Метаморфозы современного героя, или Героическая мутация
10:10, 15 января 2010
ГЕРОЙ КАК ГЛАВНОЕ ОРУЖИЕ В БОРЬБЕ СО ЗЛОМ
Когда уходят герои, на
арену выходят клоуны.
Г.Гейне
Вместо предисловия
Тридцать лет назад кинокритики не могли понять, почему фантастическая сага «Звездные войны» получила признание, которое можно назвать космическим.
Многие считали, что это произошло из-за любви народа к сказкам и потрясающим (на то время) спецэффектам. Нынешний аншлаг фильма Джеймса Кэмерона «Аватар» знатоки кино по накатанной решили связать с теми же факторами. Критики забывают, что сейчас что не фильм - то сказка и везде одни спецэффекты, но при этом действительно успешных произведений мало.
Сценарий фильма «Аватар» - это не просто «фэнтези», он написан по канонам традиционного эпического произведения и адаптирован для понимания современного человека, не искушенного в классической мифологии.
Мне кажется, в основе успеха картины лежит симпатия большинства людей к идеям антиглобализма, национального самоопределения и священной борьбы с оккупантами, вечная идея свободы и близкая любой чистой человеческой душе идея анархии.
Вовлеченный в ход событий зритель вдруг ощущает до этого дремлющее в подсознании непреодолимое желание уничтожить зло в виде вполне реальных глобалистов, милитаристов, мировой закулисы и власти капитала, а вместе с ними и ту часть человечества, которая им верно служит. Как бы все эти мерзости в фантастических фильмах не назывались, они легко узнаваемы и вполне четко идентифицируются с современной реальностью.
Кроме того, «Аватар», как и «Звездные войны», напомнил людям, что высшие силы не останутся безучастными и обязательно помогут тем, кто искренне и самоотверженно борется со злом. А это очень важно для человечества, которое к концу XX века уже почти полностью потеряло всякую надежду на освобождение.
Делясь впечатлениями с людьми, видевшими этот фильм, я понял, что зрители во время сеанса только однажды испытали разочарование, когда увидели, что земляне разоружены и отпущены домой, и это вызвало опасение, что они когда-нибудь вернутся. Если бы их сожрали крылатые твари и собачки, похожие на химер, фильм был бы вообще идеален.
«Аватар» - безусловно, одна из многих появившихся сейчас картин, вызывающих при просмотре непреодолимую ненависть к человечеству. В этой связи можно еще вспомнить недавно прошедший талантливый фильм «Район №9», в конце которого симпатии зрителей всецело оказываются на стороне пришельцев, похожих на моллюсков. Возможно, благодаря всепроникающей откровенно человеконенавистнической идеологии торжествующего глобализма, огромной работе глобалистских СМИ и их же извращенному искусству, а также другим аспектам, которые надо будет еще детально изучать, инстинкт саморазрушения и самоуничтожения начал доминировать над инстинктом самосохранения человечества, а это значит, что мы уже не едины как биологический вид, мы уже разделились для того, чтобы столкнуться в последней битве в день, называемый Рагнарек, или в месте, называемом Армагеддон, это кому как нравится.
Думаю, в связи с этим будет не лишним ознакомить читателей с одной из моих статьей, касающейся героизма и борьбы со злом, напечатанной год назад в журнале «Радиус города» и сегодня публикуемой без купюр.
***
Начало XXI века ознаменовалось полной и окончательной победой общества потребления во всем мире и кажущимся изобилием. Глобализм привел к тому, что практически в любой точке мира можно купить все, были бы деньги.
В дефиците остались только архаические ценности, которые нельзя купить, после покупки они почему-то исчезают; это, прежде всего, честь, человечность и, конечно, героизм, о котором сегодня и стоит поговорить.
