Подробности суда над «дагестанским пленником»: Попов изменил показания, а протокол его первого допроса потеряли
15:06, 10 января 2012
На сегодняшнем судебном заседании по делу «дагестанского пленника» Андрея Попова в Саратовском гарнизонном военном суде заслушали показания свидетелей со стороны обвинения. Сторону защиты представлял адвокат Андрей Бессонов, обвинителями выступили военный прокурор регионального гарнизона Роман Коновалов и его заместитель Алексей Селиванов. Судебное заседание вел судья Игорь Суровцев.
Вначале секретарь зачитала длинный список свидетелей, не явившихся по повестке. В частности, отсутствовал директор одного из дагестанских кирпичных заводов, где, по своим собственным словам, находился Андрей Попов – Раджабов. Он просил рассмотреть дело в его отсутствие, сославшись на болезнь.
Зампрокурора Алексей Селиванов напомнил присутствующим, что, по версии обвинения, в 2000 году рядовой Попов исчез с 86-ой строительной площадки в Татищевском районе Саратовской области. После чего жил то в Саратове, то в поселке Лысые горы. Затем он уехал в Дагестан, где жил Бабаюртовском и Кочубейском районах, в городах Махачкала и Каспийск.
Первой вызвали 21-летнюю студентку Светлану Варфоломееву, которая общалась с Поповым в одноклассниках с сентября 2010 года. Девушка – уроженка Ершова, учится в одном из саратовских вузов, живет в общежитии на Бахметьевской.
По ее словам, человек, похожий на Андрея Попова, был зарегистрирован в «Одноклассниках» как 31-летний Андрей Минич. Он рассказывал, что его родители погибли в ДТП, когда он был маленьким, тетя и дядя забрали его в Махачкалу. Рассказывал, что он военный, получал много ранений, а теперь работает охранником крупного начальника или просто богатого человека в Махачкале.
Где воевал, не рассказывал. Какие получал ранения, Варфоломеева не запомнила. Также, по ее словам, они чаще созванивались по мобильным телефонам, чем общались в интернете. Прекратили они свое общение, потому что поняла, что ее «виртуальный друг» на самом деле не хочет встречаться с ней.
«Иначе бы давно приехал в Саратов и встретился», – пояснила девушка.
Знакомство произошло по инициативе «Минича». Он добавился в друзья на «Одноклассниках», написал «Привет, как дела» и указал, что девушка ему понравилась.
Между тем, на человека с фотографии в «Одноклассниках», по словам Светланы, присутствующий в судебном заседании Попов похож «процентов на семьдесят». Зато его голос по телефонным разговорам девушка запомнила хорошо и выразила готовность опознать его по голосу. Тем не менее, в зале суда соответствующий «следственный эксперимент» так и не провели.
Судья обратил внимание на то, что в приобщенных к делу показаниях Варфоломеевой и ее устных показаниях в зале суда имеются значительные расхождения, потому зачитал протокол ее допроса.
20 сентября на допросе у следователя Костицына девушка иначе передавала слова Минича-Попова. Он якобы рассказывал, что из-за ссоры с родственниками начал службу по контракту, часто попадал под обстрелы чеченских боевиков и в его теле остались осколки. В сеть Андрей выходил не каждый день, иногда через день, иногда не выходил неделю. Время от времени они созванивались, звонили друг другу по очереди. Весной 2011 года Минич звонил матери Светланы Варфоломеевой, потому что сама девушка на тот момент общаться с ним не хотела и выбросила прежнюю сим-карту.
Согласно данным соцсетей, пользователь Минич последний раз посещал свою страничку 9 августа 2011 года.
Оказались приобщены к делу и распечатки переписки подсудимого и свидетельницы. «Статусы в «Одноклассниках» разглашать не буду в целях не разглашения тайны личной жизни», - отметил судья. Друзей на страничке у «Минича» оказалось четверо: Анюта Громова, Хирамагомет Муртазалиев, некто Амаров. «Больше не видно», - отметил судья плохое качество распечаток.
Попов сообщил, что показания девушки признает «частично». «Я брал телефон у другого человека», - сообщил Попов о показаниях свидетельницы.
Вторым свидетелем выступил сотрудник МВД («корочку» он предъявил в качестве документа, удостоверяющего личность), лейтенант полиции, оперуполномоченный Максим Мельников, 28 лет, служащий в Ершовском районе. На службе он находится с 2007 года.
«У меня с 2008 года находилось розыскное дело по розыску данного гражданина. Попов пришел добровольно в конце лета вместе со своей матушкой. Пояснил, что является Поповым, который находится в розыске. Еще пояснил, что был украден, а перед этим его опоили», – сообщил о своей причастности к делу Попова правоохранитель.
На вопрос прокуроров, был ли «дагестанский пленник» одет в лохмотья, рассказал, что одежда на явившемся Попове была «нормальная, но на ногах – тапочки-сланцы вместо нормальной обуви».
«В 2008 году, когда я стажировался, говорили, что есть один человек, который может что-то сказать о Попове», – добавил свидетель и рассказал, как допрашивал некоего ершовца Дмитрия Александровича Егорова 82 года рождения.
Весной 2008 года тот ездил на заработки в Дагестан, там я устроился на завод «Миши Миллионера», где заместителем был его брат Магомед. «Работником там был Попов, также из Ершова. О службе в армии ни о чем не рассказывал. Мы работали в разных бригадах и в разных сменах», – привел мельников слова Егорова.
Когда Мельников начал рассказывать о Егорове, Бессонов внес протест: пересказ показаний третьих лиц процессуальный кодекс запрещает.
В своем рассказе Мельников упомянул первоначальные показания Попова о рабстве в Дагестане и бегстве из рабства. Судья поинтересовался, где находится протокол первого допроса Попова, и на этот вопрос не смог ответить ни составлявший его Мельников, ни оба сотрудника военной прокуратуры. Мельников сообщил, что отправлял материалы в архив управления внутренних дел, но к делу они оказались не приобщены.
Из-за массовой неявки свидетелей судья счел необходимым перенести следующее слушание на более отдаленный срок и объявил, что не явившиеся по повестке без уважительной причины будут подвергнуты приводу.
После окончания заседания Попов сообщил журналистам, что в показаниях свидетельницы половина неправда, что под фамилией «Минич» зарегистрировали его другие люди. Что же касается переговоров по телефону, Попов со смехом сказал, что Варфоломеевой с одного и того же номера «многие звонили». К слову, на следственном эксперименте в Дагестане Попов отрицал, что располагал возможностью выйти в интернет.