Неграждане как изгои: то ли рабы, то ли заключенные?
13:26, 13 ноября 2012
ОБРАЩЕНИЕ АССОЦИАЦИИ НКО И РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА «НАРОДЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» В СВЯЗИ С КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ В СПЕЦПРИЕМНИКЕ ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ МВД РФ «ЭНГЕЛЬССКОЕ»
В настоящее время в спецприемнике находится 36 иностранных граждан и лиц без гражданства, ожидающих административного выдворения в страны СНГ - в Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Молдову.
Ситуация обострилась в связи с противоречивой правоприменительной практикой, безразличием чиновников и неприемлимыми условиями содержания.
Более половины административно задержанных, являясь гражданами Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, имеют на руках соответствующие паспорта. Они выдворяются за пределы РФ в течение одного-трех месяцев. Жизнь показала, что спецприемник необходим. Такая мера очевидна как необходимость привития законопослушания иностранным гражданам, игнорирующим законодательство РФ.
Сложнее с теми иностранными гражданами, которые утеряли документы либо просрочили срок действия национальных паспортов. По поводу этих лиц сотрудники ФМС направляют запросы в посольства стран (как правило, СНГ), где проводится проверка и затем высылается справка (с фотографией, заверенная печатью консульства). Зачастую выдача такой справки необоснованно затягивается на долгие сроки.
При этом руководители ФМС заявляют, что им не выделяются средства на эту работу, нет средств на командировки в Москву, в посольства.
Сотрудники службы судебных приставов занимаются только самим процессом выдворения и дистанцируются от других проблем.
Сотрудники УВД, несущие охрану, действуют по приказу УВД, регламентирующим содержание задержанных как лиц, совершивших уголовные преступления, фактически в условиях Следственного изолятора.
Спецприемник с 1 июля должен был быть передан на баланс и в полное распоряжение правительства Саратовской области. Однако областные власти оказались не готовы к его приему и сроки его передачи продлили до 1 января 2013 года. Такое «междувластие» негативно сказалось на проблемах этого учреждения.
Посольства таких стран, как Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан подолгу не готовят документы, не присылают справок для пересечения границы. В результате гражданин Азербайджана Ашрафов Наби Мурадага оглы содержится в спецприемнике год и четыре месяца, Костин Владимир Иванович - более года, Джумаев Махмут Тургунбаевич - одиннадцать месяцев (после девяти месяцев пребывания не выдержала нервная система - убыл в психиатрическую клинику) и т.п.
Особую категорию представляют иностранные граждане и лица без гражданства, отбывшие длительные сроки за тяжкие преступления. В настоящее время в спецприемнике содержатся Цунаев Анатолий (лицо без гражданства), Дустмурадов Рустам Чарыевич, (гражданин Узбекистана) Агавердиев Орудж Баба оглы (гражданин Азербайджана), Дрозденко Вячеслав (гражданин Таджикистана, скорее всего будет признан лицом без гражданства). Сотрудники ФМС не торопятся отправлять запросы по этим лицам, отбывшим длительные сроки заключения, в посольства. Посольства названных стран в свою очередь затягивают выдачу справок на возвращение гражданам с криминальным прошлым.
Порою складываются парадоксальные ситуации, когда на звонок в посольства таких стран, как Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан отвечают, что запрос из ФМС Саратова не поступал. А сотрудники ФМС говорят, что запрос отправлен более месяца назад. Ожидание документов на пересечение границы в таких случаях затягивается на долгие месяцы.
У содержащихся в спецприемнике множество жалоб на скудное, некачественное питание (на питание одного административно задержанного в сутки выделяется 128 руб.). На прогулки выделяется всего один час.
Следует отметить, что Дрозденко, Агавердиев, Дустмурадов содержатся в тесных камерах непосредственно в здании УВД Энгельса (на Проспекте Строителей), что вызывает у них резкий протест.
В результате Цунаев А., Ашрапов Н. объявили голодовку (16 дней назад). Дустмурадов Р., Дрозденко В. (три дня назад). Агавердиев (пять дней назад).