Когда мы слышим такие названия, как Чудское озеро, Куликово поле, Полтава, Бородино, Сталинград, о чем мы думаем? Конечно, о России и о героизме наших предков. Благодаря героизму, самоотверженности и целеустремленности лучших представителей русского народа Россия даже на сегодняшний день территориально намного больше других стран. Такое явление, как героизм, с одной стороны, - основа сюжета мифа, былины, саги, легенды и так далее, но оно же - и основа выживания наций и народов в реальном мире. В нем есть метафизическая и материальная составляющие. Но даже первая, казалось бы, незыблемая часть на сегодняшний день начала перерождаться и трансформироваться, встраиваясь в глобалистскую теорию мира.
Героизм, т.е. исключительная доблесть как форма существования человеческого духа, больше всего проявляется в так называемый героический период, который являлся начальным этапом для многих народов. Герой – это, пожалуй, самый древний образ, и чем старше миф, тем герой идеальней, тем больше он отличается от обыкновенного человека. Но наш разум допускает, что такой реальный человек существовал в прошлом, а если был тогда, то, наверное, может быть и теперь.
Герой своего времени и герой, совершающий подвиги, редко бывает одним и тем же человеком. Такое происходит, как правило, только во времена великих войн и потрясений: Александр Невский, Пересвет, Минин, Меньшиков, Денис Давыдов и другие. Еще реже подобное совпадение случается в мирной жизни. В новейшей истории, мне кажется, годятся на эту роль Ф. Нансен, может быть, А. Швейцер и, конечно, Ю. Гагарин.
Часто герой находится вне временных рамок, ведь, прежде всего, он побеждает время. У него множество лиц, но он узнаваем, он борется со злом за свободу и справедливость, сокрушает всех врагов и бросает вызов самой смерти. Он – воин, путешественник, монарх, вернувший сакральную, иногда похищенную власть, это святой или целитель-волшебник, а со времен Эдипа еще и интеллектуал. Кстати, самое трудное – это поверить в героя-интеллектуала. Человечество подсознательно не верит в ум и мужество одновременно.
Функция героя в любом мире в упрощенной форме хорошо показана в фильме «Матрица». Когда мир теряет равновесие, установленное в начале, когда нарушается порядок, данный Творцом, появляется избранный, особая миссия которого состоит в изменении мира, возвращении баланса и порядка.
Идея мифа заключается не только в том, что личность совершает героические поступки, а еще и в том, что это последовательная цепь каких-то событий и закономерностей, связанных как с качествами этой личности, так и с ее божественным предназначением. Герой мифа хочет быть обычным человеком. А судьба всячески демонстрирует, что он не такой, как все, у него другое рождение, у него другая жизнь и другая установка на эту жизнь. Он, безусловно, противится этому, и тогда судьба поступает с ним очень жестоко. Он или погибает и возрождается, или теряет близких, которых любит, теряет свой дом и так далее. Это пробуждает в нем скрытые, буквально сверхчеловеческие силы. Иногда он даже чудесным образом преодолевает врожденный недуг. Герою дано стремиться к апофеозу (в греческом понимании этого слова), то есть к тому моменту, когда, совершив большое количество подвигов, он переводит их в качество путем своей смерти. Его смерть всегда необычная, всегда очень трагичная, она должна пробуждать в душах что-то возвышенное, а для него самого должна стать духовным преображением. Он побеждает то, что обычному человеку представляется неотвратимым, поэтому главный и вечный его поединок – это поединок со смертью. Только умерев, герой обретает бессмертие. Это идея любой трагедии и любой героики. Поэт Бродский сказал гениальную фразу: «Трагедия в жизни – это не когда погибает герой, а когда погибает хор». С точки зрения трагедии, самое страшное – это смерть героя, а с точки зрения жизни, трагичней гибель хора. На этой разнице как раз и балансирует человеческая душа, она очень поэтичная, она любит почти мифическое состояние духа, а разум использует совсем иные критерии оценки, тут срабатывает особенность материального мира.
Как удачно заметил Г. Гегель, «ни один человек не может быть героем для своего лакея. Не потому, что герой – не герой, а потому что лакей – только лакей».
Надо отметить, что мифические и легендарные персонажи встречаются не только в древности, всегда найдется почти идентичный образ и в новейшей истории: на 300 спартанцев и отряд Добрыни Никитича очень похожи защитники Брестской крепости, пограничники заставы лейтенанта Лопатина, 28 панфиловцев, взвод сержанта Павлова и многие другие наши отцы и деды. Так же, как Ермак Тимофеевич и Василий Буслаев, велики и непостижимы В.И. Чапаев и Д.М. Карбышев.
