Счетная палата измерила коррупционные дыры минтранса

Ежегодно 10 миллионов рублей из областной казны исчезают в «дыре», образованной министерством транспорта и дорожного хозяйства региона. Нас интересовало, как образовалась эта дыра.

10:15, 19 января 2012


В конце прошлого года «Четвертая власть» предложила своим читателям, а заодно и правоохранителям задачку от Александра Тимошка. Суть ее сводилась к тому, что ежегодно 10 миллионов рублей из областной казны исчезают в «дыре», образованной министерством транспорта и дорожного хозяйства региона. Нас интересовало, как образовалась эта дыра и, собственно говоря, «где деньги, Зин?». К решению этой задачки «на миллион» приступила Счетная палата области. На днях она обнародовала свой «акт проверки».

Суть задачи

Если вы помните, председателя Совета директоров ОАО «Пассажирское речное управление» (ПРУ) Александра Тимошка заинтересовало, почему это в течение трех лет в регионе стремительно растет объем бюджетных субсидий, выделяемых речникам для перевозки пассажиров-льготников. В 2008 году ПРУ, которое тогда отвечало за перевозки, заплатили 9 млн рублей, а в 2010-м новому перевозчику, «Фарватеру», перечислили почти в три раза больше денег - 23 млн рублей. Эта сумма заложена и под нынешний год. Тимошок, а следом и аудиторы СП задались вопросом, а с чего бы это сумма субсидий так увеличилась? Ведь количество судов, используемых для перевозки льготников, напротив, сократилось -  у ПРУ было пять теплоходов, а у «Фарватера» только три! Далее, аудиторы выяснили, за 1-е полугодие этого года убытки перевозчика составили 7,3 млн рублей, а возмещено выпадающих доходов было 8 млн, что уже вызывает недоумение: куда подевались 700 тыс. рублей? Минтранс не смог предоставить СП полные данные по выделенным суммам в 2011 году. Начальник отдела бюджетного финансирования министерства Пешкова пояснила, что информация о доходах, расходах, прибыли и убытках по организации речных перевозок не может быть представлена в связи с тем, что ГАУ «Управление пассажирских перевозок» проводится проверка отчетных данных в ООО «Фарватер».

«Проверкой обнаружилась схема, придуманная чиновниками областного правительства, при которой сумма денежных средств, выделяемая перевозчику (частной фирме) из бюджета за оказываемые услуги по перевозке пассажиров, постоянно растет, причем количество услуг остается сравнительно неизменным», - сделала вывод Счетная палата.

В договорах, заключаемых между ГАУ и «Фарватером», вообще не была указана сумма выделяемых субсидий и не было расписано, на что именно идут деньги. Впоследствии сумму определял сам перевозчик - исходя из своих затрат. Это позволяло чиновникам и предпринимателям импровизировать или, говоря русским языком, осваивать деньги. Еще один любопытный момент: деньги, попадая в автономное учреждение, теряют статус бюджетных средств. Выходит, что два хозяйствующих субъекта втихомолку распоряжаются деньгами по своему усмотрению. Они самостоятельно приходят к обоюдному согласию об условиях исполнения взаимных обязательств по договору, по-видимому, забывая, что источником для финансового обеспечения обязательств перед перевозчиком являются средства областного бюджета.

Нелепым выглядит тот факт, что перевозчик предоставляет свои расчеты по возмещению ему выпадающих доходов без каких-либо обоснований и расчетов. А ГАУ, в свою очередь, посылает заявки в Минтранс, откуда и получает требуемые суммы. Подобный способ предоставления средств не предусмотрен ни Бюджетным кодексом РФ, ни областным законодательством.

Вычитаем 40 миллионов

Счетная палата подсчитала, что в результате работы такой схемы в 2010-2011 годах минтранс допустил нецелевое использование 40,5 млн рублей бюджетных средств. Не плохо, правда? В СП внимательно изучили деятельность ГАУ «Управление пассажирских перевозок» и пришли к выводу, что эта организация в принципе не нужна. Согласно законодательству министерство может платить деньги перевозчикам напрямую, для этого достаточно было принять соответствующий акт. Но по понятной причине он так и не появился на свет. ГАУ - это и есть та самая волшебная «дыра», которая позволяет уводить из бюджета средства. 

