Путин. Выбор пути
16:02, 2 марта 2012
Так как выборы президента предопределены, не будем тратить интеллектуальную энергию на пересказывание сказанного, а лучше задумаемся о том, что ожидает Россию после повторного воцарения Владимира Владимировича Путина (ВВП).
Невзирая на абсолютную (не говорю – справедливую) победу Путина, которая свершится 4 марта, наш державный государь уже не сможет быть таким, каким мы его видели 12 предыдущих лет. Нет, внутренне он не изменится, но вынужден будет подстраиваться под меняющуюся эпоху, начатую в декабре 2011 «болотным» движением неодекабристов. Как бы ВВП ни хотел подавить эту «свору бандерлогов», ему в полной мере это не удастся. Не желая перестраиваться под версию «Путин 2.0», ему все же придется это делать, чтобы быть современным политиком и поддерживать свою популярность. Однако полной перезагрузки не случиться. Возможно, в его мозгу произойдет некий апгрейд, но система мировоззрения перестроена не будет. Так уж устроен этот непоколебимый железный Володя.
Путину в третий срок президентства (четвертый срок правления) достанется тяжелое бремя перемен и социально-экономических взрывов. Самым трудным для него и России, по моим прогнозам, станет 13-й год. Сто лет назад этот год был самым удачным и успешным для страны, но 2013-й, боюсь, станет самым тяжелым в новейшие времена. Тогда произойдет еще одна корректировка пути России. И выбор, уверен, будет сделан в правильном направлении. Это путь на величие России и развитие духа державности. Не потому, что так хочет мнящий себя новым вождем нации, а потому что этот путь предопределен свыше и соотносится с социально-экономическими и духовными тенденциями, происходящими в стране.
В этот прогнозируемый 13-й год до России дойдет вторая волна мирового кризиса. Не смотря на высокие доходы от нефти в ближайшие годы, их явно не хватит, чтобы выправить бюджетный дисбаланс. Во-первых, Путин наобещал невиданные по масштабам бюджетные траты, которые явно не соотносятся с экономическими возможностями страны. Во-вторых, при начинающейся мировой депрессии и падании товарооборота экономика России, которая и так не сильно развита, будет подавлена. Ее не спасут банковские кредиты. Банки сами будут бороться за выживание. Не спасут и государственные ассигнования – бюджету нужны будут деньги на удовлетворение текущих расходов и погашение нарастающего социального напряжения. При обоюдном давлении финансовых проблем с ростом социального возмущения российской власти будет тяжело устоять. Здесь Путину придется идти на политические уступки и делиться властью, а с нею - и ответственностью. Или вводить чрезвычайное управление страной с элементами диктатуры и восстанавливать авторитарный режим с прежней вертикалью власти единоначалия. Зная характер и философию Путина, он выберет последнее. И, наверное, поступит правильно, потому что такая обширная, такая бунтарская страна в годину испытаний требует жесткого управления. Так на Руси всегда было, за исключением Смутного времени и революционной эпохи начала XX века – эти два периода российской истории навсегда останутся трагическим примером того, к чему могут привести страну слабая власть или безвластие.
Конечно, хотелось бы, чтобы автократом был человек более авторитетный и признанный всеми слоями общества, не коварный, а заботливый отец нации, которому можно было бы в эпоху тяжелых времен доверить самодержавие. Но Путин обустроил вокруг себя власть таким образом, что сильные личности, государственники, державники в ней не проявились. Путин, естественно, не то что не заменим, в России множество людей, кто может стать более авторитетным и более способным державным правителем. Возможно, они обозначат себя в эпоху тяжких времен.
***
Сейчас мы говорим о гипотетических временах, наступление которых можно лишь прогнозировать. А в ближайшее время будет формироваться иная предкризисная политическая атмосфера из взболтанной социальной субстанции недовольных прошедшими выборами граждан.