Многие художники и скульпторы черпают свое вдохновение, используя эти исторические параллели, а Е.В. Вутечич вообще изобразил генерала Чуйкова на Мамаевом кургане русским богатырем, обнаженным по пояс; и это в хрущевские-то времена!
Настоящие герои, ставшие персонажами мифов, встречаются не у всех народов.
Такие страны, как США, не имеющие древней истории и разнообразного героического прошлого, вынуждены их выдумывать. Так появляются Супермены, Человеки-пауки, Бэтмены и так далее. Парадокс состоит в том, что явно выдуманные образы не подвигают на самоотверженные поступки живых людей, а даже наоборот, убеждают, что героем может быть только персонаж комиксов, обладающий фантастическими способностями.
Еще одну особенность американской героики подметил О. Уайльд: «Культ героев в Америке развит необычайно, а герои всегда выбираются среди уголовников». Герой маргинален, он не такой, как все. И при дефиците самоотверженных людей вначале США, а теперь и остальное современное общество героизирует маргиналов: воров в законе, бандитов. Раньше тоже героизировали пиратов, благородных разбойников и так далее, но благородные «робин гуды» стремились не к наживе, а к справедливости, а нынешние ловко обогащаются, и только в этом - их «подвиг».
В США еще принято излишне героизировать политиков. Например, братьев Кеннеди, которых при желании можно легко уместить в рамки классического мифа, где будет видно и божественное происхождение, и родовое проклятие, и надежда на возвращение последнего из рода. Так что мы уже скоро сможем увидеть спектакль на политической арене США, связанный с последним уцелевшим Кеннеди, как уже сейчас наблюдаем рыцарские подвиги английского принца в Афганистане.
В гражданской войне в США американцев погибло 618 тысяч человек, а в Первую и Вторую мировые войны, вместе взятые, - еще меньше. Чтобы не чувствовать себя ущербной в окружающем мире, страна должна иметь исторический опыт массового самопожертвования. Или есть еще вариант: переписать историю. Главная проблема американцев состоит не в том, что в США нет мужественных людей, а в том, что это государство, как правило, воюет на чужой территории за непонятные для обычного человека «ценности».
Вообще метаморфозы современного героя удивительны и не подчиняются закономерностям рождения мифов. Взять хотя бы пример мистического триллера «Сонная Лощина», главный герой которого Икабод Крейн (Джони Депп) борется с мертвым средневековым рыцарем без головы. На вопрос, откуда в США взялся рыцарь, дается ошеломляющий ответ: он сражался на войне за независимость. Все бы ничего, но фильм снят, как сообщается в титрах, по мотивам повести Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине». Это детская повесть, в которой описывается, как трусливого и смешного школьного учителя Икабода Крейна напугал его соперник, переодевшись всадником без головы. Забавное превращение для нашего зрителя непонятно и безболезненно, но для американцев - это поворот на 180 градусов, ведь повесть изучают во всех школах США, ставят спектакли, есть даже диснеевский мультфильм. И всегда люди смеялись над трусостью и суевериями Крейна, он нарицательный персонаж, а тут вдруг раз - и герой! (Хотел привести сравнение из русской литературы, но не нашел ни одного труса, имя которого было бы нарицательным.) Почему же так извращается Голливуд? Почему нельзя было не вспоминать В. Ирвинга, а персонажам дать другие имена? Это вызов, вызов агитационно-пропагандистской машины, которая демонстрирует, что из любого, даже классического труса, может «изваять» мифического героя, а из настоящего героя также легко смастерит злодея или труса. Не думаю, что это делалось сознательно, скорее всего, в эту сторону авторов толкает что-то бессознательное, нелепая гордыня и комплексы.