В настоящее время голодовка приостановлена, но в любой момент может возобновиться.
Члены нашей общественной организации регулярно посещают всех иностранных граждан в спецприемнике. Только в течение октября направлено 21 письмо в адрес посольств Узбекистана, Казахстана, Азербайджана. На часть обращений были положительные отклики, но в целом отношение к согражданам со стороны посольств - безразличное, пренебрежительное. (Для примера: в прошлом году посольство Камеруна отреагировало на обращение правозащитников в течение трех дней, посольство Туниса - через пять дней выдало документы на возвращение своего гражданина, утерявшего национальный паспорт).
Таким образом, обострение обстановки в спецприемнике произошло по вине системы УФСИН, не оформляющих своевременно документы иностранным гражданам, готовящимся к освобождению. К сожалению, сотрудники ФМС не спешат оформить в должные сроки запросы в Посольства стран исхода. Посольства этих стран, не заинтересованные в возвращении на родину судимых лиц, всячески затягивают оформление справок на пересечение границы РФ. Непонятна позиция судебных властей, выносящих судебные решения об административном выдворении и депортации с направлением иностранных граждан и лиц без гражданства в спецприемник. Между тем, эффективнее было бы выносить решения о депортации без помещения в спецприемник, за счет самих депортируемых. Эти лица могли бы сами посетить посольства и непосредственно там в короткие сроки получить документы на возвращение в страны исхода.
Лица без гражданства – настоящий гордиев узел. Сейчас в посольстве содержится трое таких бедолаг. Четвертый, Дрозденко (отслужил три года в российской 201 дивизии в Таджикистане, участвовал в ряде боевых операций, за что был поощрен командованием Российской Армии) скорее всего также будет признан лицом без гражданства. У всех их реальные шансы просидеть в спецприемнике 2 года без каких-либо шансов решить свою судьбу после отсидки. Многочисленные жалобы и обращения с просьбами решить их судьбу (включая обращение к Уполномоченному по правам человека в РФ В.Лукину) остаются фактически безответными.
***
Материнство - великое счастье и огромная ответственность - так считает двадцатидевятилетняя Любовь Бурсук, счастливая мама троих красивых, ладных детишек. Точнее - была счастливой. Два месяца назад по решению Красноармейского суда ей было назначено административное наказание - административное выдворение за пределы России. Целых два месяца она содержится в спецприемнике - в реально строгом тюремном режиме, в камере с толстыми стальными дверьми, с мощными железными решетками. Охрана спецприемника, сотрудники УВД, относятся к Любе с сочувствием, сопереживают, возмущаются жестокостью российской фемиды. Но это лишь чуть-чуть снимает бесконечный стресс и горечь, испытываемые мамой, жестокосердно разлученной с детьми.
Любе Бурсук 29 лет, родилась и выросла в Молдове, в русскоязычной семье. Разрушение СССР больно сказалось на основной части населения Молдовы, особенно в сельской местности. Не повезло и селу, в котором родилась и выросла Люба: развалился колхоз, практически все жители остались без работы и средств к существованию. Молодежь стала разъезжаться. Люба тоже решилась уехать с группой сельчан на заработки - в Москву. Там, в Москве, они и встретились Александром Паюршиным, молодым парнем из Красноармейска. Решили создать семью. Обратились с заявлением в ЗАГС - но там отказали, ссылаясь на то, что браки с иностранными гражданами не регистрируют (такой отказ, конечно же, незаконен). Но Люба и Александр не огорчались. Любили друг друга искренне. В семье родилось трое детей. Старшенькой, Виктории - восемь лет, среднему - Виктору шесть, младшенькому, Николаю - четыре года. Он родился уже здесь, в Красноармейске, о чем выписано российское свидетельство о рождении за номером РУ 544958 (первые двое детей родились в Молдове, куда Люба была вынуждена выезжать на роды). Между прочим, во всех свидетельствах о рождении вписан отец - Александр Паюршин.
Мы побывали в Красноармейске и справлялись у социальных работников, соседей о семье Паюршиных. Ответ единодушен - дружная, непьющая семья, все силы, все внимание направлены на детей. Язык не поворачивается называть эту семью какими-то современными формулировками - «гражданский брак» или «сожительство». Это нормальная семья, без вредных привычек, где главная ценность - дети, их здоровье и благополучие.
Люба и Александр твердо решили жить в России, в доме, принадлежащем матери Александра. В Молдове у Любы уже нет собственного жилья, никакого имущества.
Александр, муж Любы, навещает детей в приюте ежедневно, но никак не может их успокоить. Дети плачут бесконечно, тоскуют по матери. При этом руководители органа опеки требуют от Александра тридцать тысяч рублей - компенсацию расходов на предстоящую депортацию детей.
Судебное решение о выдворении Любови Бурсук противоречит Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Этот документ подписан и ратифицирован Россией. Его значение выше российского законодательства. Так гласит Конституция РФ. Конвенция категорически запрещает разделение семьи. Административное правонарушение никак не может быть основой для такого наказания, разлучающего мать, троих детей и их отца - гражданина России.
Но главное - на суде не изучалась суть дела, как того требует законодательство и Верховный суд, не выявлялись обстоятельства, личность, семейное положение Любови Бурсук. Судебное решение нанесло тяжелейшую, незабываемую травму детям, родителям, особенно Любови Бурсук, тяжело переживающей разлуку с детьми в жестких условиях спецприемника.
В настоящее время Любовь Бурсук обратилась в Саратовский областной суд с жалобой на решение Красноармейского районного суда.
8 сентября Красноармейский суд вынес аналогичное решение об административном выдворении Гомечко Ивана Ивановича, отца четверых детей. Его супруга, Мусатова Татьяна Александровна, гражданка России, мать этих детей (у всех четверых детей семьи Гомечко, у_Мусатовых имеются свидетельства о рождении, где обозначено, что отцом детей является Иван Иванович).
29 октября Саратовский областной суд отменил решение Красноармейского суда в части выдворения за пределы РФ. Это первая наша победа!
Надеемся, что судейское сообщество впредь будет более внимательно относиться к рассмотрению подобных административных дел. Ведь надо соизмерять тяжесть административного нарушения и все последствия разделения семьи, разлуки отца, матери и детей (после административного выдворения вступает в силу запрет на въезд в Россию в течение пяти лет).
Мы сталкивались ранее с подобными случаями и готовим запросы в законодательные и исполнительные органы власти и считаем, что в сложившихся условиях ни в коем случае нельзя вводить ужесточение, тем более - уголовные меры наказания в миграционное законодательство. Поскольку правоприменительная практика действующего законодательства показывает - подобные меры способны лишь обострить, ухудшить ситуацию, привести к росту противоречий в обществе.
Особенно остро стоит вопрос об административном выдворении лиц без гражданства. Эти лица (апатриды) не могут пересечь границу РФ. Ни одно иностранное государство их не примет. Бессмысленным и жестоким актом становится помещение этих лиц в спецприемник - ведь заранее известно, что в этом закрытом учреждении они будут содержаться два года - без какой-либо надежды на смягчение условий содержания!
Проблема обостряется условиями содержания этих людей в спецприемнике. Поскольку иностранные граждане и лица без гражданства являются административно задержанными, их нельзя содержать так, как содержат уголовников или граждан, подозреваемых в совершении тяжких преступлений в следственных изоляторах. Скудное питание, скученность вызывают болезни и резкий рост протестных настроений.
Ассоциация национально-культурных объединений Саратовской области, СРОО «Саратовский источник», редакция журнала «Народы Саратовской области» выражают свое возмущение подобной практикой, нарушающей права человека, унижающей достоинство личности и обращаются к журналистскому сообществу, ко всем общественным организациям Саратовской области, Общественной палате с просьбой оказать реальную помощь в решении проблем людей, находящихся в спецприемнике «Энгельсское».
P.S. Пока готовился этот материал, 12 ноября решение о выдворении Любови Барсук было отменено, семья воссоединилась!