Процесс, который начался на Болотной площади в декабре, уже не остановить. Разве что жесткими репрессиями, на которые Путин, как бы того ни желал, пойти не сможет. Восстание декабристов, хотя и не достигло главной цели, но очевидное ее завоевание - снята опасность введения диктатуры. Путин, кончено, сохранит за собой абсолютную власть и будет мстить, но единично и выборочно, используя слабость и разобщенность оппозиции. Однако к массовым репрессиям и подавлению свободы слова, об опасности которых говорили после триумфа воли автократа на сентябрьском съезде «Единой России», вряд ли прибегнет. Ныне опасность эта отсрочена до кризисных времен, когда, как я уже отметил, возможно усиление авторитарного режима вплоть до введения диктатуры.
Теперь поддерживать авторитарно-феодальный режим, нанизанный на вертикаль коррупционно-бюрократической власти Путину будет сложнее. И, пожалуй, он от этой затеи и вовсе откажется. И даже реально пойдет на демократизацию власти на среднем уровне. Продолжится имитация модернизации, которая провозглашена чуть больше года назад Дмитрием Медведевым. Под Кремлем будет роиться множество партий, создавая видимость демократии. Но до реальной власти их не допустят. Альтернативных власти кандидатов не пропустят и на губернаторские посты. Путин по-прежнему будет править как царь, взирая свысока на тех, кто копошится у его трона. И снисходительно позволять писать про него всякие гадости в Интернете. Если будет совсем добрым – позволит создать Общественное телевидение. Но кран для регулирования выпуска пара будет держать в своих руках.
***
При этом Путин, как бы самоочищаясь, ради популярности вынужден будет произвести прополку своего окружения. Уберет некоторых столпов своего режима. Избавится от одиозных личностей, компрометирующих его. Как это произошло с «Единой Россией» после выборов в Госдуму. Уже сейчас в столичных кругах говорят о том, что в новое правительство не войдет Игорь Сечин, ближайший сподвижник Путина, входящий в верхушку власти. Недавно снят с ключевой должности главный идеолог страны Владислав Сурков, который раздражал политическую элиту Москвы.
Власть чиновников пройдет перестройку. В ней произойдут мнимые реформы, но суть останется та же – бюрократия, как главная опора путинского режима, сохранится. А значит, сохранится и питающая ее коррупция. Возможно, казнокрадства станет меньше, когда нахлынет вторая волна кризиса. Потому что нехватка денег, да еще и разграбленных чиновниками, ударит, прежде всего, по президенту. Здесь возможны массовые показательные расправы с жуликоватыми чиновниками. И коррупция поутихнет, но, естественно, не исчезнет.
Если будущий президент позволит президенту уходящему сформировать правительство по своему усмотрению, будет иной расклад сил. Медведев захочет проводить модернизацию страны уже на уровне практического оперативного управления страной. Тут стоит ожидать либерализации и обновления институтов исполнительной власти. В перспективе даже возможен конфликт между Путиным и Медведевым, если будущий премьер попытается взять на себя инициативу в социально-экономических реформах. Здесь новый премьер должен будет опираться на элиты, которые Путина недолюбливают. Это может стать для Медведева главной политической поддержкой. И тогда великий тандем превратиться в великое противостояние. Однако и здесь не в пользу ДАМа играет ожидаемый кризис. За его последствия Путин может назначить виновным Медведева и распустить правительство, тем самым отведя гнев народа от себя. Так оно, скорее всего, и будет, потому что у Медведева вряд ли хватит политической смелости формировать вокруг себя новый политический центр. Это он побоялся сделать, будучи президентом и имея огромные полномочия. Тем более опасно делать подобный шаг, будучи премьером. Единственный его шанс – если политическая ситуация после выборов будет разворачиваться не пользу Путина. А она обязательно будет нагнетаться. Возможны массовые беспорядки, и тогда Кремль вынужден будет пойти на переговоры с оппозицией и принять некоторые ее условия.
***
Очистив свое окружение, убрав оттуда нестойких столпов своего режима, Путин еще больше начнет полагаться на мудрого, взвешенного политического стратега Вячеслава Володина. Здесь я отдельно говорю о первом заместителе руководителя кремлевской администрации в рамках прогноза будущего правления Путина, поскольку роль Володина, полагаю, в ближайшем будущем будет огромна. Если его случайно вдруг не переиграют недруги, которых он пытается оттеснить от власти.