В классического героя не верят даже в странах с традиционным воспитанием, он уже менее реален, чем Дед Мороз. Алчный извращенец или безумный террорист более понятен, чем смелый и бескорыстный борец за идею. Кстати, европейские нации, особенно французы, очень остро и тонко чувствуют трансформацию героической темы. Несколько лет назад они выпустили фильм о неудачнике, которого выгоняют с работы, оставила жена, бросил сын. Человек был на грани самоубийства, но ему помог сосед: предложил прикинуться гомосексуалистом. А далее «гомосексуалист» проходит все этапы классического мифа или сказки Шарля Перро. Его повышают по службе, возвращается сын, начинают налаживаться отношения с женой. Герой, как и положено, получает закономерный триумф – гей-парад, на котором он избран королем и восседает на троне с гигантским презервативом-короной на голове. Это очень смешно. И у французов как нации - великое будущее, поскольку они понимают, насколько это смешно.
Кстати, когда я на НТВ в программе Владимира Соловьева «К барьеру» «пугнул» гомосексуалистов, прорвавшихся во власть, мне написал письмо со словами восхищения Константин Ветер – испытатель космической техники, в тот момент находившийся в Тихом океане. В возрасте семидесяти пяти лет он совершал очередное одиночное кругосветное плавание на катамаране. Письмо передали с оказией, и оно пришло из Сиэтла. Он изумился моей смелости, он, кто всю жизнь, каждый день рисковал жизнью, здоровьем, кто первым проходил трудный путь, испытывая изделия для полетов первых космонавтов, посчитал смелостью наезд на педерастов. А я очень опечалился, потому что увидел в этом окончательную трансформацию не только самого образа героя, но и представления о нем лучшей, избранной части нации.
Проблема оценки подвига как основы героизма появилась, конечно, не сегодня. В XIX веке, например, героя-любовника легко путали с просто героем, теперь же героизируют барыг всех мастей. Культ наживы зашкалил за все мыслимые пределы, о богатстве мечтают нищие и богатые, и очень богатые мечтают о еще большем богатстве. На вопрос журнала «Форбс», о чем вы мечтаете, В. Алекперов ответил: «Я надеюсь, что в будущем смогу передать моему сыну крупный пакет акций «Лукойла», который будет стоить гораздо больше, чем сегодня». Возможно, это потому, что такие люди с детства не имеют правильных жизненных ориентиров. Так, например, в телепередаче В.В. Познер спросил у А.Б. Чубайса: «Какой литературный герой Вам больше всего нравится»? Чубайс ответил: «Я не делаю из литературных героев образцов для подражания».
Вспоминается советский фильм «Легенда о доблестном рыцаре Айвенго» и слова из песни В.С. Высоцкого к этому фильму: «Значит, верные книжки ты в детстве читал». Похоже, ни Алекперов, ни Чубайс не читали верных книжек в детстве, а потому и не получилось из них доблестных рыцарей.
Нынешнее поколение тоже больше налегает на телестрасти, чем на литературные произведения. А так как герой и слава - вещи почти неразрывные, то пустая телевизионная шумиха ассоциируется с подвигом, а участие в каком-нибудь «Ледовом шоу» или «Доме-2» - с героизмом.
Недавно по TV показывали сюжет о фирме, которая делает героев из любого человека. Платишь деньги, и с твоим участием фабрикуют «спасение утопающего» или «подвиг» с задержанием бандитов. Все это «случайно» снимается на телефон, а потом размещается в Интернете, откуда так же «случайно» это показывается, например, знакомой девушке. Само по себе явление это безобидное, но свидетельствует об утилитарности мужества в современной России и девальвации такой вечной ценности, как героизм.
Как это ни поразительно, но выдуманная героика сегодня очень нравится правителям нашей страны, потому что она полностью управляема. Взяв пример с США, пиар-структуры, обслуживающие власть, стали придумывать героев и героизировать обычных людей, особенно военнослужащих. Как будто служба в армии сама по себе уже героизм. Это в определенных кругах называется «Здравствуй, Фрейд!», конечно, нужно быть «особенным героем», чтобы служить такому государству.
