Православное просвещение в Саратове сдает позиции

Миссионерская деятельность, или, говоря мирским языком, религиозная пропаганда в саратовских СМИ ведется ровно с того самого времени, когда это в принципе стало возможным в нашем государстве. Два года назад она бросалась в глаза любому .Сейчас перечень акт

11:00, 17 ноября 2011

Миссионерская деятельность, или, говоря мирским языком, религиозная пропаганда в саратовских СМИ ведется ровно с того самого времени, когда это в принципе стало возможным в нашем государстве. Старейший религиозный печатный орган области - газета «Православная вера» отметит в будущем году двадцатилетие. В момент ее образования понятие «религиозное» в нашем сознании почти автоматически означало «православное». С тех пор многое изменилось.

«Золотой век» православной журналистики...
Два года назад миссионерская деятельность РПЦ в Саратове бросалась в глаза любому, кто обращал внимание на какие бы то ни было СМИ. В Саратовской (тогда еще) епархии издавались газета «Православная вера», журнал «Православие и современность. Саратовские епархиальные ведомости» и, задуманный как приложение к «Студенческому городу», молодежный православный журнал «Берег».
Епархия курировала колонки в светских СМИ. В еженедельной газете «Славянский мир» сотрудники «Православной веры» помогали вести «Православную страницу». Православные календари выходили в «Репортере» и «Новых временах в Саратове», причем пользовались большим успехом у читателей. Как поясняли сотрудники «Новых времен», редакция в составлении календарей придерживалась принципа объективности, упоминая праздники всех конфессий, но со временем православию стали уделять больше места. Но самый крупный проект был запущен в газете «Взгляд», там стала выходит ежемесячная четырехполосная вкладка «Взгляд – Православие».
Телевидение тоже не оставалось без внимания. Совместно с епархией ТВЦ-Саратов два раза в месяц выпускал «Приглашение в храм», передачу, которую вели протоиерей Владимир Пархоменко и диакон Максим Плякин. На «Российском информационном канале» выходили программы «Символ веры» и  «Небо на земле», на «России» – короткая «Свет миру».
В Интернете интенсивно развивался портал «Православие и современность» - один их самых посещаемых среди аналогичных сайтов. Также постоянно открывались новые локальные проекты – странички отдельных храмов и территориальных подразделений.

...и его увядание
Сейчас перечень активных информпроектов епархии выглядит более скромно. Из печатных проектов продолжает выходить газета «Православная вера», журнал «Православие и современность». На телевидении сейчас проходят еженедельные новостные передачи «События Саратовской митрополии» и программа, в которой появляется лично митрополит Лонгин –  «Беседы с Архипастырем». В нынешнем году на канале «Россия 24» вышло 12 выпусков грантового проекта «Саратов православный». Закончился грант – закончился проект.
Сохраняется тематическая вкладка в газете «Взгляд». В «Репортере» остался наследник православного календаря, рубрика формата «вопрос-ответ». На радио «Шансон» выходит православная программа «Восхождение».
Не может не развиваться интернет-направление. Портал митрополии, равно как и сайты более мелких церковно-административных единиц, продолжает действовать, многие публичные фигуры из числа саратовских клириков появились на ЖЖ. Под собственным именем в блогосфере выступает отец Нектарий, Максим Плякин ведет блог vocerkovlenie.
Расцвет православных СМИ в Саратове пришелся на времена, когда за public relations епархии отвечал игумен Нектарий (Морозов), служивший тогда настоятелем храма Утоли моя печали. Бывший московский журналист, окончивший семинарию и принявший постриг, несколько лет определял облик православного миссионерства в Саратове.
Почему он оставил свой пост? Ситуация чем-то напоминает опалу. Это священник, который воспринимался простым потребителем информационного продукта как второе лицо в епархии после владыки Лонгина, уходит на второй план. Уходит, формально получая повышение: он больше не настоятель, а благочинный, а это ступенька вверх в церковной иерархии. Но теперь он – только один из многих. Петропавловское благочиние включает Ленинский район Саратова и часть Саратовской области, это всего лишь одно из 21 подразделений митрополии. Сотрудники информационный службы митрополии в частной беседе сообщили, что решение отстраниться от активной работы на PR-направлении благочинный принял сам, и на решение повлияло в первую очередь состояние его здоровья. Он продолжает работать в сфере миссионерства: выполняет обязанности редактора, выпускает книги, но вся полнота ответственности за взаимодействие с обществом и СМИ – уже не его, простите за каламбур, епархия.
И в результате пропаганда православия на территории Саратовской митрополии сузилась.  

Ислам молодеет, а православие?
На фоне спада активности православного миссионерства в СМИ заметно укрепляет позиции ислам. Одним из самых стабильных религиозных телепроектов Саратова вполне можно назвать «Исламскую мозаику» на канале «Россия 24». Формат популярно-познавательной передачи, рассказывающей о религиозной жизни, быте, частностях и мелочах в саратовском православном ТВ так и не прижился – «Приглашение в храм», «Символ веры», «Саратов православный» и др. прожили недолго. Глава саратовских мусульман муфтий Мукаддас Бибарсов появляется нерегулярно, но часто. Все активнее материалы о миссионерской деятельности мусульман публикуются в местной прессе. Последовательно и удачно разыгрывается карта интернет-проектов об исламе. Помимо главного сайта духовного управления мусульман Саратовской области за последние год-два открылось несколько более-менее регулярно наполняемых региональных новостных лент исламской тематики.
Причем исламские пропагандисты делают ставку на молодежь. И результаты такого направления миссионерства налицо: как неоднократно отмечал в интервью Мукаддас Бибарсов, в мечеть приходят преимущественно молодые люди. Что же касается типичного контингента православного храма, существует даже известная шутка: «наши бабушки бессмертны». Действительно,  молодежно-ориентированные форматы в православных СМИ представлены слабо. Даже выдающиеся ораторские способности митрополита вряд ли склонят молодую аудиторию на его сторону. Все молодежные направления с уходом отца Нектария захирели. Исчез неординарный журнал «Берег», перестали выходить многие программы, знакомящие так называемых сомневающихся людей с жизнью православной общины. Получается, что теперь сохранены преимущественно направления, интересные в первую очередь пресловутым «бессмертным бабушкам»?
Таким образом, исламские клирики постепенно, но неуклонно перехватывают инициативу у православных. Если исламская тематика в саратовских СМИ будет развиваться в том же темпе, скоро «исламское» присутствие в местном информационном поле перевесит «православное».
Митрополиту Лонгину, конечно, сейчас не до просвещения масс – ему, прежде всего, нужно обустраивать две новые епархии, созданные его стараниями в пределах митрополии. А это новый аппарат, новые рты, новые затраты, которые придется снимать с храмов, в ущерб их собственному благоустройству.
И все же мы не хотим учить ученого и надеемся на благоразумие владыки, которого ему не занимать.

 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться