а кто, впрочем, говорил, что будет легко?) власти страны рассчитывают сократить к 2020 году потребление алкоголя с нынешних 18 до 5-8 литров на человека в год. «Резонанс» оценил масштабы проблемы и борьбы с ней в Саратовской области, изучил мнения о концепции, а также поинтересовался у экспертов, с чего, они считают, следовало бы начать. 

- Пьянство в России и Саратовской губернии всегда было традиционным бичом, - вспоминает известный краевед Виктор Семенов. – Так, в 1913 году сообщалось, что в приюте для алкоголиков зарегистрировано 10 тыс. человек, в том числе 600 женщин, на улицах города за год подобрано 14 тыс. пьяниц, а всего саратовцы выпили свыше 505 ведер водки. А, например, в 1910 году общий объем произведенной в Саратовской губернии на местных винокуренных заводах водки составил свыше 19 млн ведер. Сейчас трудно понять, много это или мало, но следует учитывать, что в те времена самогоноварение для «домашних надобностей» не возбранялось, и поголовно все население, особенно сельское, этим пользовалось

Пьяные цифры

По оперативным  данным Саратовстата, в прошлом году жители области приобрели свыше 16 млн литров алкогольных напитков и пива. Причем на долю последнего пришлось почти 26%. Меньше всего за последние пять лет купили спиртного в 2008 году – примерно 15 млн литров. А в 2006 году магазины реализовали чуть менее 17 млн – это самый высокий показатель.

Между тем наркологи  констатируют: потребление алкоголя растет и сегодня в регионе  варьируется от 6 до 8 литров на человека. По сведениям областного минздрава, в прошлом году на диспансерном учете состояло свыше 34 тыс. пьяниц (см. таблицу № 1). Еще три года назад их было примерно на 2 тыс. меньше. Однако количество больных с алкогольным психозом (белой горячкой), напротив, сократилось: с почти 2 тыс. человек в 2006 году до чуть более 1,6 тыс. в 2009-м (см. таблицу № 2).

Смертность от отравлений алкоголем в прошлом году составила 24,6 случаев на 100 тыс. населения, что практически на 2 тыс. меньше, чем в 2008-м, но значительно превосходит цифры за период с 2005 по 2007 годы (см. таблицу № 3).

Впрочем, главврач городского психоневрологического  диспансера, главный внештатный специалист-нарколог по Саратову Олег Смирнов предупреждает: эти данные не отвечают полностью реальной ситуации:

- Проблема сегодняшней наркологии заключается в том, что больные идут не в государственные, а в частные клиники, где их не считают. К нам обращаться алкоголикам невыгодно, потому что состояние на учете означает для них поражение в правах: возникают проблемы с получением водительского удостоверения, приобретением оружия. Главный постулат нынешней наркологической медицины – заставить захотеть лечиться больного. А откуда возьмется это желание у деградирующего субъекта с утратой морально-этических критериев?

Главврач Саратовской  областной психиатрической больницы Святой Софии Александр Паращенко разделяет аналогичную точку зрения:

- Алкоголизм – латентное заболевание.

Впрочем, не все  так плохо. Например, по сведениям регионального управления МЧС, наметилась тенденция снижения числа пожаров при неосторожном курении в нетрезвом состоянии. Если в 2007 году зафиксировали 231 такой случай (погибло 134 человека), то в прошлом году было 200 возгораний и 98 смертей.

Улучшается картина  и на дорогах губернии. Так, в 2007 году региональная ГИБДД зафиксировала 163 аварии по вине пьяных водителей (погибло 34 человека). В минувшем же году число ДТП сократилось до 131. На тот свет отправились 16 человек. 

Критичный настрой

На разработанную  правительством концепцию главный  областной нарколог Паращенко возлагает большие надежды, правда, с некоторыми оговорками. Председатель Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья, член Общественной палаты области Наталья Королькова, хоть и рада, что «государство начало отрабатывать алкогольную политику», но уточняет:

- При всем моем оптимизме эти меры не дадут должного результата. Стоит появиться общественному недовольству или проблемам в экономике, от программы откажутся.

Главный внештатный специалист-нарколог по Саратову Смирнов куда более категоричен:

- Я не считаю эту программу серьезным поступком по сравнению с тем, что пережил в советские годы. Тогда предпринимались шаги посерьезнее, но все равно они результата не дали. И это при командно-административной системе, когда население ходило строем. Сегодняшние попытки минимизировать алкоголизацию населения выглядят наивно.

Так, Смирнов  и Паращенко критикуют повышение  минимальной цены на водку. Врачи уверены: эта мера просто-напросто даст дополнительный толчок продажам контрафактной продукции:

- А это самое  большое зло.