А ВВВ все сделает для того, чтобы отвадить от Путина его питерский клан и самому стать главным советчиком. Он будет давать президенту только правильные советы: по какому пути идти и какие тактические шаги предпринимать, чтобы не ослабить власть и преодолеть политические, а потом и экономические пороги. Володин, как человек внутренне коварный и вероломный, но внешне непрямолинейный и дипломатичный, будет заниматься большими разводками политической элиты. Он станет как визирь при всемогущем султане, как канцлер при немецком императоре. При Володине будет процветать византийство, это будет время больших обманных маневров с оппозицией и подковерных интриг в Кремле. ВВВ, как известно, мастер на такие дела. Так как противостояние оппозиции и ВВП будет нарастать, Володин попытается разрешать и нейтрализовать конфликты. Его обаяние смягчит негодование тех, кто поймет его коварство.
«Единая Россия», как скомпрометировавшая себя, окончательно уйдет с политической арены в тень и станет чисто парламентской партией власти для принятия необходимых Кремлю решений. На нее будут списывать все неудачи федеральной власти, она станет отстойником негатива. На ее месте Вячеслав Володин будет строить новую партию власти. Будет ли взят за основу ОНФ, о чем говорят сейчас, или будут выбраны иные платформы, пока говорить рано. Но на следующие выборы в Госдуму через пять лет пойдет обновленная партия Путина. А «ЕР» станет дублером, каковым до недавнего времени была «Справедливая Россия». Но кроме володинской партии, появится много других новых, которые проявят лояльность самодержцу и захотят поделить политическое наследство «ЕР». Наступит этап межпартийной борьбы пропутинских движений. И здесь Володин опять будет главным разводящим. Каковым был его предшественник Сурков.
«Болотные» люди, остроумные бунтари, перевернувшие пугачевщину в борьбу сарказма с властью, все же не добьются желаемого успеха. Не станут противовесом путинскому режиму. Максимум будут сдерживающим фактором от сползания страны к деспотизму. Оппозиционное движение будет нарастать и крепиться. Но оно в ближайшее время, по-прежнему, будет разобщено и неконсолидировано. На этом продолжат играть власти. Но самосознание думающих людей будет крепнуть. Возникнут немаргинальные партии, которые придут на смену отжившим свое и непопулярным системным партиям. Между новыми оппозиционными и пропутинскими начнется борьба за следующую Госдуму.
До массовых силовых акций со стороны оппозиции вряд ли дойдет. Отличие нынешнего протестного движения в России от цветных и североафриканских революций – в мирном и даже стебном характере протеста. Люди не хотят силовой смены власти, они хотят, чтобы их не держали за быдло, хотят исполнения их законных прав, хотят честных выборов и не желают, чтобы их деньги и голоса крали коррупционеры. Пришло время самосознания людей, как самостоятельных, свободных граждан. Эта среда будет полниться и развиваться. Она станет взрывоопасной только в случае неумелого выхода из грядущего экономического кризиса. Тогда к интеллектуальной протестующей публике присоединится и народная масса. И тогда Поклонная гора, как символ верноподанничества народа, станет Оплеванной.
***
На внешнеполитической сцене Путин, как всегда, будет выступать, как руководитель державного государства и сдерживать проникновение западничества в Россию. ВВП - настоящий державник, и хотя бы за это ему спасибо. Но он не станет спасителем нации, истинным государем, которого ждет народ. Он для этого слишком ограничен и скован бюрократической средой, на которой основывается его режим. Он порабощен своими боязнями и комплексами маленького человека, «смотрящего в наполеоны». Не может быть лидером нации человек, обладающий циничной иронией, который социально активных людей, имеющих свою позицию и дух свободы, требующих только одного: законности и справедливости, называет бандерлогами и запугивает. Путин при всей своей надменности мелок и ничтожен. Он не может понять, что созданный им коррупционно-бюрократический режим губителен для России. Если эта система сохранится, страна выйдет из кризиса с катастрофическими последствиями. Дай Бог Путину разума, коль он сделал сам себя президентом, чтобы он, пока не поздно, понял свои государственные просчеты и отвел Россию от гибели.