Прогорели!
14:35, 22 января 2010
В СТРЕМЛЕНИИ ОБЕЗОПАСИТЬ ПРАЗДНУЮЩИХ НОВЫЙ ГОД ВЛАСТИ ПЕРЕУСЕРДСТВОВАЛИ
Предновогодняя пора для части саратовских бизнесменов в этот раз очень походила на явление, известное в истории, как охота на ведьм. Нет, коммерсантов не сжигали. Напротив, местные МЧС-ники по указке сверху (после трагедии в пермском ночном клубе «Хромая лошадь») озаботились пожарной безопасностью развлекательных заведений и ресторанов. Дело полезное, никто не спорит, но чрезмерное служебное рвение, к сожалению, превратило его в чистой воды кампанейщину.
Праздник отменяется
История ночного клуба «Белый дом», расположенного в здании бывшего кинотеатра «Экран», крайность контролирующих органов демонстрирует ярко. Так, 31 декабря в 8 утра в заведении появились инспекторы госпожнадзора с внеплановой проверкой. А уже через два часа представителей «Белого дома» ждали в суде. Причем собранные администрацией ночного клуба документы, свидетельствующие о безопасности развлекательного заведения, служитель Фемиды в расчет не взял, поверив мнению инспектора. В итоге клуб закрыли на 35 дней. Примечательно, что приставы с исполнением судебного решения тянуть не стали и уже после обеда того же дня опечатали помещения, а затем три раза (!) за новогоднюю ночь приезжали проверить – не самовольничали ли владельцы.
«С нами поступили по-негодяйски, - считает владелец холдинга, в который входит «Белый дом», Александр Тимошок. – Ранее инспекторы госпожнадзора уже проверяли это заведение, нашли нарушения, но дали срок для их устранения. Зачем надо было переигрывать ситуацию? Да, в клубе отсутствует пожарная сигнализация. Ее много где нет. Не удивлюсь, если сигнализация не установлена и в суде, где рассматривалось наше дело. Кстати, надо будет проверить. Человечество тысячелетиями организовывало мероприятия без пожарной сигнализации. В этом нет ничего страшного, если есть подготовленный персонал, как в «Белом доме». Задумайтесь, инспекторы опечатали семь дверей. Разве их недостаточно для эвакуации? Действительно ли была необходимость накануне Нового года закрывать заведение, портить людям праздник? Наконец, налоги кто платить будет?»
Энгельсский бизнесмен Александр Камаев, чьи заведения общественного питания, расположенные в Саратове, также пострадали от предновогодней кампанейщины контролирующих органов, винит во всем местные власти. По его словам, на левом берегу подобных крайностей удалось избежать. В областном же центре МЧС-ным репрессиям подверглось кафе «Жигули», принадлежащее коммерсанту. И хотя в новогоднюю ночь там работать не собирались, гнева проверяющих избежать не удалось.
«К нам инспекторы приехали с помпой: прихватили с собой телевизионных журналистов и принялись изобличать, - рассказывает Камаев. – Причем нарушения нашли такие, которые можно исправить в плановом порядке: нет табличек, указывающих на выход, надо заменить огнетушители на новый тип и т.п. К судебному заседанию, назначенному на следующий день, мы устранили 90% претензий. Судья еще удивилась: «Нельзя так успеть». Мы возразили, мол, можно: приезжайте – проверяйте. Но, похоже, им было не до этого – Новый год на носу. О своем веселье они, наверное, подумали, а вот о чужом – нет. Деятельность «Жигулей» приостановили на 2 дня».
Цель - впереди России всей?
Исполнительный директор недавно образованного «Союза предпринимателей и фермеров» Владимир Комаров убежден, что государство поступило с бизнесом нечестно, ударив в такой момент их по рукам: страна только-только начала выбираться из кризиса. Ситуацию усугубило и усердие, с которым в Саратове принялись искать негодяев среди предпринимателей. А в некоторых случаях, считает общественник, можно говорить о коррупционности действий контролирующих органов. «Они действовали, по-моему, выборочно, - делится своими наблюдениями Комаров. – Тех бизнесменов, которые, похоже, не стали с ними договариваться, закрывали. Уверен, если сейчас подойти к проверке беспристрастно, то значительная часть работающих заведений, успешно прошедших процедуру, не имеют права работать».
Александр Тимошок разделяет аналогичную точку зрения: «Есть заведения, по сути являющиеся на случай ЧП саркофагами для своих клиентов, но они продолжают принимать посетителей». Мало того, коммерсант уверяет, что приставы, когда опечатывали его клуб, открытым текстом говорили: «Надо было лучше договариваться с судьей». «Федеральные власти сделали нашим чиновникам настоящий предновогодний подарок: те и статистику поправили, и, наверняка, карманы не забыли наполнить. С этим мне еще предстоит разобраться», - возмущается Тимошок.
Владелец «Жигулей» Камаев и руководитель гильдии ресторатов региональной Торгово-промышленной палаты Владимир Давыдов больше склоняются к версии служебного рвения. Последний иронизирует: «В Москве закрыли 200 заведений, а мы чем хуже?».
В областном управлении МЧС пусть и невнятно, но обвинения коммерсантов отметают: они действовали по указке прокуратуры, чьи сотрудники участвовали в рейдах.
Золотая середина
Сейчас бизнесмены, пострадавшие от проверок, считают убытки. И хотя пока, как заверили корреспондента «Четвертой власти» в региональном МЧС, от прокуратуры им никаких распоряжений об очередных внеплановых проверках не поступало, большинство предпринимателей не спешат делать правильные выводы. Ни в ТПП, ни в «Союз предпринимателей» за поддержкой они не обращаются.
«По-видимому, доминирует мнение: плетью обуха не перешибешь, - делится своим мнением Комаров из союза. – Что уж скрывать, в России, к сожалению, пока не сформировано гражданское общество. Редкий предприниматель готов защищать свою позицию. Мало кто хочет связываться с федеральными структурами – потом проблем не оберешься. Лучше с ними по-хорошему договориться. Бизнесмен думает: пришли к конкуренту, значит, у меня будет прибыль. Но никто не гарантирует, что завтра с ним не поступят так же. Такое отношение надо менять. Давайте жить по закону!»
Руководитель гильдии рестораторов Давыдов соглашается: «К сожалению, предприниматели не верят, что общественным организациям под силу изменить ситуацию. Зря! Сегодня многие общественники входят в консультативные советы при различных ведомствах, есть выходы на их руководителей. Но это не говорит о том, что члены общественных организаций таким образом могут добиться исключительных преференций для себя. Нет, участие в советах – реальная возможность избежать произвола и не более того. Нарушения есть всегда. И зачастую их провоцируют сами чиновники – своими противоречивыми нормативными актами».
И Комаров, и Давыдов призывают коммерсантов не молчать, а в «Союзе предпринимателей» обещают даже представлять интересы в суде незаконно обиженных бизнесменов.
«Думаю, со мной согласятся все: проблемы, в том числе вопросы пожарной безопасности надо решать, но делать это цивилизованным и взвешенным способом, а не ударяться в крайности», - резюмирует энгельсский предприниматель Камаев.