«На мой взгляд, искусственное создание автономного учреждения было сделано для того, чтобы, во-первых, обходить ограничения бюджетного и антимонопольного законодательства при операциях с бюджетными средствами, - прокомментировал итоги проверки предприятия председатель СП Андрей Саухин, - во-вторых, видимо, для того, чтобы, в случае проблем со Счетной палатой и правоохранительными органами, переложить ответственность с министерских чинов на подведомственное учреждение».
То есть, в том случае, если правоохранители разгадают задачку Тимошка, «Управление пассажирских перевозок» из «дыры» минтранса быстро превратится в «козла отпущения» - его работников выведут на чистую воду и потом прилюдно расстреляют.   

Председатель комитета Саратовской областной думы по экономической политике, собственности и земельным отношениям депутат Олег Галкин совсем не удивился результатам проверки Счетной палаты. Парламентарии уже давно говорят о неэффективности работы ГАУ, как и всей системы пассажирских перевозок в регионе. «Затраты на обеспечение льготных перевозок речными транспортными предприятиями крайне не эффективны, необходимо ввести персональный учет льготников, – отметил Олег Галкин. - Имеет смысл пересчитать расходы на них. Представляется, что после пересчета, в живую, на каждого человека, эти суммы окажутся очень значительными, и, возможно, эффективнее и рациональнее для всех будет переход на систему прямых денежных выплат льготным категориям пассажиров. Другим моментом, о котором много говорили депутаты областной Думы, могла бы стать электронная система билетов на всех видах транспорта. Она позволила бы осуществлять прозрачные расчеты с представителями транспортной отрасли и избежать использования в компенсационных выплатах перевозчикам таких посредников, как ГАУ «Управление пассажирских перевозок».

«Втупую хвать - и все!»

Но остался ли доволен ответом палаты сам автор задачки Александр Тимошок? Оказалось - не совсем.
«Это только начало, но начало обнадеживающее. Я буду доволен тогда, когда те, кто виноват в этих растратах, компенсируют сворованные деньги», - заявил Тимошок.
Он (а за ним и Андрей Саухин) выразил уверенность, что областная прокуратура доведет это дело до конца. Не такое сейчас время, чтобы разбрасываться миллионами рублей. Должны прокурорские работники добраться и до экс-министра транспорта Ивана Панкова, при котором и была создана эта схема по уводу денег. Его ожидает ряд неприятных вопросов. Отработав несколько лет на своем посту и не решив ни одной проблемы транспортной отрасли Саратовской области, этот персонаж сейчас получает министерскую пенсию, размер которой около 100 тысяч рублей. Может, пора подумать над вопросом, а заслуживает ли он этих денег?
Вообще же, рассуждая о «дыре» минтранса, руководитель ПРУ отметил крайне неприятную тенденцию: коррупционные схемы в региональном правительстве с каждым годом становятся все проще и проще.
«Раньше раскрывали сложные схемы воровства, все это было так манерно обставлено, что я даже удивлялся: надо же было быть таким изобретательным, - рассказал Александр Тимошок. - Сейчас же никто не затрудняет себя изобретением каких-то схем: втупую хвать - и все! Просто до безобразия. В нормальной ситуации человек, зная, что ему придется отвечать, никогда бы не решился на такую схему. А здесь люди чувствуют свою полную безнаказанность».
Да и чего чиновникам волноваться, пока в правительстве работают такие структуры, как отдел по противодействию коррупции. Подробно о нем «Четвертая власть» также писала. За громким названием стоит непонятная статистическо-бюрократическая организация, выискивающая «коррупциогенные риски» в некоторых постановлениях и составляющая ежегодный отчет об ударной борьбе со взяточничеством в регионе. В своем комментарии глава СП подчеркнул, что ГАУ «Управление пассажирских перевозок» было создано при губернаторе Павле Ипатове, что ему неоднократно сообщалось о нарушениях в этой организации, однако он не предпринимал никаких действий. Андрей Саухин, за спиной которого стоит реготделение «Единой России», - известный борец с губернатором, и потому ничего другого кроме критики от него ждать не приходится. Но нам хочется верить, что под напором прокуратуры Ипатов и новый министр транспорта Николай Годунов сделают все, чтобы исправить ситуацию, законопатить эту «дыру» и наказать ее создателей. Тем более что их имена всем прекрасно известны.

 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

Минтранс Саратовской области, проверка Счетной палаты, коррупция