Понятно, что служение родине, защита интересов родины – это хорошо, правильно, но возникает такой вопрос: а что есть Родина? Кто-то говорит: Родина для меня – это Россия, а для меня Родина – это Советский Союз. Я родился в Советском Союзе и присягал, как многие, кто и сейчас служит в вооруженных силах, красному знамени. И верность этому знамени храню. В присяге сказано: «Я клянусь, не жалея своей крови и самой жизни, встать на защиту своей родины – Союза Советских Социалистических Республик». Кто-то, кого сейчас называют героями, встал на защиту своей родины тогда? Нет, не встал. Некоторые три раза принимали присягу: первый раз - Советскому Союзу; второй раз, оказавшись на территории, например, Украины, принимали присягу Украине, а потом не смогли там служить и приняли присягу России. Три присяги за жизнь! Придет сюда НАТО, они будут присягать им, американцам, китайцам? Кому еще будут присягать эти «герои»? Присяга может быть только одна. Как говорил царь Петр Алексеевич, «коему знамени присягал, под тем и умирать должно».
Героизм не состоит из одного подвига, не бывает такого, чтобы человек стал героем, совершив один подвиг, а всю свою жизнь до этого был подлецом. Опыт многих стран и поколений показывает, что героизм – это состояние души человека, которого вынужденно толкнули на совершение подвигов. Он поступательно идет, но если он где-то роняет свою честь, то уже никогда не станет героем. Он, может быть, не будет и подонком, но у героя, прежде всего, должна быть честь.
Те, кто занимается разработкой детекторов лжи, знают, как человеческий мозг реагирует даже на вынужденную ложь. Это всегда бурная электрическая реакция. Центральная нервная система протестует. Тот, кто вынужден лгать и предавать, никогда не будет в согласии с собственной совестью, потому что подсознание его страдает.
Людей, которые не исполнили присягу, называют предателями. Даже если они служат верой и правдой этой современной России, внутри себя они все равно несут тяжелое бремя измены. Древние мифы говорят о том, что такой персонаж, даже если и развивался как многосторонняя личность, как добрый, самоотверженный человек, в конечном итоге из-за предательства придет к полному разложению и гибели. Великий Данте Алигьери в «Божественной комедии» утверждал, что предатели находятся после смерти в самом нижнем, девятом круге ада вместе с Каином, Иудой и Люцифером. Возможно, теперь вся наша нация несет на себе непосильное бремя предательства. А как освобождаются племена от такого бремени? Всегда и во все времена одинаково: при помощи героев и кровавой искупительной жертвы. Народ, предавший свою Родину и своих предков, обречен либо на гибель, либо на священную жертву, и это историческая аксиома.
Сейчас происходит событие, являющееся худшим проявлением патриотизма и героики, возмущающее меня, как русского человека, до глубины души. М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, Д.И. Менделеева и прочих национальных столпов мне не в чем было упрекнуть до тех пор, пока они не «приняли участие» в так называемом «Главном выборе России» - «Имя России». Интересно, а кого изберут: гражданина Минина или князя Пожарского? Вот где парадокс! Только психически больному или врагу русской нации могло прийти в голову заставить весь народ выбирать среди святых и священных имен. Это почти то же самое, что попросить православного выбрать между Отцом, Сыном и Святым Духом. Так обычно в недоразвитых племенах спорят, чей пращур сильнее. Зачем и кому это было нужно? Сравнение всегда обнаруживает мнимые или реальные недостатки. Недаром враги христианской церкви во все времена вносили огромный раздор, просто сравнивая апостолов Петра и Павла. Недостатков «нет» лишь у того, кого не сравнивают и кому нет возможности оппонировать через такую же многочисленную аудиторию, и при этом он должен быть столь же известен. Если оппоненты не имеют эфирного времени вообще, а известность человека в мире благодаря телевидению больше, чем всех русских царей, химиков, военачальников, поэтов и писателей вместе взятых, то главное имя России сегодня будет, безусловно, Владимир, а главная фамилия – Путин. Так что, как раньше, так и сейчас, я предлагаю присвоить Путину звание Героя этой России, героя этого государства, которое проводит «Выбор России», которое, я думаю, враждебно моей родине СССР и враждебно всей русской нации. Кстати, В.В. Путина называют национальным лидером. Интересно, у какой нации он национальный лидер, у россиян? Так нет такой нации и быть не может, как не может быть китаян, японян, французян, финян и так далее. В России есть государствообразующая русская нация, но не сам Путин, ни его дворня не заявляли о своих правах на лидерство среди русских. Мне кажется, само слово «русский» для них ругательное. Пиар с национальным лидером – это опять глупое подражание США, где нет единой нации (вернее, где слишком много наций), но появляются при этом национальные лидеры. Штаты так отрабатывали свои комплексы, и, похоже, теперь Кремль стал отрабатывать свои.
Правители современного мира, как и в другие времена, бессильны перед истинным героизмом и настоящими героями, особенно сегодня, в условиях изобилия коммуникационных систем и мгновенного распространения информации, им необходимо извратить и дискредитировать саму идеологию героизма.
Мы видим, как современными героями становятся вампиры, оборотни, черти и прочие силы зла, которые на TV позиционируются как силы относительного добра. Это идеология глобалистов, идеология адского зазеркалья.
Герой в конце концов получает власть – это аксиома, и кукловоды ее хорошо усвоили, они хотят, чтобы эту власть всегда получал их выдуманный герой или, по крайней мере, ее у них не отнял настоящий.
Через СМИ мы наблюдаем за событиями в Греции. Полицейский убил мальчика – анархиста. Вся Греция подняла бунт и поставила правительство в позу гвардейского миномета. Казалось бы, нечего комментировать, но кремлевские СМИ не могут беспристрастно рассказывать об этом, они вызвались быть «адвокатами» у убийцы, которому, кстати сказать, предъявлено обвинение в умышленном убийстве. Пиарщики давят на жалость, что он, мол, не хотел, что это рикошет и так далее. Любой юрист (кроме кремлевского, конечно) скажет, что даже неприцельная стрельба в человека, повлекшая смерть, все равно является умышленным убийством как минимум с косвенным умыслом. Здесь очень боятся, что намек на героизм некоторых греческих студентов может вдохновить неформальные группы, и поэтому неумело пускаются в юридическую казуистику.
Глобалистская мировая закулиса прекрасно понимает, что необходимо куда-то сублимировать национальные инстинкты, витальную энергию, требующую настоящей борьбы за существование. Не может же эта закулиса объяснить, что борьба за существование ведется, просто она приняла иные формы. И теперь целые страны порабощают без единого выстрела, нации уничтожаются без войны. Надо же при этом создать иллюзию войны и героики, а для этих целей очень хорошо подходит международное олимпийское движение, особенно футбол. Глобалисты искусственно насаждают фан-клубы во всех странах. Устраивают многотысячные футбольно-пивные оргии с закономерным финалом. Они правильно рассудили: пусть лучше убогие люди следят за счетом матчей, чем за счетами глобалистских финансовых структур и монополий, пусть лучше нации отвлекаются, стремясь к победе в различных кубках, чем возьмутся отстаивать свои права, пусть лучше геройствуют в футболе и бьют морды друг другу на улице, чем сметут несправедливую власть. Возможно, случайно, а может быть, и нет, в советский период в погранвойсках футбол был официально запрещен.
Сегодня настоящий герой – очень опасный персонаж, поскольку он не идет на компромисс с властью, а чаще противоборствует ей, ведь власть порочна и всегда беспредельна, а он борется с беспределом и пороком. Он признает только власть Бога или власть, установленную над ним Богом, иногда даже в наказание, и это, конечно, открывает огромное поле для религиозных спекуляций.
Нужно отметить еще одну особенность: герой не может быть сам по себе. Он становится героем, потому что люди ощущают его таким.
Герои - как острие самурайского меча, которое собирается из очень крепких, но негнущихся кусков, а весь остальной клинок куется из более вязкого и гибкого металла, поэтому такой меч очень острый и в то же время гибкий. Так же и нация. Если бы она состояла из одних героев, то раскололась бы, как перекаленный металл, а если в народе их не будет вообще, то он останется слишком гибким и беззащитным перед силой врага. Герой не обязан быть идеалом ни для чужого народа, ни для всего человечества. Из-за этой особенности очень легко манипулировать с понятием героизм. Хотя на практике героев по достоинству, к сожалению, оценивают только враги.
Удивляет, как нынешняя российская цензура пропустила абсолютно однозначный русский национальный классический героический миф «Брат-1» и «Брат-2». Данила Багров сразу же идентифицируется как русский воин, помните: «Не брат ты мне, гнида черножопая»; или во второй серии: «Русские на войне своих не бросают»; или «Вы гангстеры?» – «Нет, мы русские!» - и так далее. В этом произведении кинематографического искусства впервые за долгие годы показано то, что у героя должны быть национальные ориентиры, и он всегда находится на стороне правды, а не на стороне грубой силы и денег: «Вот скажи мне, американец, в чем сила? В деньгах?» Когда вышел фильм, многим он не понравился из-за жестокости, но жизнь вообще жестокая штука, а кто это отрицает - либо дурак, либо мошенник.
Герой противопоставляет враждебному миру нечто нечеловеческое, нечто сверхчеловеческое: такую волю, силу, отвагу, живучесть, иногда хитрость, ум и прозорливость, иногда даже жестокость. Такого рода люди в жизни становятся лидерами в закрытых коллективах: племенах, тюрьмах, бандах, воинских подразделениях, партизанских отрядах и так далее. Для героя существует только путь, цель и справедливость. Если мифический герой совершает несправедливый поступок, его карает судьба или боги, даже если он сам бог Кронос или великий Ас Один. Справедливость выше богов – это аксиома древних. Багров (кстати, случайно или не случайно – псевдоним человека, убившего Столыпина) – последний классический герой, буквально персонаж нового мифа. Поэтому, когда Сергей Бодров погиб так неожиданно и страшно, это выглядело как апофеоз. Вокруг участников мифа обязательно действуют мистические силы.
Героями всегда являлись те люди, которым удалось победить старую систему или хотя бы нанести по ней значительный удар. Это, конечно, Спартак, Мартин Лютер, Эрнесто Гевара, имя которого вообще стало героическим брэндом, В.И. Ленин и другие. А лениниана, безусловно, - это советский миф о герое, сподвигнувший на подвиги несколько поколений. В истории человечества был даже герой, который просто игнорировал и систему, и глупые устои, и жил по собственным законам – это Миямото Мусаси. Удивительно, что для японского народа, наверное, самого дисциплинированного в мире, средневековый реальный анархист Мусаси является почти высшим существом. Надо отметить, что во время Второй мировой войны у Японии было два самых больших в мире линейных корабля, один – «Ямато» (священное название Японии), а другой – «Мусаси». Эти корабли были близнецами. Насколько сильно надо было преклоняться перед величием древнего самурая, чтобы поставить его имя в один ряд с названием собственной страны?
Герой, мятежник и бунтарь – часто тождественные понятия, наш мир знал и таких необычных героев, как Сократ, Спиноза, декабристы, Н.Г. Чернышевский, М.К. Ганди и Л.Н. Толстой.
Не исключено, что с развитием интеллекта героем станет какой-нибудь хакер, уничтоживший глобальную компьютерную систему, контролирующую поведение или мысли людей.
Сейчас уже существуют технические средства, при помощи которых можно контролировать целые народы. Власти вешают кандалы с радиомаяками на ноги осужденным, используют спутники, роботов-разведчиков, стаи доминейтеров, масштабные прослушки через сотовую связь, внедряют идентифицирующие системы, ведут видеонаблюдение, контролируют Интернет-контакты и всяких «Одноклассников» и т.д.
Глобалисты и дальше будут развивать технологии слежения, тотального контроля и сдерживания народов до того момента, когда смогут фиксировать мысли всех людей и перейти к полному контролю над разумом и управлению человеком.
Сегодня абсолютно очевидно, что местом битвы добра со злом будет не только этот материальный мир, но и, наверняка, все будущее киберпространство.
Новые технологии дадут возможность получать постоянную информацию непосредственно от всего народа, от каждого человека, с целью фиксировать даже самые невинные мысли. Но эти же технологии, если их развернуть на службу народам, а не властям, могут дать человечеству реальную свободу. Главное, чтобы нашлись люди, способные изменить ситуацию, и тогда мир сможет обрести новую форму. Конституции практически всех стран декларируют, что источником власти является народ. Осуществляет он свою власть непосредственно через референдум или опосредованно через выборы. При помощи технических средств можно будет каждую секунду фиксировать отношение данного человека к любой проблеме, все люди смогут непосредственно участвовать в управлении обществом, без депутатов, без судов, а исполнительная власть может быть сведена к чисто техническим функциям. Это будет истинная демократия, власть всех над всеми, или, лучше сказать, анархия, то есть полное отсутствие власти в ее современном человеконенавистническом и варварском понимании. Но чтобы это произошло, чтобы техника и кучка глобальных тайных и явных вождей окончательно не закабалила человечество, понадобится всего несколько героев, а может, и вообще один, но в нужном месте и в нужное время. Ведь старая власть не захочет, чтобы народ, благодаря технологиям, непосредственно управлял своей страной, находясь в состоянии перманентного референдума, и, чтобы в будущем победить эту хтоническую власть, понадобится действительно эпический героизм.
Как раньше, так и во все времена истинным героем будет только самоотверженный борец за справедливость и свободу людей.
Народы сегодня тупеют и мельчают невероятными темпами. Героизм отцов и дедов кажется нынешним юношам и девушкам просто удачным пиаром, а глобалисты, насилующие историю, стараются эту мысль всячески укрепить.
Роль героев в истории человечества трудно переоценить. В мифах многих народов есть даже предупреждение, что конец света наступит тогда, когда героев не станет, и народец измельчает окончательно. В армянской мифологии, например, говорится, что люди постепенно выродятся и станут маленькими недобрыми существами Ачун-Пачун и Ачон-Мачон, которые будут способны пролезть в любую дырку. Не знаю, как прочие, а вот здешние вожди во всех отношениях уже точно превратились в Ачун-Пачун и Ачон-Мачон, и мне стыдно за наш народ.
Последнее время властьимущие очень любят вспоминать и поминать безымянных героев прошлого и практически отождествляют себя с ними. А 4 ноября даже создается впечатление, что все русские ополченцы Минина и Пожарского были членами партии «Единая Россия».
Попробуйте сами ответить на вопрос, что бы сделали с нынешними вождями, партийцами, олигархами и т.д. те самые ополченцы, которые штурмовали Кремль в 1612 году, суворовские чудо-богатыри, кутузовские солдатушки-ребятушки, другие русские солдаты и советские воины, павшие смертью храбрых в боях с супостатом, если бы вдруг однажды восстали из мертвых?
Думаю, нынешним предателям России судьба Гришки Отрепьева с завершающим пушечным салютом показалась бы тогда мелким взысканием, чем-то вроде общественного порицания…
Основная и официальная идея современного капиталистического общества – это безопасное потребление. Считается, что все, что этому угрожает – плохо, а все, что этому способствует – хорошо. Такая цель, как потребление – унизительна, а поэтому среди людей всегда найдется не один десяток таких личностей, которые представляют потенциальную угрозу для подобной модели мира. Это как раз и есть новые герои.
Самая распространенная книга на земле – Библия, на втором же месте стоит роман Мигеля де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», потому что людям после Бога обязательно нужен герой.
P.S. В детстве мне хотелось быть похожим на своих дедов: Мальцева Ивана Федоровича, встретившего немцев под Брестом огнем гаубиц и дважды за время войны выписанного из эвакогоспиталя в связи со смертью… но каждый раз возвращавшегося в строй, и Рожкова Сергея Кузьмича, защищавшего Москву, горевшего в Т-34 под Прохоровкой, штурмовавшего Будапешт и сотни других городов Европы. А еще хотелось быть похожим на Спартака, но только, чтобы обязательно победить Римскую империю. Наверное, поэтому я и надеюсь, что нам еще понадобятся старые боевые командиры и новые национальные герои.