Генпланы саратовских чиновников
16:39, 23 мая 2012
В минувший четверг состоялось внеочередное заседание Саратовской городской думы. Благодаря послушному большинству прошло оно довольно гладко, хотя, если внимательно присмотреться к цифрам в докладах, можно увидеть много непонятного и любопытного.
Где же все инвесторы?
По уже сложившейся традиции, непонятные цифры и факты в отчетах о состоянии Саратова заметили в основном оппозиционеры и примкнувшие к ним представитель партии власти Олег Комаров да беспартийный Виктор Марков.
Вот, например, председатель комитета по архитектуре и градостроительству Александр Кискин представил парламентариям отчет о применении правил землепользования и застройки в областном центре. Прозвучала такая статистика: в 2008 году комитет выдал 258 градостроительных планов, в 2009‑м — 320, в 2011–235, а в первом квартале нынешнего — всего 17. Умножим последнюю цифру на четыре — получим только 68. Или динамика предоставления разрешений на строительство: в 2009 году — 276, в 2010‑м — 271, в минувшем — 382, в этом — 37. Опять нехорошая цифра (148). Та же картина наблюдается при выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию: в 2009‑м — 136, в 2010‑м — 110, в 2011‑м — 111, в первом квартале нынешнего — 7.
Что же такое, почему город дает меньше планов и разрешений? И почему главный архитектор Саратова не обратил внимания депутатов на этот факт: дескать, ребята, у нас появилась проблема. Примерно такой вопрос на думе Кискину задал Комаров и получил замечательный ответ:
— Выдача разрешений полностью носит заявительный характер, мы повлиять на это не можем.
То есть убавилось заявок от жителей Саратова на строительство. Это, конечно, все объясняет, но не отвечает на главный вопрос: что не так с городом?
— А что у нас с инвестиционной политикой? Не указывают ли эти показатели, что у нас есть проблема с инвестиционной политикой в Саратове? — поинтересовался Комаров у главного архитектора.
И вот тут чиновники начали путаться. Кискин признал уменьшение числа желающих строить что-либо в Саратове и объяснил это финансовым кризисом. А глава города Олег Грищенко назвал другую причину:
— Многие приходят и хотят строить не в интересах генерального плана застройки города, а в своих собственных».
Получается, в этом году инвесторам особенно сложно угодить генплану. Или же их доводы оказываются не очень убедительными и не подкрепляются материальной мотивировкой чиновников?
Затон: обустройство или распил?
Другой не менее интересный вопрос — реконструкция дороги в Затоне. Идея, конечно, замечательная: планируется расширить Большую Затонскую улицу, сделав ее дублером Мясницкой и Симбирской, и соединить центр с Юбилейным поселком. От имени всех обитателей последнего, проводящих немалую часть жизни в пробках, хочется сказать чиновникам спасибо. А потом вокруг расширенной дороги еще образуется инфраструктура, места отдыха для горожан и свободный доступ к Волге (Грищенко: «Пляж как в Ницце»). И Затон из довольно уродливого нагромождения дач и хозпостроек превратится в райское место.
Но смущают несколько моментов. Во‑первых, речь пока идет всего лишь об участке дороги от Соколовой улицы до Маханного оврага длинной 2,2 километра. Значит, все проекты о соединении с Юбилейным и выходе к Волге еще долго останутся просто разговорами. Машины с новой, расширенной трассы будут попадать на «узкую горную дорожку» (по словам Маркова), которая поднимается от оврага до рынка стройматериалов на Соколовой горе. Зато для реконструкции дороги необходимо выкупить 62 участка земли и 35 зданий и сооружений. На это потребуется колоссальная сумма. Точных подсчетов чиновники пока не проводили, но, например, Росреестр прогнозирует более 200 млн рублей. Большие планы и большие деньги.
На заседании комиссии гордумы по ЖКХ коммунист Геннадий Турунтаев предложил за куда меньшие средства построить наконец развязку на проспекте 50 лет Октября или решить какую-нибудь дорожную проблему в городе. Их ведь накопилось немало. Вот и большинство участников февральских публичных слушаний о расширении дороги в Затоне выступили против проекта. Тогда раздавались мнения, что городские чиновники давно уже положили глаз на затонские земли и вот теперь придумали, как «распилить» их и продать.
Грищенко на думе отверг все эти обвинения. По его словам, против проекта выступили те, кто имеет «шкурные интересы». Да и вообще людей на слушаниях намеренно настроил против чиновников коммунист Владимир Маслов, добавил единоросс Сурменев. Глава города обмолвился: уже есть инвесторы, которые предлагают возвести в Затоне гостиницу, ресторан. «Пожалуйста, стройте!» — как бы обратился он к ним с трибуны. А спрос ведь рождает предложение.
Марков призвал чиновников и коллег-депутатов разобраться, чего же все-таки хотят строить — дорогу или рекреационную зону в Затоне — и не смешивать одно с другим. Иначе получаются слишком уж заоблачные суммы. В итоге думцы, большинство которых настроено на Грищенко, естественно, подержали выкуп затонской земли. Радует, что пока никаких денег на этот проект не заложили, выкупать начнут не раньше чем через год, а за год может многое измениться и проясниться.
Пошел в баню
Одобрили депутаты и еще одно не слишком популярное решение — подорожание услуг бань с 1 июля. Причем сразу на 30–35 %. Свое предложение чиновники объяснили тем, что тарифы в последний раз повышались в прошлом году (на 20 %), а прежде их не трогали шесть лет, и в результате они сильно отстали от себестоимости.
— Это чисто экономическое решение, потому что всегда тарифы в любом бизнесе надо приводить в соответствие, — пояснил на подходе к прессе Грищенко.
Городские бани, где моются пенсионеры и малоимущие — это скорее социальное обременение хозяйству Саратова, нежели бизнес. Турунтаев возмутился столь резким повышением, напомнив, что инфляция в прошлом году составила всего 6,1 %, но никак не 30 %. А пенсии в стране, хочется добавить от редакции, тогда же выросли на 9 %. При чем тут бизнес?
Вообще-то, по-хорошему тарифы стоило бы поднять на 100–500 %, объяснили чиновники, только в этом случае МУП «Банно-прачечное хозяйство» может получить минимальную прибыль 10 %. Но мы, продолжили отвечавшие, понимаем социальную значимость такой услуги для населения, и потому не будем впадать в крайности. Тем более для льготников расценки в среднем вырастут на 7–14 рублей. Такие суммы озвучил руководитель муниципального предприятия Дмитрий Леонов на комиссии гордумы по ЖКХ.
Льготники — это инвалиды, дети, многодетные семьи, пенсионеры (со скидкой 30 % им дозволяется мыться в бане раз в неделю). Кстати, среди посетителей саратовских парилок таких людей, по официальным данным, только 26 %, то есть большинству горожан все же придется платить на треть больше. В связи с этим можно легко понять коммунистов, которые проголосовали против повышения (их поддержал и Комаров) да и вообще объявили 2012‑й годом большого обмана. Кстати, рост расценок на баню как раз совпадет с общим подорожанием жилищно-коммунальных услуг в стране, которое перенесли с начала года на середину.
— Мы призываем депутатов вспомнить свои обещания, что мы будем защищать интересы своих избирателей. Покажите, как вы будете защищать! — обратился к думе до голосования по банному вопросу Турунтаев.
В этом случае, по всей видимости, парламентариям были важнее интересы бизнеса. Автократия Саратова сегодня позволяет городским чиновникам принимать самые разные, порой спорные, неоднозначные решения. Ведь они отвечают не перед своим народом, а, получается, только перед судом истории. Но что им до истории…