Например, в прошлом году милиция и так выявила 446 правонарушений в сфере оборота алкоголя и возбудила 160 уголовных дел. Количество проверок сокращается, поскольку правоохранителям запретили «кошмарить» бизнес, и теперь они вынуждены работать только по заявлениям граждан.

Неоднозначно  отношение также к запрету на реализацию спиртных напитков в ночное время. Такие меры сейчас готовятся на федеральном уровне. Однако данный запрет в нашем регионе действует уже больше двух лет. С соответствующей законодательной инициативой тогда выступил ныне покойный прокурор области Евгений Григорьев. Наркологи считают, что те, кто поставил перед собой цель напиться, сделают это и до 12 часов ночи, поэтому данный запрет в снижении уровня алкоголизации населения играет слабую роль. Начальник Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства регионального ГУВД Александр Жирнов не спорит:

- Запрет вводился, прежде всего, с целью сокращения количества преступлений, совершаемых в ночное время, и со своей задачей справляется.

Например, по данным областной прокуратуры, если в 2006 году таковых было 436, то в 2008-м – только 306. А в прошлом году прокуроры зафиксировали 30-процентное снижение числа преступлений, совершаемых под шафе в общественных местах. 

Рецепты выздоровления

В числе запретительных мер Королькова из общества трезвости  предлагает «вернуть пиво в разряд алкогольной продукции и добиться, чтобы спиртное действительно не продавалось близко к детским учреждениям»:

- Такой запрет есть, но на деле его исполняют без особого энтузиазма.

А Нарколог Смирнов удивляется, почему алкоголизм вообще считают болезнью:

- В некоторых странах это преступление. Ведь благородное слово «больной» для таких людей означает презумпцию невиновности, индульгенцию, отпускающую грехи. «Я – больной, поэтому лечите меня. Не получается? Значит, вы плохие врачи». Эта ситуация длится уже десятилетиями, поскольку сложилась еще в СССР. Партии оказалось трудно признать, что она воспитала алкоголиков, распустила народ до такой степени. Почему в самолетах курить не разрешают, а пить – пожалуйста? Парадокс. Что-то от курильщиков я проблем с соблюдением общественного порядка не вижу, а от пьяниц – сколько угодно. Ведь самое ужасное, что заложниками делаемся мы с вами – те, кто не пьет.

Главный нарколог области Паращенко соглашается: выбор – пить или нет – за самим человеком, поэтому можно было бы ввести, например, строгий запрет на нахождение в общественных местах в алкогольном опьянении. Но как избежать перегибов?

Впрочем, опрошенные корреспондентом «Резонанса» эксперты считают, что одними силовыми мерами ситуацию не исправить. Упор необходимо делать в том числе и на профилактику. Так, Королькова убеждена в необходимости создания социально-реабилитационных центров с приютами для пьяниц. Региональный минздрав обещает открыть в ближайшее время 9 таких учреждений.

Жирнов из ГУВД уповает на практику советских лет, т.е. на возрождение лечебно-трудовых профилакториев и медвытрезвителей (правда, чтобы они соответствовали своему названию и относились к системе здравоохранения). Что касается последних, идея их открытия витает в кабинетах здания на Московской, 72 не первый год. Чиновники даже определились с 11 районами, где могли бы появиться медвытрезвители, но их затея провалилась при подсчете стоимости проекта (порядка 53 млн рублей). По словам вице-губернатора Александра Бабичева, созданию подобных учреждений мешают также пробелы в федеральном законодательстве: наверху никак не определятся, под чьим крылом должны быть вытрезвители, а самовольничать региональное правительство не решается.

Единственное, в  чем солидарны эксперты, с которыми удалось поговорить корреспонденту «Резонанса», - необходимо развивать у населения культуру пития и прививать здоровый образ жизни.

- У нас практически не пьют вино. Его доля в общем употреблении спиртосодержащих напитков – 6,4%, - жалуется главврач областной психбольницы Паращенко. – Как правило, алкоголиками становятся люди, которые не научились в молодости правильно пить.

- Непринятие мер ведет к деградации нации. И она уже идет полным ходом, - резюмирует нарколог Смирнов.

Таблица № 1. Распространенность алкоголизма в Саратовской области. Источник: региональный минздрав.

Таблица № 2. Распространенность алкогольных психозов в Саратовской области. Источник: региональный минздрав.

 

Таблица № 3. Смертность по причинам отравления алкоголем и его суррогатами в Саратовской области (на 100 тыс. населения). Источник: региональный минздрав.


 


 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться