Как саратовская мэрия затравила продавщицу газет
11:27, 4 апреля 2012
Эта история борьбы за существование Валентины Шубенкиной - вопиюща. Она показывает на практике, как может раздавить властная система маленького человека. Из-за того что одной сволочи со связями попалась под руку женщина, торгующая на улице газетами, ее стали систематически «кошмарить» городская администрация, правоохранительные органы и суд. При этом издевательства над бедной женщиной происходят именем закона. Закона, который работает только в отношении простых граждан, но никак не в отношении власть предержащих.
Свежая пресса!
Валентина Петровна много лет торговала прессой на пересечении улиц Московской и Радищева. Для местных жителей Шубенкина и ее стойка с газетами стали чем-то вроде достопримечательности. За годы работы у продавщицы сложился круг постоянных покупателей. И все было нормально, пока в горадминистрации не додумались, что стойка, оказывается, мешает пешеходам, создает препятствия инвалидам и молодым мамам с колясками. Более того, это потенциальная угроза здоровью саратовцев, что нарушает региональное законодательство.
Именно такие доводы приводили на первом заседании административной комиссии муниципалитета по этому делу в конце декабря. Как результат, Шубенкину признали виновной в правонарушении с отягчающими обстоятельствами и оштрафовали на 4 тыс. рублей. Решение оспорил адвокат Роман Малков в Волжском суде. Но единственное, что удалось сделать, - это убрать из постановления формулировку об «отягчающих» и сумму уменьшить вдвое.
Показательная порка
- После этого заседания комиссии по моему вопросу стали проводить еженедельно и выписывать штрафы за каждый день моей торговли на улице, - рассказала нашему корреспонденту «нарушительница».
Сколько уже денег она задолжала городу и как будет расплачиваться, сама Шубенкина даже не хочет задумываться. Сейчас женщина трудится ночным сторожем и получает 5 тыс. рублей, средства в основном уходят на коммунальные услуги. Для нее продажа газет и журналов совсем не хобби, а реальная возможность зарабатывать для своей многодетной семьи (у Валентины Петровны трое детей-подростков) и хоть как-то сводить концы с концами.
По словам Малкова, постановления о нарушениях комиссия штампует с такой скоростью, что просто не хватает времени оспаривать их в суде. Впрочем, областной суд в прошлом месяце полностью подтвердил претензии администрации. Дескать, и мешает продавщица, и создает опасную обстановку.
- Они мне говорят, что торговать газетами никто не запрещает, но стойку надо убрать. Носить газеты надо в сумке. И вообще в воздухе парить, наверное, - возмущается женщина. - Уверена, что, даже если сейчас я свое место отвоюю, а потом уйду на пенсию, никто после меня сюда не придет. Потому что это очень тяжело физически.
Корреспонденту Валентина Петровна рассказала: эксцессы по поводу ее рабочего места случались и раньше. В 2008 году она даже обращалась с этим вопросом на прямую линию к премьеру Владимиру Путину. После этого в Волжскую администрацию пришел ответ из прокуратуры, что деятельность Шубенкиной вполне легальна, соответствует Конституции и закону о СМИ.
«Ты здесь стоять больше не будешь»
Странным кажется, что саратовчанка много лет торговала на улице, но только сейчас стала подвергаться настолько сильному давлению городских властей. На вопрос об этом Валентина Петровна рассказала удивительную историю. Однажды некий гражданин повздорил с сотрудниками находящегося рядом со стойкой магазина. Мужчина получил замечание за то, что своей машиной перекрыл подступы к заведению. Разгорелся спор. В результате виновной почему-то оказалась продавщица газет, которой прямым текстом было сказано: «Ты здесь больше стоять не будешь». Кто этот субъект, так и осталось невыясненным.
- Возможно, это и совпадение, но буквально через час ко мне пришла делегация из городской администрации и стала требовать от меня документы на право торговли на этом месте, — говорит Шубенкина.
Потом продавщицу проверили полицейские. И пошло-поехало…
Костыли правосудия
Стойки с газетами и журналами на пересечении Московской и Радищева уже нет, торговать прессой Валентина Петровна перестала. Официально это ей никто не запрещает, но условия выдвигают невыполнимые. Она признается, что бесконечные комиссии ее все-таки сломали, хватит с нее штрафов.
- Я хотела просто доработать до пенсии. Мне 53 года, кто меня в таком возрасте на нормальную работу возьмет? Я и сама понимаю, что здоровье-то уже не то. Надо бы подлечиться, но и на это тоже нужны средства. Ну, предложили мне место уборщицы за 1700 рублей в месяц… Вы представляете, что это за деньги? - спрашивает она.
- Городские власти, похоже, просто не хотят задумываться, что данные административные взыскания буквально поставили человека на грань нищеты, - считает Малков. - На одном из судебных заседаний ко мне подошел наш свидетель, бизнесмен. Он сказал, что если мы решим подавать иск в Страсбург, то он нам все расходы оплатит, поскольку то, что творится в местном суде, - это безобразие. Не все методы российского законодательства исчерпаны, конечно, но я намерен подать документы в Международный суд по правам человека.
От редакции
Эта история весьма символична. Власти не любят прессу. Но наказать и подавить ее не могут. Зато могут задавить в отместку распространителей печатных изданий. С корнем выдирать вместе с товаром киоски «Роспечати» или разгонять одиночных продавцов газет. Они ведь беззащитные. А хищники, прежде всего, уничтожают беззащитных жертв.
Редакция «Резонанса» поначалу думала написать градоначальникам Олегу Грищенко и Алексею Прокопенко призыв вмешаться в историю и прекратить «законный» беспредел. Но потом мы решили, что это бессмысленно. Если у них есть совесть, то они, прочитав статью, сделают милосердный поступок. Если ее нет, взывать к ним бессмысленно.