Репортаж из сгоревшего дома
16:04, 29 марта 2012
Сегодня отдел Фрунзенского района ГУ МЧС организовало для журналистов Саратова рейд по «местам боевой славы» – домам, где в 2012 году случились пожары. Рейд проводили в рамках операции «Жилище-2012». Первая часть операции проходит с февраля по май, ее цель – обойти наиболее неблагополучные кварталы района и провести разъяснительные беседы с жителями. Проще говоря – убедить их озаботиться собственной безопасностью и в течение летнего периода проверить и при необходимости отремонтировать свои приборы отопления: печи и газовые колонки. Вторая часть операции пройдет осенью и окончится перед новым, 2013 годом.
«Весь проспект Кирова – сплошное нарушение», – заявил в начале рейда инспектор отдела надзорной деятельности Фрунзенского района. «Дома стоят близко один от другого, это первое нарушение», – пояснил он. Первое, но далеко не последнее. Инспектор обещал журналистам, что, как только они зайдут во двор дома на проспекте, попадут в другой город.
Первым объектом стал дом №15 по проспекту Кирова, строение XIX века (фасад этого дома, выходящий на проспект, охраняется как памятник архитектуры, пожар же произошел в крыле здания, находящемся целиком во дворе; эта часть дома историкам неинтересна).
13 февраля этого года в доме случилось возгорание в квартире первого этажа. Владельцы купили это жилье не так давно, в ней был сделан привлекательный косметический ремонт, печь обложена лепниной. Жильцы и не подозревали, что печь практически не изолирована от легковоспламеняющегося деревянного межэтажного перекрытия кирпичной кладкой не менее 28 см в толщину, как это предписывают нормы пожарной безопасности. К тому же в самой печи образовались трещины. Хозяева переехали на ПМЖ в Санкт-Петербург, а квартиру сдавали квартирантке. Она чуть не стала жертвой перекалившейся печи. Ночью, после того, как жилица хорошенько протопила спальню, перекрытие задымилось. Женщина испугалась и совершила роковую ошибку: попыталась разворошить обугливающиеся доски потолка. Тем самым она поддала тяги, сверху на нее посыпались тлеющие угли, от них занялась занавеска. Женщина надела пальто и выбежала во двор. Пожарных вызвали соседи сверху, к которым стал просачиваться дым. Итог – две выгоревшие дотла квартиры: на первом и втором этаже, расположенные одна над другой. К счастью, вторая квартира давно пустовала: жившая в ней пожилая женщина умерла задолго до пожара, а наследники не стали заселять жилплощадь в ветхом доме. Еще три квартиры пострадали при тушении пожара от воды и пены. Сейчас виновника пожара пытается определить доследственная проверка, а жильцы залитых квартир разъехались по родственникам и знакомым. Те, кому некуда было пойти, сейчас занимают номера гостиницы «Арена».
Журналисты стали первыми после огнеборцев, кто пришел в пустовавшую сгоревшую квартиру второго этажа, рискуя собой. Пол вокруг печки прогорел до углей, и журналист одной из телекомпаний ногой угодил в образовавшийся провал. Его успела ухватить за руку ведущий специалист пресс-службы МЧС России по Саратовской области Алена Андреева.
Огонь законсервировал остатки обстановки покойной хозяйки квартиры. В середине комнаты с печкой остался стоять старинный комод, сильно обгоревший сверху, но совершенно не пострадавший внутри. Мебель из массива бука выдержала это испытание. Внутри обнаружился старинный семейный альбом с фотографиями 50-летней давности: групповой снимок путешественников на теплоходе «Одесса», молодая женщина с годовалым ребенком на руках (возможно, покойная хозяйка квартиры с одним из детей, который так и не удосужился вступить в права наследования). Альбом весь пропитался пожарной пеной, но почти не покоробился. В глубине, за разбитыми стеклами виднелось еще несколько альбомов и старинных книг. Было бы интересно остаться и углубиться в изучение истории сгоревшего гнезда, но журналистов ожидал второй адрес.
Дом № 111 по Большой Казачьей – еще одно строение XIX века, обойденное вниманием комитета по охране памятников. Здесь несчастье также случилось из-за перекаленной печи, не изолированной должным образом от потолка. К тому же хозяева незадолго до несчастья перекладывали печь с нарушениями требований безопасности: в этом пожаре виновны оказались сами пострадавшие. Вспыхнуло в 3.00 ночи 23 февраля. В просторной квартире с высокими потолками хозяйка, женщина средних лет, работающая продавщицей, вечером долго топила печь. К ней в гости на праздник приехал 10-летний сын, живущий с бабушкой и дедушкой в деревне. Почувствовав запах дыма, женщина совершила ошибку: открыла в квартире два окна. Из-за сквозняка огонь мгновенно распространился по пустотам в потолочном перекрытии. К счастью, женщина и ребенок вовремя покинули квартиру, но ремонту она уже, скорее всего, не подлежит. Зато для хозяйки это стало поводом в корне изменить свою жизнь: женщина переехала в Москву.
В этой квартире для журналистов тоже нашлось немало интересных кадров. Оплавившийся телевизор, обугленные счетчики (вначале эксперты грешили на них: короткое замыкание в приборе учета энергии часто становится причиной пожара). Комната, в которой сгорел только потолок, особенно сильно поражает воображение: в ней виден качественный евроремонт, стоит дорогая мягкая мебель, насквозь пропитанная пожарной пеной и обледеневшая из-за выбитых окон. Восстановлению не подлежит.
Пока журналисты ведут съемку, сотрудники МЧС беседуют с жильцами уцелевших квартир. Те, хорошо зная о судьбе соседского имущества, охотно слушают рекомендации насчет летней проверки печей и берут памятку, которую раздают всем хозяевам старого жилфонда.
«Проспект Кирова, улицы Дзержинского и Кутякова – везде одни и те же проблемы: снаружи приличные фасады, а во дворах – клоака. Старые дома, деревянные внутри, снаружи обложенные кирпичом – чрезвычайно пожароопасны», – подводят итог сотрудники МЧС. Между тем, жители старых кварталов могут и должны позаботиться о своей безопасности. Главное – проверить свои газовые и дровяные печи на соответствие противопожарным нормам, правильно ухаживать за ними. Лучше всего – не полениться и обратиться в районный отдел ГУ МЧС за подробной консультацией.